Оглавление статьи:
Природный камень как материал архитектуры
Профессор Алексей Иванович Некрасов (1885-1950) — крупнейший историк искусства, создавший в 1920-1930 гг. московскую школу искусствознания. Выдающийся теоретик и аналитик, Некрасов до 1938 г. опубликовал свыше 150 работ. Последовавшее затем десятилетнее пребывание в политических лагерях и тюрьмах, поднадзорная жизнь и ссылка не сломили дух исследователя — его рукописное наследие составляет несколько тысяч страниц. Особое место среди поздних работ занимает книга «Теория архитектуры», написанная во время его заключения в Воркуте в 1945-46 гг. и впервые вышедшая в свет в 1994 г. Это оригинальная и глубокая попытка осмысления мирового архитектурного опыта, анализ основополагающих категорий архитектуры — пространства, массы, формы и образа. Здесь мы приводим фрагмент из указанной книги, касающийся камня, как материального средства архитектуры.
Материал, из которого создаются памятники архитектуры, сам по себе не является, как и техника (конструкция), основой архитектурного стиля. Вполне возможно применение разных материалов в одном и том же стиле и одних и тех же материалов в разных стилях.
В египетском и готическом зодчестве мы имеем депо с природным камнем, однако очевидно, что материал в данном случае ничего не создавал сам по себе, как очевидно и то, что и в том, и в другом случае к нему относились по-разному; камень породил в каждом случае нечто особенное согласно воле человека.
Всякий материал, помимо своих чисто строительных свойств, имеет и чувственно-познавательную природу. По своей фактуре, цвету, способности принимать ту или иную форму один материал отличается от другого: один более привлекает нас к себе или более выгоден для создания задуманного нами впечатления, другой менее. Каждый материал имеет свои художественные возможности, фактуру и цвет, т.е. свой собственный образный язык, свою тектонику, пластику л даже масштабы.
Недаром была высказана мысль о том, что не должно быть противоречия между материалом и концепцией произведения, что, безусловно, справедливо. Поэтому-то и появляются подделки под тот или иной материал, цель которых — добиться эффекта подлинного материала или в интересах концепции произведения в целом, или в какой-нибудь частности. Чтобы не возвращаться более к проблеме этих подделок, кратко остановимся на них. Всем известно, что иногда стену «разделывают под мрамор», а дверь — «под орех». Но что это бывает за разделка ?! Лучше бы её не было.
Выше было сказано, что готика бывает каменной» и «кирпичной» и что в этом есть определенный смысл. Действительно, массовое изготовление кирпича ведёт к однообразию размеров и форм даже, например, в так называемом лекальном кирпиче, в то время как при индивидуальном изготовлении каждого камня можно менять и размеры и формы в зависимости от удобства, замысла архитектора и эффекта в каждом месте здания.
Указывают, что в индийском зодчестве по преимуществу употребляли камень, так как кирпич не соответствует крупному членению масс. Это вовсе не значит, что индийское зодчество принципиально каменное; ведь камень также можно разбить на сравнительно мелкие блоки; так, эти блоки в готике значительно меньше, нежели в зодчестве античности. Но в индийском зодчестве архитекторы использовали крупноблочное строительство во имя создания определённых образов и эффектов, и можно только подивиться, что у нас не умеют сделать никаких выводов из малопривлекательности отечественного крупноблочного строительства.
Бывают случаи, когда крупные, серые, очень эффектные блоки наших домов заштукатуривают и закрашивают. Вот где, а именно — в падении вкуса таятся последствия неукоснительного техницизма, которые ведут к неумению извлечь привлекательную образность в их строительстве.
Совершенно обратное мы находим в русской архитектуре XVII века, где совмещение дробного кирпича с белокаменными обломами составляет замечательное и изысканное художественное зрелище. Но напрасно отсюда делать вывод, что в данном случае мы имеем дело с подчинением зодчего материалу. Более того, древнерусский мастер усиливал эффекты материала, казавшиеся ему недостаточными; кирпичную кладку стены он покрывал штукатуркой, по которой красной и белой краской выводил ту же кладку, но более чёткую! (Церковь Успения на Покровке работы Михаила Потапова).
Наиболее ужасное последствие механистического подхода к зодчеству и неумения подчинить себе материал, а также найти в нём выгодные (или невыгодные) для образа свойства заключается в широком распространении штукатурки.
Выше мы отметили весьма давнее существование штукатурки в Месопотамии, Древней Греции, зодчестве Ренессанса.
Прежде всего, штукатурка в данном случае вовсе не воспроизводит естественный камень, как полагают многие, но как вряд ли полагали зодчие Возрождения: она его заменяет, внося идею единства массы, является совершенно особым, самостоятельным материалом.
Что же стало со штукатуркой, когда её начали оставлять белой или окрашивать в бледный, блеклый, нейтральный тон?! Красноватый цвет классицизма и интенсивно желтый ампир при обязательной двухромности (т.е. при белых активных элементах здания и цветных нейтральных плоскостях) были последними проявлениями осмысленного отношения к штукатурке. А затем решили, что она «воспроизводит» камень, и стали из нее выделывать любые формы «под камень». Мы уже указывали на уродливую рустику Зоологического музея Московского университета; её безобразие усугубляется «грязноватой» штукатуркой. Конечно, штукатурка сама по себе вовсе не воспроизводит фактуру камня. Надо очень много потрудиться с ней, чтобы она потеряла не только свой безличный тои, но и свою вялую поверхность.
