Оглавление статьи:
ГЭСН 27-02-010-02
Установка бортовых камней бетонных: при других видах покрытий
ЛОКАЛЬНАЯ РЕСУРСНАЯ ВЕДОМОСТЬ ГЭСН 27-02-010-02
Наименование | Единица измерения |
Установка бортовых камней бетонных: при других видах покрытий | 100 м бортового камня |
Состав работ | |
01. Устройство бетонного основания с уплотнением, установкой и снятием опалубки. 02. Установка бортовых камней с подтеской, заливкой швов и их расшивкой. 03. Очистка гранитных бортов. |
ЗНАЧЕНИЯ РАСЦЕНКИ
Расценка учитывает ПЗ работы на 2000 год (Московские цены), рассчитаны по ГЭСН образца 2009 года. К стоимости нужно применять индексацию перевода в текущие цены.
Вы можете перейти на страницу расценки, которая рассчитана на основе нормативов редакции 2014 года с дополнениями 1
Основанием применения состава и расхода материалов, машин и трудозатрат являются ГЭСН-2001
ТРУДОЗАТРАТЫ
№ | Наименование | Ед. Изм. | Трудозатраты |
1 | Затраты труда рабочих-строителей Разряд 2,9 | чел.-ч | 76,08 |
2 | Затраты труда машинистов (справочно, входит в стоимость ЭМ) | чел.-ч | 0,68 |
Итого по трудозатратам рабочих | чел.-ч | 76,08 | |
Оплата труда рабочих = 76,08 x 8,45 | Руб. | 642,88 | |
Оплата труда машинистов = 9,64 (для начисления накладных и прибыли) | Руб. | 9,64 |
Составляем ресурсную смету по ГЭСН своими руками.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ
№ | Шифр | Наименование | Ед. Изм. | Расход | Ст-сть ед. Руб. |
Всего Руб. |
1 | 021141 | Краны на автомобильном ходу при работе на других видах строительства 10 т | маш.-ч | 0,68 | 111,99 | 76,15 |
2 | 400001 | Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т | маш.-ч | 0,04 | 87,17 | 3,49 |
Итого | Руб. | 79,64 |
РАСХОД МАТЕРИАЛОВ
№ | Шифр | Наименование | Ед. Изм. | Расход | Ст-сть ед. Руб. |
Всего Руб. |
1 | 101-1805 | Гвозди строительные | т | 0,001 | 11978 | 11,98 |
2 | 102-0038 | Брусья необрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, все ширины, толщиной 100, 125 мм, IV сорта | м3 | 0,17 | 880 | 149,60 |
3 | 401-0006 | Бетон тяжелый, класс В15 (М200) | м3 | 5,9 | 592,76 | 3 497,28 |
4 | 402-0004 | Раствор готовый кладочный цементный марки 100 | м3 | 0,06 | 519,8 | 31,19 |
5 | 413-9010 | Камни бортовые | м | 100 | 0,00 | |
Итого | Руб. | 3 690,05 |
ИТОГО ПО РЕСУРСАМ: 3 769,69 Руб.
ВСЕГО ПО РАСЦЕНКЕ: 4 412,57 Руб.
Посмотрите стоимость этого норматива в редакции 2020 года открыть страницу
Сравните значение расценки со значением ФЕР 27-02-010-02
Для составления сметы, расценка требует индексации перехода в текущие цены.
Расценка составлена по нормативам ГЭСН-2001 редакции 2009 года в ценах 2000 года.
Для определения промежуточных и итоговых значений расценки использовалась программа DefSmeta
BrickNews.ru
Новости строительства и архитектуры
Бортовые камни
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста расценку (Бортовой камень БР 100.30.15 на бетонной подушке В 15) и (Бортовой камень БР 100.20.8 на бетонной подушке В 15) в МТСН и ФЕР (2001 и 2009)
А вот, я извиняюсь, в чем проблема то была? В 27 же прям так и написано: установка бортовых камней. В чем заковыка? Почему на форум надо с этим вопросом? И кстати на БР 100*20*8 уменьшающий к-т на бетон не забудьте. Правда чтоб его узнать придётся тех.часть прочесть. Но что поделаешь, жизнь жестока.
Норма расхода бетона на бордюрный камень: вместо коэффициента 0,059 коэффициент 1,00. Как доказать коэффициент 1,00 ?Добавлено (26.09.2012, 12:56)———————————————там просто 2 расценки: при цементнобетонных покрытиях и других видах покрытийДобавлено (26.09.2012, 13:14)———————————————нужен повышающий коэффицент 1,00. как-нибудь можно его доказать?
что это за коэффициент скажите сначала. и почему он повышающий, если он равен единице?
это коэффициент бетона бортового камня
откуда вы его взяли?
0.59- 0.1*0.2*2+(0.15*0.1)=0.055 1.07*0.055=0.059Добавлено (26.09.2012, 14:05)———————————————но нам нужен повыше коэффицент 1,00
ARK, коэффициента по хотелкам не бывает
что за арифметика? догадайтесь все сами
как его докозать?
эта арифметика из проектаДобавлено (26.09.2012, 14:24)———————————————бортовой камень на бетонной подушке В15, размеры камня 150х100
5,9 м3 бетона ,расход на установку 100м поребрика.. на 10м пог.-0,59м3 Количество поребрика К=1 100м/10м
vladnik, нужен коэффициент 1, а не 0,59. и как доказать коэффицент 1
ARK, Вы по расценке ФЕР27-02-010-01 на 100 метров установки камня расходуете 3,9 м3 Бетон тяжелый, класс В15 (М200) (на что устанавливаете камень) и 0,06 м3 (по ФЕР, а не 0,059 неизвестно откуда) Раствор готовый кладочный цементный марки 100 (для заделки швов между камнями). У Вас другой расход? Питер жжет сегодня
камень на асфальт, а 0,059 с проекта
под кажный поребрик укладываем 5,9/100=0,059м3 бетона (по 2-ой расценке..) СВЕРХУ поребрик укладываем 1 (ОДЫН) штук длиной 1 м с К=1
Всем добрый день! Подскажите, пожалуйста, нужно ли применять коэффициент из тех.части прил.27.3 п.3.8 к установке бортовых камней (БР100.30.15) по расц.ТЕР27-02-010-02. Согласно замечаниям экспертизы — надо.
Liliyshka, нет конечно! Там же русским по белому написано для камней сечением 100х200, а у вас 150х300
Нет, не надо. У вас сечение бордюра 300х150 мм, а коэффициент применяется при меньшем сечении: 200х100 мм.
Да, я это поняла. Как им отписаться, чтобы они больше не писали этого замечания, незнаю. Спасибо большое
Liliyshka, письмецо официальное запросите, почему это вам объём бетона занижают. Нарисуйте схему защемления бортового камня, где ясно будет видно, что именно 5,9м3 бетона вам надо а не 5,074.
дорожник, хорошо, попробую. Спасибо большое
Liliyshka, а вот вам на всякий случай схемка)
Здравствуйте! Какую бы расценку применить для устройства земляного ящика под бортовой камень?
Neri, это траншея наверное по 01 сб?
Я тут посмотрела технологическую карту, там под БР автогрейдером со специальным навесным оборудованием прорезается борозда. Все очень просто и быстро, траншею будет посложней выкопать. Вот и засомневалась.
в общем то не сталкивалась чтобы прям под БР траншею делали. Он же, БР в смысле, сам по себе не ставится, от при ПЧ или при тротуаре обычно идёт, вот общее зем.корыто и делают, не разделяя где оно под БР а где под остальное. Зачем вам это?
дорожник, думаю, включать дополнительно земляные под БР или нет. Судя по Вашему ответу — не надо.Добавлено (29.07.2014, 11:58)———————————————Здравствуйте! Нужно ли выполнять уплотнение грунта (корыта) после устройства корыта под земляное полотно дороги?
Neri, обязательно. тем более если рпедусмотрено проектов. виброкатки с несколькими проходами
Посмотрел технологическую карту на установку бортового камня. В технологической карте есть засыпка грунта с обратной стороны бортового камня. В расценке этого нет. Как поступать?
см. здесь форума запрещено дублировать сообщения.
Добрый день. В ходе ремонта дороги необходимо демонтировать бортовой камень и потом поставить новый. Подрядчик применяет расценку 6.68-45-1 «РЕМОНТ БОРТОВОГО КАМНЯ БЕТОННОГО С ЗАМЕНОЙ». Расценка получается значительно дороже, чем если брать отдельно демонтаж и монтаж. Вопрос: правильно ли в данном случае применена эта расценка? (смущает слово РЕМОНТ, когда мы не ремонтируем, а полностью заменяем) Заранее спасибо.