Подлинный камень, прежде всего, привлекателен своей фактурой; именно она создаёт впечатление солидности и прочности материала. Своей тяжестью и массивностью блоков камень может как бы давить на психику человека, как было в архитектуре классического Востока и Рима, но может создать и нечто невесомое, как в готике. Сравнительно недорогой материал, такой как известняк и близкие к нему сорта, может придавать зданиям солидность и одновременно очарование. Этим отличается почти все древнерусское зодчество, что и оценил Фьораванти, когда приехал в Москву и «одел» свой Успенский собор в белокаменную облицовку, избегая штукатурки, Как известно, Фьораванти специально ознакомился с новгородским и суздальско-владимирским зодчеством, внеся в образ «своего» собора нечто от собора Софии Новгородской и Успенского собора во Владимире. Фьораванти также, несомненно, хорошо знал московские и подмосковные храмовые строения того времени, в том числе блестящее произведение — белокаменный собор в Звенигороде на Городке.
Среди величественной петербургской архитектуры XVIII века особенно выделяется Мраморный дворец Ринальди — не только действительно первоклассное здание, но и выгодно отличающееся своей каменной (мраморной и иной) кладкой (конечно, лишь облицовкой, как это было и в итальянских палаццо) от оштукатуренных зданий других крупнейших мастеров, в частности Кваренги.
Величие Кваренги можно особенно оценить не в городе на Неве, а в Москве, где его грандиозные колоннады выполнены не из оштукатуренного и окрашенного кирпича, а из цилиндрических блоков подлинного камня (дворец Головина в Лефортове).
Фактура камня определяет облик всего здания и его отдельных частей, но это зависит как от выбора камня, так и от его обработки, Следует вспомнить мысль, высказанную еще Пиранези, о зависимости красоты здания от качества материала. Виолле-ле-Дюк попытался внести более тонкое различие, полагая, что для Востока характерна декорация в зависимости от «материала», а для Греции — от — логики материала». Оставляя в стороне вопрос о том, что в точности имел в виду Виолле-ле-Дюк (по-видимому, и здесь у него кроется двусмысленность в результате того, что мысль с тектоники соскальзывает на чистую технику), мы можем принять это различие или просто в смысле красоты окраски камня, или в смысле тектонической его значимости.
В этом отношении очень важно, имеем ли мы дело с почти необработанным камнем или подвергнутым значительной обработке — полировке, шлифовке и пр. Именно это имели в виду мастера Ренессанса, меняя по этажам свою рустику, которая переходила от впечатления тяжеловесного внизу через впечатление плотного в среднем этаже к совершенно плоской, почти зеркальной поверхности в верхнем, третьем, этаже. Различные материалы использовались также для кладки стен с одной стороны и для пилястр и антаблементов — с другой.
Выбор камня по фактуре и характеру его поверхности, куда относятся гладкость или шероховатость, однотонность или нюансы колорита, однородность или наличие смеси как бы отдельных частиц и т.д., крайне разнообразен, в частности в строительстве в нашей стране. Мы видим это не только в архитектуре прошлого, но и в современной, например, в замечательных по фактуре материала (но не только) постройках московского метро. От тяжелого гранита, обычного для фундаментов и цоколей, мы восходим через многие, менее тяжелые, породы к лёгкому мрамору самых разнообразных цветов и оттенков со множеством прожилок (разводов). Эти прожилки, разводы, зернистость и прочие явления структуры характерны почти для всех камней; наименее они заметны в известняке.
Особый эффект структуры камня возникает при полировке, когда эта структура рисуется как бы в некой идеальной среде, в качестве какого-то непроницаемого зеркала. Ведь под выражением «разделать под мрамор» понимается, прежде всего, воспроизведение разводов, как будто в этом всё дело, в то время как имеется в виду производимое фактурой камня впечатление весомости и способности поглощать или отражать свет. Мрамор, может быть, наиболее замечателен по способности не только отражать свет, но и пронизываться им. Греки облюбовали этот материал под палящим солнцем своего вечно голубого неба.
Но мрамор замечателен также своей пластичностью; недаром его любили в Греции не только зодчие, но и скульпторы. В архитектуре греки добивались эффектов пластичности и упругости, обрабатывая в мраморе сложные детали своей архитектуры, например, капители, базы, карнизы, фризы всякого рода, наличники и пр.; однако они никогда не употребляли сплошной мелочной рези в мраморе и не убивали тем самым его чудной поверхности. Камень во внутреннем убранстве Храма Христа Спасителя.
Это умение найти среднюю линию, как раз подходящую для обработки мрамора, нелегко достигается. Например, совершенно неудачное, хотя и пышное сооружение, представляющее собою алтарь Храма Христа Спасителя в Москве, имитировавший из мрамора древнерусскую деревянную резную часовню. Её, конечно, не получилось, но исчезло все очарование самого камня, привезённого, кстати сказать, из Италии — в отличие от других национального происхождения материалов этого известного, но не лучшего произведения Тона. Камень в отделке зданий в МосквеВ наше время мрамор иногда понимают исключительно как облицовку и ограничиваются только его плоской обработкой, избегав даже моделированных мраморных гуртов и поясков, в результате чего создаётся какая-то мраморная «фанера». Это заметно и в отношении иных, более тяжёлых камней. Такой, довольно тщедушной «фанерностью» отличаются «листы» (именно «листы», а не «плиты») цокольного этажа гостиницы «Москва».
Введение полированного камня с его гладью, блеском и впечатлением легкости в цокольный этаж, в то время, как лежащие на нём этажи отличаются пластической мощью (т.е. поступать противоположно тому, что было принято в искусстве Ренессанса), довольно невыгодно, особенно если это никак не оправдано общим образом здания. В этом можно упрекнуть в общем интересное и хорошее здание — дом Министерства внутренних дел в Фуркасовском переулке в Москве.