NikOS1052, а состав работ в расценке смотрели?
veronika-2, состав смотрела, там вопросов у меня не возникло. Смутило лишь слово Ремонт.
А у меня возникло. Можно на него (на состав работ) здесь посмотреть? Не у всех же ТСН есть. Вас «Смутило слово Ремонт», а меня терзают смутные сомнения, присутствует ли там ремонт как таковой. Неужто и впрямь бортовые камни строители ремонтируют? Хотя, есть даже патент на изобретение: БОРТОВОГО КАМНЯ БЕТОННОГО С ЗАМЕНОЙ» Состав работ: 1. Разломка цементно-бетонного основания. 2. Погрузка лома. 3. Разборка бетонного (1, 2) или гранитного (3, 4) бортового камня на бетонной основе. 4. Очистка бортового камня (2, 4), зачистка полосы установки борта. 5. Устройство бетонного основания под бортовой камень. 6. Установка бортового камня на бетонное основание. 7. Устройство цементно-бетонного основания. В том то и дело, что по составу работ этой расценки идет замена, но почему расценка звучит как РЕМОНТ. хотела услышать мнение профессионалов. )
NikOS1052, Расценка 6.68-45 «Ремонт бортового камня на бетонном основании с заменой и без замены» В данном случае, принятая Вашим Подрядчиком расценка 6.68-45-1 «с заменой» не предусматривает ремонт самого бортового камня для последующего использования, но расценки данной таблицы 6.68-45-2,4 подразумевают условно «ремонт» (п.4 состава работ). Выражу мнение, учитывая тот факт что расценка подразумевает разборку с последующей установкой новых или частичный ремонт существующих бортовых камней, поэтому разработчики назвали ее «Ремонт. «. Кроме того, расценка включает работы по разборке основания и устройству нового.
Технология укладки бордюрного камня
Обязательно ли устанавливать бордюр при устройстве дорожных покрытий из плитки? Какие инструменты и материалы понадобятся для монтажа? Как выполняются работы по установке бордюрного камня? — на эти и другие вопросы отвечает практикующий специалист.
Обязательно ли устанавливать бордюр при устройстве дорожных покрытий из плитки и как правильно его выбрать?
При устройстве дорожных покрытий из тротуарной плитки установка бортового камня (бордюра, поребрика, БР) обязательна. Эти изделия выполняют несколько функций:
- разграничивают пешеходную и проезжую части, пешеходную дорожку и газон;
- предотвращают сдвиг и расползание элементов мощения, загрязнение дорожек грунтом;
- придают участку аккуратный вид.
Наибольшей популярностью пользуются БР, изготовленные из тяжелой бетонной смеси. При покупке изделий заводского изготовления нужно учитывать следующие факторы:
- Характеристики бетона, из которого изготавливаются изделия. Качественная продукция должна иметь морозостойкость не ниже F200. Такой материал, способный выдерживать до 200 циклов замораживания/оттаивания, служит примерно 40 лет. Водопоглощение – не более 6%, марка прочности – М400 (класс прочности В30).
- Способ производства. Лучшими характеристиками обладают вибропрессованные изделия –прочные, плотные, долговечные, имеют точную геометрическую форму.
- Конкретное назначение. Для укладки бордюрного камня вдоль садовых дорожек рекомендуют изделия марки БР 100.20.8 (длина – 1 м, высота – 20 см, ширина – 8 см), для установки вдоль средненагружаемых автомобильных дорог – БР 100.30.15 (длина – 1 м, высота – 30 см, ширина – 15 см), для автомагистралей – БР 100.30.18 (длина – 1 м, высота – 30 см, ширина – 18 см). При изготовлении массивных бордюров для автомагистралей их упрочняют стальной арматурой.
Как правильно установить бордюры, до или после укладки тротуарной плитки?
На этот вопрос однозначно ответить сложно, потому что каждый из вариантов имеет плюсы и минусы.
- Устанавливаем сразу. Этот вариант хорошо подходит для новичков. Бордюры четко обрамляют участок, который подлежит благоустройству, и упрощают задачу по соблюдению границ. Для экономии элементов мощения необходимо рассчитать расстояние между поребриками, которое должно быть кратно ширине брусчатки. При расчетах необходимо помнить, что между элементами мощения есть зазор – 2-4 мм. Новичкам лучше воспользоваться размерами уже готовой дорожки.
- Монтируем после укладки брусчатки. Подобный выбор позволяет рационально использовать плитку и избежать ее распиливания.
Какие инструменты и материалы понадобятся для монтажа бордюра?
Для правильной установки тротуарного бордюра в соответствии с технологией необходимо подготовить: строительный уровень, деревянные колья, длинный прочный шнур, мастерок, емкость для приготовления цементно-песчаного раствора или бетономешалку, резиновый или деревянный молоток, клещи (понадобятся при использовании тяжелого БР).
Какая технология установки дорожного бордюра является правильной?
При обустройстве тротуаров и автодорог бордюрный камень обычно укладывают на бетонную подготовку. Этот способ хорошо подходит для грунтов, испытывающих сезонные пучения.
- Перед тем как установить тротуарный бордюр, разбивают с помощью колышков и шнура линию монтажа лицевой стороны бортового камня. Лицевая сторона БР повернута к покрытию. На колышках наносят отметки расположения грунта и бетонного основания. На высоте расположения верхнего края бордюра натягивают шнур. В зависимости от геологических особенностей участка верхний край поребриков может идти параллельно поверхности грунта или под уклоном к ней.
- Подготовка траншеи под монтаж БР. Глубина ее должна быть такой, чтобы после укладки бордюра его верхний край возвышался над покрытием на 2-3 см. Если поребрик разделяет газон и пешеходную зону, то такое возвышение предотвратит попадание грунта на плитку.
- Уплотнение грунта основания. Если для уплотнения используется виброплита, то ширина траншеи должна соответствовать ширине плиты. В общем случае ширина траншеи равна ширине БР плюс запас с каждой стороны по несколько сантиметров.
- На грунт укладывают слой геотекстиля плотностью не менее 160 г/см2. Эта операция не относится к обязательным, но она существенно продлевает срок службы бордюра, предотвращая смешивание грунта и щебня.
Какая технология укладки бордюра применяется для обрамления садовых дорожек?
Если грунты не склонны к пучению, пешеходные дорожки, клумбы, цветники можно обрамлять поребриками, которые устанавливаются только на уплотненную щебневую подготовку. Толщина щебневого слоя в этом случае должна быть не менее 15 см. Такой способ более дешевый и простой, по сравнению с установкой бордюра на бетонную смесь.
Как правильно подготовить бордюр для его укладки по краям криволинейных дорожек?
При оформлении криволинейных садовых дорожек с крутыми поворотами бордюрный камень приходится резать. Для этой цели в основном используются углошлифовальные машины (УШМ, «болгарки») с алмазным кругом по бетону или гильотины, рассчитанные на раскалывание изделий из натурального или искусственного камня. Частные застройщики чаще всего применяют УШМ, с помощью которой можно сделать аккуратный рез. Но при работах с ней необходимо быть предельно осторожным и использовать средства защиты для рук и глаз. Гильотиной резать проще и безопасней, но в домашних мастерских такого оборудования нет, а приобретать его для проведения разовых работ слишком дорого.
Если дорожка делает плавные повороты, то поребрики не режут. Зазоры между ними заполняют цементно-песчаным раствором.
Садовый бетонный бордюр: способы установки
Конструкция садово-парковых дорожек предусматривает наличие защитного ограждения полотна – бордюр садовый бетонный. Бордюр устанавливается по наружному периметру дорожки и выполняет следующие функции – защита полотна от разрушения, зарастания травой, засыпания грунтом с клумб и газонов. Садово-парковая дорожка, окаймленная бордюрными камнями, приобретает завершенный архитектурный вид.
- Виды бетонных бордюров для садовых дорожек
- Бетонный формовой садовый бордюр ГОСТ 6665-91
- Формовой бордюр собственного изготовления
- Бордюр заливаемый в опалубку
- Материал для изготовления садового бордюра
- Установка формового бордюра для садовых дорожек
Виды бетонных бордюров для садовых дорожек
Существует три вида строительных материалов этого типа:
- Тротуарный дорожный камень промышленного производства, изготовленный в соответствии с требованиями ГОСТ 6665-91. «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия».