Огромную тектоническую роль играет окраска здания. Мы уже говорили об этом применительно к материалу, его фактуре и цвету. Тектоническая задача решается двухцветностью в классицизме и ампире и соединением кирпича с камнем в древнерусском зодчестве. Контраст светлого и тёмного порождает как тектонический, так и декоративный моменты; особенно это чувствуется в употреблении цветных материалов. Так, в греческом периптере поэлементное разделение здания достигалось посредством разных подкрасок: мы видим в периптере подкраску мрамора то в жёлтый, то в синий тон. Величайшая ошибка думать, что совершенно белый мрамор был у греков каким-то преобладающим материалом; этого не было даже в мраморной скульптуре. которая или подкрашивалась, или же в работу пускались разноцветные мраморы. Так, в Эрехтейоне мы находим фигуры из жёлтого мрамора на фризе из тёмно-фиолетового. К сожалению, страсть в окраске иногда сопрягается чуть ли не с вандализмом. Нам неоднократно приходилось видеть, как отличный белый камень цоколя окрашивают в какой-либо тёмный цвет, думая, очевидно, придать цоколю более солидный вид; но, как правило, окраска лишь убивает материал, который серьёзен сам по себе и требует лишь искусства кладки (например, в рустах с кромками).
ПРИРОДНЫЙ КАМЕНЬ В АРХИТЕКТУРЕ
Аннотация: в статье рассматривается история применения природного камня в архитектуре, его свойства, разновидности по характеру применения, декоративные качества.
Ключевые слова: камень, архитектура, облицовка, тектоничность.
Камень –великолепный строительный материал, созданный природой. Крупнейший знаток камня, академик А.Е. Ферсман писал: «Камень сейчас в руках человека – не забава и роскошь, а прекрасный материал, которому мы сумеем вернуть свое место, материал, среди которого прекраснее и веселее жить. Шире дорогу камню в науку и технику, в искусство, архитектуру, в самую жизнь – жизнь яркую, красочную, полную труда и творчества!»[1].
Архитекторы до сих пор мало занимались проблемами применения каменных пород в строительстве, в основном ограничиваясь облицовочным камнем. Нет специальных трудов по теоретическому осмыслению роли природного камня в процессе развития современных архитектурных форм. Слабо изучены вопросы взаимодействия материалов из природного камня с изменившейся в результате издержек технического прогресса окружающей средой.
Свойства камня – твердость, прочность природная декоративность, символизирующие надежность, незыблемость, созидание и силу духа, предопределили его повсеместное использование в архитектурно- строительной практике и скульптурной пластике с древнейших времен.
К эпохе первобытнообщинного строя относится возведение из многотонных необработанных или примитивно обработанных блоков из известняка или песчаника монументальных культовых мегалитических сооружений –дольменов, кромлехов, менгиров.
Неизмеримо возросла роль природного камня в строительстве, архитектуре и прикладном искусстве в исторический период возникновения и развития древних культур Египта, стран передней и средней Азии и античного мира.
Египтяне одними из первых начали возводить монументальные каменные сооружения, где масса преобладала над внутренним пространством, и достигли в обработке камня высокого совершенства. Этому способствовала правильная трещиноватость, характерная для гранитов, известняков и песчаников нижнего Нила. Из грубоколотых блоков-кубов и параллелепипедов массой от 2,5 до 15 тонн, а также отесанных и с высокой точностью подогнанных облицовочных каменных плит осуществлялось возведение погребальных сооружений фараонов – пирамид. Кладка велась на известково-песчано-глиняном растворе, а наружные облицовочные квадры и плиты укладывались с ювелирной точностью «насухо», т.е. без раствора[2].
Главной отличительной чертой древнегреческой архитектуры является тектоничность, наиболее ярко проявившаяся при возведении культовых и общественных зданий. Из камня (известняка, мрамора) «насухо» выкладывались как стены, так и стоечно-балочные конструкции оформляющих вход в здание портиков и галерей.
Пришедшая на смену романской архитектуре, готическая, непосредственно связана с дальнейшим развитием мастерства каменотесов, которые использовали местные породы камня не только для кладки и облицовки стен, но и для изготовления разнообразных декоративно-художественных деталей, укравших фасады и интерьеры великолепных готических храмов[2].
Монументальные памятники каменного зодчества оставила эпоха феодализма, с которой, в частности, связано зарождение и развитие древнерусской архитектуры, нашедшей свое отражение в монолитных крепостных стенах и башнях Кремлей, каменных палатах, церквях и соборах.
В древнерусском государстве природный камень повсеместно применяли не только для кладки фундаментов и стен, но и в качестве материала для укладки различного типа декоративных полов и устройства кровли.
В южных княжествах домонгольской Руси функции бутового камня выполнял колотый песчаник, известняк и булыжник. Для Новгородско-Псковских земель характерна кладка из валунов, а фундаменты памятников архитектуры Московского, Нижегородского и Рязанского княжеств выкладывались из грубоотесанных каменных квадров.
В XIV в. из местного белого известняка был возведен московский Кремль, его каменные палаты и соборы, что послужило основанием для закрепления за нашей столицей образного наименования – Москва белокаменная. В качестве облицовочного материала использовался Лыткаринский и Татаровский песчаники, а также известняки Тарусского, Мячковского, Пудостского, Пахорского и других месторождений.
Для эпохи Возрождения характерно применение природного камня в качестве облицовочного материала. Камень становится одним из элементов пышного декора, зарождающихся стилей барокко и рококо, ставших предвестниками строгой и одновременно изысканной архитектуры классицизма[3,4].
Каменные материалы по характеру применения делятся на две большие группы: штучный и дробленный камень.
Для каменных пород, разрабатываемых как штучный камень, на первое место выдвигается требование блочности. Иными словами, массив породы должен иметь минимальное количество трещин, чтобы из него можно было бы выпиливать блоки камня. В противном случае, при большой трещиноватостипороды, она может разрабатываться только на дробленный камень. Среди штучных камней по характеру применения особо выделяется облицовочный камень, для которого важнейшим является требование декоративности.
Дробленный камень используется в строительстве шире, чем штучный, и требования к нему ниже хотя бы потому, что здесь не требуется декоративность и блочность. В строительстве он применяется как инертное основание бетонов и асфальтобетонов, а также, как дорожный щебень. В целом, около 90% стоимости всего добываемого камня приходится на долю дробленого камня и только 10% составляет штучный камень.
Важнейшими свойствами, которые выделяют природный камень среди других строительных материалов, являются его долговечность, прочность и декоративность. Богатая цветовая гамма, разнообразие текстуры и возможность получения различной фактуры поверхности составляют декоративные свойства камня, делая его незаменимым материалом не только в отделке фасадов, но и в облицовке интерьеров и в напольных покрытиях. О долговечности камня говорит тот факт, что первые признаки разрушения в сооружениях из кристаллических пород появляются через 200-300, в иногда и через 500 лет. Прочностные свойства природного камня определяют широкий диапазон его использования: от применения в мощении улиц и площадей, до тончайших деталей декоративного рельефа и орнамента в отделке зданий. Кроме того, строительные изделия из камня огнестойки и гигиеничны –не имеют токсичных выделений, запахов и статического электричества, способствующего накоплению пыли, поддаются очистке и ремонту[1].
Замечательные свойства камня могут быть выявлены в полной мере только при правильном использовании его в постройках, поэтому при выборе камня необходимо учитывать целый комплекс его физико-механических свойств: твердость, прочность, объемную массу, водопоглащение, пористость, теплопроводность и морозостойкость.
В качестве облицовочных материалов находили применение диабазы и брекчии, уральский мрамор и малахит, прибайкальский лазурит, карельские граниты, гнейсы, кварциты, мраморы, сланцы, эстонские доломиты и мраморы. Из Польши и Германии ввозились песчаники, из Афганистана – бадахшанский лазурит, из Италии – разнообразные мраморы – белый Каррарский, голубовато-серый «бардиллио», зеленый левантийский, желтый сиенский, черный генуэзский, а также красный «гриотто» мрамор из Франции и гранито-порфиры из Швеции[4].
Все это многообразие каменой палитры участвовало в сооружении таких шедевров отечественной архитектуры, как Исаакиевский и Казанский соборы, Зимний, Михайловский и Мраморный дворцы, ансамбль Биржи, ансамбли городских проспектов и Дворцовой площади, здания Адмиралтейства и исторического Смольного, монументальные гранитные набережные Невы и др.[4].
Природный камень – это, пожалуй, единственный строительный материал который может называться вечным, по праву считается символом прочности и надежности. Камень – это износоустойчивость, прочность, стойкость к перепадам температуры и влажности плюс уникальные эстетические качества: богатая цветовая гамма, рисунок прожилок, различная фактура. Новые индустриальные методы обработки расширили возможность применения камня как отделочного материала, позволили существенно снизить себестоимость. Сегодня из предмета роскоши камень становится товаром повседневного спроса.
Использование природного камня в отделке фасадов, интерьеров, в архитектуре малых форм (фонтаны, беседки и т.п.) делает многие здания и площади стильными, уютными, оригинальными. Респектабельность внешнему виду и внутренним интерьерам придает именно отделка природным камнем. Умелое сочетание различных фактур и цветовых переходов позволяет максимально раскрыть неповторимую красоту используемых материалов.
1.Айрапетов Д.П. Архитектурное материаловедение. – М.: Стройиздат,1983. – 192 с.
2.Айрапетов Д.П. Материал и архитектура. – М.: Стройиздат, 1978. – 270 с.
3.Лебединский В.И. В удивительном мире камня. – М.: Недра, 1978. – 160 с.
4.Едике Юрген. История современной архитектуры. Синтез формы, функции и конструкции. Пер. с нем. – М.: Искусство, 1972. – 246 с.
Природный камень в строительстве. Виды, преимущества и недостатки натурального камня.
Кладка стен из природного, это процесс требующий наличие соответствующих навыков. Это один из древнейших способов строительства домов и помещений различного назначения.
Различают два вида камней для кладки – это искусственные камни выполненные из бетона или керамических материалов ( кирпич, пенобетон и другие) и природные камни, которые добыты из горных пород.
Процесс кладки стен из натурального камня более трудоемкий чем из искусственного камня, из за своей колотой формы, разнящихся объемов и размеров.
Преимущества натурального камня в строительстве
- Прочность. Натуральный камень практически невозможно повредить. Обладает высокой устойчивостью перед механическим воздействием.
- Не вступает в реакцию с химическими элементами и не впитывает их. То есть сохраняет свою экологичность на все время использования.
- Морозостойкость. Как природный материал добытый из горных пород выдерживает десятки циклов заморозки и оттаивания.
- Влагостойкий. Природные камни не впитывают воду и устойчивы к воздействию агрессивных жидкостей.