- Формовой бетонный садовый бордюр, изготовленный своими руками непосредственно на строительной площадке.
- Декоративный бордюр, залитый в опалубку по аналогии с ленточным фундаментом.
Рассмотрим особенности каждого типа подробнее.
Бетонный формовой садовый бордюр ГОСТ 6665-91
Этот тип бордюра выпускается производственными компаниями, специализирующимися на изготовлении ЖБИ и тротуарной плитки. Готовые к установке изделия можно приобрести либо в производственной компании, либо в магазинах строительных материалов.
Технические характеристики садового бордюра:
- Обозначение в соответствии с требованиями ГОСТа: БР 100.20.8 (Бордюр Рядовой 100х20х8 см.).
- Назначение: отделение садово-пешеходных дорожек от газонов и клумб.
- Средняя масса, кг: 40.
- Класс бетона по прочности на сжатие: В22. Соответствует марке бетона М300.
- Размеры садового бетонного бордюра по ГОСТ: длина 1000 см, высота 200 мм, ширина 80 мм. На верхней грани элемента выполнена декоративная фаска 15х15х45 °.
- Материал изготовления: не армированный мелкозернистый бетон.
- Условия твердения бетона: пропаривание при температуре не более 70 градусов Цельсия.
- Средняя цена 1 единицы в розничной продаже: 140-185 руб. плюс доставка.
Формовой бордюр собственного изготовления
Должен соответствовать гостовскому изделию по всем техническим характеристикам, кроме двух факторов: заливка изделий производится в самодельные деревянные формы или покупные полипропиленовые формы, а пропаривание при температуре 70 градусов Цельсия заменяют вибрированием тем или иным способом.
форма для бордюра
Соответственно качество самодельного бордюра несколько хуже, чем элементов заводского изготовления. Для определения целесообразности самостоятельного изготовления, рассчитаем примерную себестоимость бордюрного камня произведенного своими силами. Исходные данные:
- Стоимость формы: 580 рублей.
- Стойкость формы: до 300 циклов заливки.
- Материал заливки: бетон М300;
- Стоимость 1м3 бетона: 3550 руб.
- Объем готового изделия: 0,016 м3.
- Количество единиц получаемых из 1 м3: 1/0,016=62 шт.
- Доля стоимости формы в одной единице: 580/300=1,93 руб.
Примерная себестоимость бордюра собственного изготовления: 3550/62+1,93=59 рублей. Подобная значительная разница в цене изделия заводского и цене самодельного изделия объясняется высокой себестоимостью пропаривания, начислениями на заработную плату, НДС и накладными расходами. Вывод. Если стоит задача получить недорогой садовый бордюр, есть смысл изготовить его своими силами.
Бордюр заливаемый в опалубку
Технология создания бордюра этого вида, аналогична технологии заливки ленточного фундамента. В предварительно отрытую и подготовленную канавку устанавливается опалубка, в которую заливается бордюр.
Опалубка выдерживается в течение 72 часов, демонтируется, готовый бордюр, болгаркой расшивается температурными швами, укрывается полиэтиленовой пленкой и после набора прочности (14-28 суток) готов к эксплуатации.
Преимущества: совмещение процесса изготовления и установки, минимально возможная себестоимость, возможность формирования элементов имеющих любую криволинейность. Недостатки: относительно низкое качество и долговечность, относительно худший внешний вид.
Материал для изготовления садового бордюра
Для производства садовых бордюров используется мелкозернистый бетон, который должен готовиться в соответствии с рекомендациями, изложенными в ГОСТ 6665-91:
- Марка бетона М300(В 22,5).
- Подвижность бетона: П2-П3.
- Содержание вовлеченного воздуха: 4-5%.
- Пропорции компонентов (Ц: П: Щ:В):1:2:3,3:0,4.
- Связующее: портландцемент ЦЕМ I 32,5Н ПЦ.
- Крупный заполнитель: гранитный щебень или гравий или доменный шлак с наибольшим размером фракции 20 мм.
- Марка крупного заполнителя по прочности на сжатие: 1000; по морозостойкости F
- Мелкий заполнитель: природный песок с модулем крупности частиц 2,2.
Для обеспечения показателей подвижности и вовлеченного воздуха используются присадки, добавляемые на этапе перемешивания компонентов: «Суперпластификатор С-3» в количестве 0,7-0,7 от массы цемента и «Смола нейтрализованная воздухововлекающая» в количестве 0,15-0,2 от веса связующего.
Важно! При изготовлении бетона для производства бордюра, следует строго соблюдать водоцементное соотношение: 1 часть цемента, 0,4 части вода.
Собственно технология замешивания бетона ничем не отличается от стандартной. Этапы технологии: перемешивание порций сухих компонентов: цемента, песка и щебня, добавление воды и присадок, повторное перемешивание до однородной консистенции в бетономешалке или вручную.
Установка формового бордюра для садовых дорожек
Для монтажа бордюрного камня понадобятся следующие материалы и инструменты:
- Бетон М100 и цементно-песчаный раствор М50.
- Мелкий щебень или речной песок для дренажа.
- Трамбовка (кусок бревна небольшого диаметра или кусок деревянного бруса 100х100 мм).
- Полипропиленовая или льняная бечевка, металлические или деревянные колышки.
- Строительный уровень, штыковая и совковая лопата, ведра, шпатель.
Технология установки садового формового бордюра проста, и может быть реализована своими силами без привлечения наемной силы. Далее мы расскажем, как установить садовый бетонный бордюр своими руками.
- Участок под садовую дорожку планируется. По обеим сторонам участка выкапываются траншеи глубиной 140 мм и шириной 120 мм.
- Дно траншеи уплотняется трамбовкой, после чего на дно траншеи, толщиной 40 мм насыпается и уплотняется мелкий щебень или речной песок.
- По верхнему срезу бордюрного камня, на колышки, строго горизонталь натягивается бечевка. Для контроля горизонтальности следует использовать строительный уровень.
- Ответственный этап – установка бордюрных камней. На щебенку, тонким слоем выкладывается бетонная подушка. Верхний срез камня выставляется по бечевке и дополнительно контролируется по уровню. Далее с зазором 3-4 мм по торцу также на бетонную подушку устанавливается следующий камень и так до конца дорожки.
- Зазоры между бордюром и траншеей заливаются бетоном, а зазоры между торцами замазываются цементно-песчаным раствором. Бетон трамбуется штыкованием, для замазывания зазоров используется тонкий шпатель.
Через 72 часа после заливки раствора наружный периметр бордюра отсыпается грунтом, после чего можно начинать формирование полотна дорожки.
Расценки на бордюр в смете
Расценки на бордюр в смете
Расценки в смете на демонтаж бордюрного камня так же, как и расценки в смете на установку бордюров чаще всего являются частью комплекса работ по устройству асфальтового покрытия или по облагораживанию территории того или иного объекта. В связи с этим расценки на указанные виды работ рекомендуется искать в специализированных сборниках на автомобильные дороги или на благоустройство.
Использование расценок в смете на устройство бордюров возможно на основании нескольких сметных нормативных баз. В данной статье будут рассмотрены случаи применения в сметных формах норм из базы ФЕР.
Расценки на устройство бордюрного камня в смете
Расценки на установку бордюров в смете применяются на основании норм из сборника ФЕР27. Указанный сборник объединяет в своем составе множество норм, связанных с устройством автомобильных дорог. При этом следует отметить, что нормами сборника учтено не только создание и обустройство дорог из асфальта, но также и из прочих материалов.
В составе указанного сборника возможно найти несколько вариантов расценок для сметы на устройство бордюра. Одним из вариантов являются нормы из таблицы ФЕР27-02-010. Указанная таблица учитывает устройство бортовых камней из различного материала.
Так, норма под шифром ФЕР27-02-010-01 является расценкой в смете на установку бордюров из бетона при цементобетонных покрытиях, а нормой ФЕР27-02-010-02 можно определить стоимость установки бетонных бортовых камней при других видах покрытий. Нормы 03 и 04 в таблице ФЕР27-02-010 учитывают установку бордюров из природных камней на те же виды покрытий, что и в нормах 01 и 02.
Несмотря на разные типы материалов, используемых в расценках в смете на устройство бордюрных камней, состав работ всех четырех норм в таблице ФЕР27-02-010 идентичный. Прежде всего, состав работ предусматривает устройство бетонного основания. Данная манипуляция должна производиться с попутной установкой и разборкой опалубки и уплотнением.