- Огнестойкий. Природный камень не поддается воздействию высоких температур.
- Эстетичный внешний вид. Благодаря своей фактуре, разнообразию и уникальной цветовой гаммы можно реализовать любое дизайнерское воображение.
Недостатки натурального камня
1. Большой собственный вес, что влечет к необходимости монтажа более крепкого фундамента, чем для домов из керамики и других стеновых материалов.
2.Некоторые породы природного камня имеют радиационный фон
Несмотря на долговечность камня и высокую надежность, он должен использоваться в соответствии со своим предназначением.
Виды природного камня в строительстве.
Фасады из натурального камня в настоящее время очень популярны. И на это есть много причин. Помимо эстетических качеств и дизайнерских возможностей, которые предоставляет пригодный камень, если его использовать для отделки фасада дома, он еще увеличивает пожаробезопасность, долговечность здания, дополнительно усиливает звукоизоляцию. Однако не каждая порода природного камня подходит и будет практична в использовании для отделки фасада. Ниже рассмотрим основный виды природного камня которые используют для отделки фасадов домов.
Мрамор
– это камень состоит преимущественно из кальцита, а так же минералов которые находятся в разных соотношениях друг к другу, таких как полевой шпат, халцедон, гематит, кварц. Мрамор имеет богатую цветовую палитру и создает красивый внешний вид.
По своим свойствам он плотный и крепкий, один из самых дорогих материалов для отделки. Характеризуется высокой степенью твердости, прочности и не изменит свой эстетический внешний вид если за ним правильно ухаживать, это доказано временем, ведь многие изделия из мрамора дошли до нашего времени из древности, практически в идеальном состоянии. Мрамор экологически безопасен и не поглощает радиационные излучения, при высоких температурах, нагревании не выделяет вредных веществ.
отделка фасада гранитом
Гранит
– это уникальная горная порода, включающая в себя минералы магматического происхождения, такие как кремнезём, калиевый полевой шпат, кислый плагиоклаз, кварц, слюда, амфибол и другие. Гранит не боится влаги и не подвержен воздействию кислот и солей. Отличается завидной прочностью, поэтому именно она применяется в сфере строительства с давних времен. Камень служит очень долго, стоек к дождям и ветрам, способен выдерживать любые
одни из многих расцветок гранита
климатические условия. Отличается огромной прочностью, поэтому применяется в сфере строительства с древних времен. Устойчив к дождям и ветрам, выдерживает все климатические условия. Благодаря входящему в состав гранита кварцу, он в два раза прочней мрамора.
Известняк
— это природный камень представляющий собой, осадочную горную породу органического, иногда хемогенного происхождения, основой которого является карбонат кальция. Особенностью известняка является биологическое происхождение Молюски и другие живые существа) основной части его массы.
Существует большое количество разновидностей известняка, каждая из которых отличается между собой по химическому составу, происхождению, цвету, физическим свойствам, строению и другим параметрам.
Различают такие виды известняка:
Мраморовидные породы известняка – это промежуточное состояние данной горной породы между известняком и образование мрамора, такие разновидности используются при строительстве зданий и создания предметов интерьера и искусства.
Плотные породы известняка широко используются еще с древних времен в облицовке фасадов, а так же и для внутренней отделке.
структура известняка
Пористые породы известняка различают в свою очередь по степени зернистости: ракушечные, известковый туф, оолитовые, пизолитовые и другие. Оолитовые разновидности состоят из мелких шариков. Пористый известняк с более крупными шариками в своей структуре именуется пизолитовым известняком. Ракушечник – это скопления мелких обломков раковин. Пористые породы используют для возведения стен зданий, для внутренней и наружной отделки зданий. Породы с крайне большой пористостью называют известковым туфом.
Основные свойства известняка -это пластичность, долговечность, прочность, однородность структуры, высокие теплоизоляционные свойства. Поддается всем способам обработки. Минусом пористого известняка, в частности ракушечника, является то, что известняк реагирует на кислотные соединения и растворяется в воде, то есть характеризуется высокой степенью водопоглощения, потому при использовании данного строительного материала для возведения стен, необходимо обязательно их подвергать внешней и внутренней отделке. Наряду с этим он является единственным в мире материалом, создающим 100% защиту от радиационного фона.
Сланец
Сланец – это природный камень, горная порода, имеющая различный химический состав и содержащий в себе такие минералы как хлорит, альбит, графиты, кварц и другие. Сланец в природе залегает пластами, практически параллельными один одному. Отличительным свойством является то, что сланцевый камень хорошо раскалывается вдоль своей структуры на пласты что удобно и практично при работе с ним.
цветовая гамма сланца
– Глинистые – это разновидность сланцев которая преимущественно состоит из природно спрессованной глины. Распространённые цвета глинистого сланца это серый, черный, реже с красными или зеленым оттенком.
сланцевый камень в отделке
– Кристаллические сланцы это разновидность имеющая более плотную структуру. Представлен темными кварцами и шпатами. Он востребован при сооружении огнеупорных элементов.
Используют сланец для строительства зданий, во внутренней и внешней отделке, кроют кровлю, в ландшафтном дизайне. Используется в промышленности. Сланец имеет целебные свойства, благоприятно влияющие на нервную систему.
Песчаник
– это природный камень осадочного происхождения, который состоит из песка и минералов, которые связаны между собой глиной и известняком. Песчаник используют в строительстве с древних времен. Часто встречается породы зеленоватого оттенка, бурого и черного цвета, желтовато-коричневую окраску..