Далее расценки в смете на установку бордюров из таблицы ФЕР27-02-010 включают в себя собственно установку бортовых камней выбранного типа и их подтеску. Работы по заливке швов и их расшивке также являются частью состава работ норм указанной таблицы. Очистка гранитных бортов входит в завершающий этап состава работ всех норм в ФЕР27-02-010.
Объем работ в указанных выше расценках в смете на устройство бордюров измеряется в 100м. Следует отметить, что ресурсная часть всех норм таблицы ФЕР27-02-010 учитывает большинство материалов, необходимых для корректного производства работ. Однако марка и стоимость самих бортовых камней в нормах не учтена и должна быть внесена в состав локальных смет, локальных ресурсных сметных расчетов и смет по форме №4 отдельно на основании данных из проектной документации.
Рисунок 1. Расценка в смете на установку бордюра
Следующей таблицей в сборнике ФЕР27, в которой находятся расценки для сметы на устройство бордюрных камней, является таблица ФЕР27-02-011. В указанной таблице содержится единственная норма на установку бортовых гранитных камней типа ЗГП. Объем работ в норме, как и в нормах предыдущей таблицы, измеряется в 100м. Однако состав работ является более сложным и трудозатратным.
Состав работ расценки в смете на установку бордюров под шифром ФЕР27-02-011-01 включает в себя погрузку материала, его транспортировку до места укладки на расстояние 150м и выгрузку. Далее нормой предусмотрена раскладка камней вдоль линии установки, устройство вручную монтажного слоя из бетона и установка бордюров.
Кроме этого, в состав работ нормы ФЕР27-02-011-01 входит ручная кантовка камней, подбивка бетонной смесью и трамбование. Опиловка и скалывание также являются частью указанной нормы. Омоноличивание швов и приготовление раствора для этого обозначены в норме при завершении работ в расценке в смете на установку бордюров.
Еще одной таблицей, в которой можно подобрать расценку в смете на устройство бордюрного камня, является ФЕР27-02-015. В ней содержится три нормы, которые учитывают установку бортовых камней из монолитного бетона. При этом метод монтажа предусматривает работу бетоноукладчика-планировщика. Разница в нормах заключается в типе участка, на котором производятся работы.
Норма ФЕР27-02-015-01 является расценкой в смете на установку бордюров на комбинированном участке. Норма 02 в таблице учитывает производство работ на прямом участке, а норма ФЕР27-02-015-03 — на радиусном. Единицей измерения работ в таблице ФЕР27-02-015 приняты 10м.
Что касается состава работ расценок в смете на устройство бордюра из таблицы ФЕР27-02-015, то он отличается широким спектром манипуляций. На начальном этапе нормами предусмотрена установка стоек под струну, балансировка и натяжение струны. После этого происходит балансировка бетоноукладчика и выгрузка бетона.
Далее расценками в смете на установку бордюров предусмотрена укладка бетонной смеси и контроль поверхности с исправлением швов. Покрытие готового изделия мастикой, снятие струн и прорезка усадочных швов являются обязательной частью всех трех норм в таблице ФЕР27-02-015. Герметизация швов и поливка камней также входят в состав работ расценок.
Расценки на демонтаж бордюров в смете
Расценки на демонтаж бордюрного камня в смете могут быть обнаружены все в том же сборнике на автомобильные дороги ФЕР27. Нормы для данного вида работ находятся в таблице ФЕР27-03-010. В таблицу включено две нормы.
Первая норма под шифром ФЕР27-03-010-01 является расценкой в смете на демонтаж бордюров на бетонном основании. Норма ФЕР27-03-010-02 предусматривает демонтажные работы камней на щебеночном основании. Объем работ в обеих нормах измеряется в 100м.
Состав работ в расценках в смете на демонтаж бордюрного камня из таблицы ФЕР27-03-010 включает в себя разборку камней вручную, а также сгребание материала, который был получен в результате разборки. Кроме того, оправка в штабеля материала также входит в состав работ обеих норм.
На основании всего написанного выше, можно отметить, что применение расценок в смете на устройство бордюра, а также на его демонтаж, происходит с использованием норм из одного и того же сборника. Однако в данном случае при выборе расценок важно учитывать материал изделия и состав работ.
Рисунок 2. Расценка в смете на демонтаж бордюра