Оформление фасада песчаником
По прочности порода уступает только. Отличается низким поглощением влаги, практически ее не впитывает, устойчив к резким перепадам температуры, выдерживает до 50 циклов заморозки и оттаивания. Мягкий в сравнении с другими породами камня используемыми в строительстве. Практически не поддается истиранию. Выдерживает значительные весовые нагрузки.
разновидность песчаника
Песчаник применяют в отделке помещений и фасадов. Подходит для заполнения фундамента. Из песчаника возводят заборы, ограждения, укрепляют берега водоемов, мостят тротуары. Используют в промышленности
Использование природного камня в фасадах зданий
Главная » Статьи » Использование природного камня в фасадах зданий
Выбор материалов для фасада здания — вопрос всегда актуальный. По сути, от того, из чего выполнена фасадная часть, как она выглядит, напрямую зависит внешний вид постройки. Офисное, торговое, производственное здание, жилой многоквартирный или индивидуальный дом — все они должны выглядеть красиво, достойно. Одним из очевидных вариантов облицовки фасада является натуральный камень.
Фасадные элементы — лицо любого здания
Почему так важен фасад? По сути, будучи наружней лицевой стороной здания, он создает первое впечатление о нем. То, как выглядит дом снаружи, его архитектурный стиль — все это рождает его целостный образ, который запоминается, формирует мнение о владельце.
В процессе облицовки фасада невозможно обойтись без декоративных элементов и малых архитектурных форм. Они не просто преображают внешнее пространство вашего дома, но и придают ему свою собственную, особенную атмосферу и индивидуальность.
Фасады из натуральных каменных пород
Если говорить именно об изделиях из натурального камня, то отметим, что их природная натуральность однозначно подчеркнет вкус, статус владельцев дома. Элементы фасада из мрамора или гранита выглядят изящно, благородно, отличаются прочностью, способны служить веками. Использование натурального камня в фасадах здания поможет создать уникальный, неповторимый образ здания, сделает его ярким, во многом запоминающимся, подарит дому совершенно новый облик. Стоит также отметить, что фасадные элементы из натурального камня изготавливаются чаще всего по индивидуальным формам и размерам, что позволяет их применять с наибольшей эффективностью. Этим они отличаются от стандартных форм для заливки бетонных смесей.
Другой неоценимый плюс натурального камня — их большой выбор цветов и природных рисунков. Тысячелетия формирования пород, множество вариаций — природа создает множество оттенков и тонов камня, каждый раз новый рисунок. В качестве примера можно привести мрамор, имеющий огромное количество цветов, оттенков и рисунков. Они зависят от химического состава, места добычи, возраста минерала. Гранит может быть пестрого, красного, серого, розового цвета, а его оттенки обусловлены уникальными показателями содержания кварца, слюды и полевого шпата.
Какие природные камни используются в облицовке фасадов зданий?
Для внешней отделке домов принято использовать:
- мрамор и его разновидности (циполин, марморак);
- гранит;
- плитняк (песчаниковый, гранитный, сланцевый);
- туфы (вулканический, травердин, туф, пудостский);
- бутовый камень.
В нашей стране в наибольшей степени распространены гранит, мрамор и песчаник. Они одновременно отвечают ряду условий — наиболее доступны, красивы внешне, прочны и долговечны, а также показывают хорошие свойства огнеупорности, морозостойкости, экологически безопасны. Это делает их оптимальным выбором для облицовки фасадов зданий.
Преимущества природного камня в облицовке зданий
При использовании в облицовке зданий натурального камня гарантированы надежность, экологичность и долговечность. Природные минералы при нагреве не выделяют токсичных и вредных веществ, а кроме того, натуральный камень обладает бактерицидными свойствами.
Дом, в отделке которого использованы натуральные породы камня, надежно защищен от перепадов температур, ветров и атмосферных осадков. В летнее время камень является защитным экраном от палящих солнечных лучей и помогает поддерживать в доме прохладу. Зимой же он позволяет сберегать тепло. Например, гранит имеет довольно низкий уровень водопоглощения и достаточно высокий показатель устойчивости к морозу и загрязнениям. Говоря об этом минерале, следует отметить и то, что помимо материалов для облицовки фасадов, он используется также в качестве бутового камня для фундаментов, заборов и опорных стен, а также в качестве кладочного материала (например брусчатки или брекчии).
Чтобы обработать каменную облицовку, не требуется много времени. Как уже говорилось выше, у каждого вида природного минерала имеется свой неповторимый рисунок и цвет. Здание, фасад которого облицован им, имеет собственные индивидуальные черты. Экстерьер такого дома всегда узнаваем, его палитра цвета позволяют владельцу подчеркнуть свою индивидуальность, характер, дают возможность подарить дому собственное лицо.
Часто, противники этого материала приводят в пику ряд недостатков. Но последние, по сути, являются однозначными стереотипами. Например, то, что камень может быть радиоактивным, никак не подтверждено научно. Да и не один производитель облицовочных материалов не рискнет производить и продавать продукт, который будет опасен для жизни покупателей.
Какой камень подходит для облицовки фасадов и какие бывают плиты из него?
Чаще всего, выбором становится традиционно гранит, мрамор или известняк. Если говорить о размерах плит, то они могут быть разными. Толщина их составляет от 10 до 30 мм. Виды плит выделяют:
- Пиленые — применяются как для внутренней, так для наружней отделки. Они подходят для облицовки домов, для монументального строительства. В свою очередь пиленые плиты делятся на пять групп (I — 800-1200 мм, II — 600-800 мм, III — 300-600 мм, VI — 150-300 мм, V —- 20-150 мм). Этот вид плит производится посредством распиловки каменных блоков. Для них установлен ГОСТ 9479-84. Также возможен вариант выпиливания целой плиты из массива горной породы.
- Тесаные — данные плиты создаются при обработке поверхности горных пород и последующем ее выравнивании. Это наиболее древний вид каменных плит. Из них еще в глубокой древности людьми сооружались оборонительные укрепления, строились города — тесаные плиты шли на крепостные, подпорные стены, строительство башен, храмы, укладку дорог. Сейчас тесаные плиты, благодаря своей самобытной фактуре, внешнему облику, позволяют создавать интересные дизайнерские решения, дарят фасадам зданий индивидуальный внешний вид.
- Дикие — для этих плит в наибольшей степени подходит песчаник — порода, в которой крупный песок, связан природным веществом. Он экологичен, безопасен, достаточно прочен, при этом податливый в обработке. По сути, это идеальный строительный и отделочный материал. Дикий камень называют еще плитняком или рваным. Он довольно пористый, что позволяет поверхности стен «дышать». Облицовка стен зданий плитняком обеспечивает дополнительную звуко- и теплоизоляцию. Плитняк может быть как из песчаника, так и из сланца, гранита и других пород. Средняя толщина плитняка составляет 12-150 мм. Это также достаточно давно применяемый строительный материал, который используют в отделке стен долгие века. Один из старейших примеров его использования — крепостные стены Таллина. В современной архитектуре и дизайне плитняк подойдет для официальных торговый, офисных зданий, таунхаусов, загородных домов.
Особенности облицовки здания каменными плитами
При покупке плит из натуральных пород, обязательно нужно учитывать их размеры, качество обработки. Для лучшего качества сцепления плит с поверхностями стен, наносится грунт. Укладка плит на поверхность производится с применением специального клея. Он обязательно должен отличаться хорошей устойчивостью к морозам, воздействиям низких температур. После окончании укладки поверхность необходимо обработать специальным раствором «Гидрофоб». Он обладает хорошими водоотталкивающими свойствами.
Следует обязательно учитывать, что кладочные швы должны тщательно загерметизированы. Если этого не сделать, то будет во многом велика вероятность, что созданное покрытие не будет обладать желанным уровнем прочности. Попавшая в швы влага с морозами сможет разрушить кладку (частично или полностью). Этого следует избегать для долговечности облицовки здания.
При выборе каменных плит для облицовки фасадов зданий, важно руководствоваться не только практическими показателями. Важным аспектом является внешний вид, привлекательность плит. Изделия из натуральных пород, помимо своих исключительных свойств, красивы, это чаще всего — решающий фактор при их выборе. Лучшим выбором в данном случае будут пластины, плиты, выполненные из гранита, песчаника, известняка, мрамора.
Если говорить об отделке цоколя, то наиболее удачным вариантом будет облицовка его мраморными плитами. Цокольная часть любого здания в наибольшей степени подвергается воздействию сильных перепадов температур, а также влаги, грязи. Мрамор, будучи наиболее прочным сведет на нет попытки разрушения цокольной, фундаментной части дома. Будучи крайне разнообразным по выбору цветов, рисунков, фактур, натуральный природный камень поможет воплотить любую дизайнерскую идею. При этом, не стоит забывать о соблюдении строительных норм, правил укладки.
Плиты, имеющие фактуру «дикий камень» или пластины с пиленой поверхностью могут отличаться сравнительно большим весом в отличие от простых полированных плит. Эти виды облицовки необходимо укладывать только на раствор, важно заполнить их швы герметиком.
Те же виды облицовочных плит, площадь которых составляет значение меньше 0,4 квадратных метра и которые имеют толщину менее 10 миллиметров, допустимо укладывать только на клей без дополнительной фиксации. Плиты из натурального камня большого размера рекомендовано оборудовать дополнительными крепежами. Оставшуюся часть фасада за исключением цокольной допустимо отделать мрамором, известняком, гранитом.
Необходимо помнить и о том, что между отдельными плитами необходимо оставлять зазоры, так как натуральный камень может сильно реагировать на перепады температуры. Реакция камня на изменения температур может проявляться в изменении его объема. Каждая из пород обладает своим показателем изменения. При облицовке фасада несколькими разными породами, ширина зазоров между плитами рассчитывается с учетом коэффициента наиболее «изменчивой» породы.
Дополнения для фасадов зданий из натурального камня
Результатом облицовки фасада здания природным камнем будет его красивый, стильный внешний вид. Его можно дополнить декоративными элементами из натуральных пород:
- карнизами;
- балясинами;
- пилястрами;
- лепниной.
Рассмотрим вкратце каждый из них.
Лепнина с природным камнем в составе
Лепные декоративные элементы – универсальное украшение здания. Наиболее экологичный материал для изготовления лепнины получается при включении в ее состав натурального камня. Например, в качестве замены бетона как пластичного материала для лепнины может использоваться мраморная крошка или гранитный отсев.
Колонны из природного камня
Эти элементы декорирования фасадов домов изначально использовались только для поддержки перекрытий или крыш. В современном архитектурном дизайне они играют роль уже больше в качестве структурных элементов пространства. Колонна состоит из:
- капители;
- ствола;
- базы.
Стволы колонн могут быть гладкими или украшенными каннелюрами — вертикальными желобками. Форма же самой колонны бывает и бочкообразной и сужающейся наверх.
Колонны из мрамора и гранита красивые и служат веками без малейшего ущерба для внешнего образа.
Капители в коринфском, ионическом или дорическом стиле помогают создать классический образ здания, одновременно отсылая к античной архитектуре. Такие элементы можно комбинировать, создавая смешения архитектурных стилей и различные дизайнерские решения.
Каменные пилястры
Пилястры являются особенным видом колонн — они помогают разделить стены на различные функциональные зоны. Благодаря пилястрам в стеновое полотно вносится разнообразие и смещается акцент на двери и окна. Эти элементы дополняют внешний вид фасадов, натуральный камень придает ему красоту. Пилястры в римском стиле прекрасно дополняют фасад дома. Это одно из лучших решений для классического стиля здания.
Лестницы из природного камня как дополнение фасадов
Внешний вид здания всегда украшает лестница. Ее дополняют балясины и перила, выполненные из натуральных каменных пород или же из гипса. Последний в качестве материала применяется преимущественно внутри дома. Для дополнения фасадов же лучше подойдет камень. Формы элементов могут быть любые. Важно, если здание имеет балкон, чтобы они были выполнены с ним в едином стиле.
Помимо перечисленных выше элементов отделки фасадов, натуральный камень также используется для мозаичных композиций на фасадах домов, рельефов, а также круглых изваяний. Эти элементы декорирования всегда смогут преобразить фасад любого дома, подарив ему собственные индивидуальные черты. Отделка стен плитами из натурального камня вкупе с барельефами, мозаиками, пилястрами или колоннами дает возможность безграничного воплощения идей и фантазий архитектора или дизайнера.
Заключение
Итак, натуральный камень — гранит, мрамор, песчаник и другие породы, хорошо подходят для облицовки фасадов зданий. Они дарят дому красивый облик, позволяют воплощать самые разные дизайнерские идеи и надежно защитят его от воздействия среды. Благодаря использованию природного камня, здание выглядит более стильно, красиво, несет собственные черты и становится самостоятельным шедевром архитектуры.
Отделка фасада натуральным камнем в современной архитектуре
Внешний вид здания красноречиво говорит том, что можно увидеть внутри дома. «Встречают по одежке» — эта пословица вполне применима и к зданиям, ведь многие люди в первую очередь оценивают, как внешне выглядит дом. Если вы хотите, чтобы ваш дом выглядел достойно и притягивал к себе внимание окружающих, рекомендуем отделать фасад здания натуральным камнем. Каменные фасады во все времена ценились за свою практичность и эстетические качества, придающие зданию неповторимый колорит
Особенности натурального камня
По сравнению с другими материалами для отделки, натуральный камень всегда будет несколько более дорогостоящим удовольствием. Еще бы, ведь камень чрезвычайно практичен, к тому же прослужит он долгие и долгие годы. «Цена вопроса» достаточно высока, но и здесь присутствуют варианты: стоимость квадратного метра гранитных или мраморных плит сегодня составляет от 25 у.е., но отделка такой же площади фасада песчаником обойдется намного дешевле, от 4 у.е.
Ранее мы уже писали о фасадных плитких из натуральных и искусственных материалов и советовали добавить статью в закладки.
Плиты из натурального камня производятся разных размеров — 600х300, 305х305, 400х400 мм, а их толщина составляет 1- 3 см . Если же плитка из натурального камня не подходит по цене, то ее легко можно заменить плиткой, сделанной «под камень». Конечно, качество и эстетичный вид такого аналога значительно отличается от натуральной плитки, но цена более привлекательна — от 5 у.е.
Приобретать плитки из натурального камня необходимо с запасом (чуть больше, чем рассчитано), поскольку в процессе монтажа плитка может повредиться или «отойти». |
Преимущества и недостатки натурального камня
Самый существенный минус натурального камня – это его вес. Такие облицовочные камни как мрамор и гранит весят очень много, в то время как песчаник и известняк – намного легче и более экономичны.
Что же касается плюсов натурального камня, то в первую очередь стоит заметить, что этот материал 100% экологичен и обладает отличными бактерицидными свойствами. Кроме того, во все времена натуральный камень ценился за его надежность и долговечность. Облицовка камнем придает дому особый колорит, украшает его, делает индивидуальным и своеобразным. Стоит заметить, что камень защищает и от климатических условий, так например, летом в доме держится прохлада, а зимой тепло.
Еще одним положительным фактором является то, что каменная плитка легко монтируется и не потребует от строителей много времени и усилий. Имея определенные навыки, вполне можно выполнить отделку здания и самостоятельно.
Технология обшивка фасадов
Существует два способа обшивки натуральным камнем:
- С расшивкой швов (для экономии отделочных плит);
- Бесшовный способ (используется для некоторых видов камня).
При обкладке натуральным камнем деревянной или металлической поверхности необходимо предварительно выполнить ее обшивку арматурной сеткой. Для бетонной и кирпичной основы сетка не потребуется, в этом случае каменные плиты укладываются непосредственно на стены. |
Рекомендации по укладке
- Для того чтобы достичь максимального сцепления между стеной и отделкой, плитку и стены нужно грунтовать.
- Для грунтовки используется специальный морозостойкий клей для камня (он отличается от остальных видов клея);
Как правильно выбрать камень для фасада
Декоративный камень для облицовки фасада является символом вечности, мощности и силы, поэтому многие города строились из камня, а крепости – из особенных, благородных камней, поскольку защищали не только город, но и показывали, насколько силен хозяин города. И в наше время важно выбрать тот камень, внешний облик и функциональные качества которого олицетворяли бы характер хозяина дома. Сегодня для отделки фасадов частный домов и общественных зданий выбирают чаще всего гранит, известняк или песчаник.
Гранит
Этот камень во все времена считался наилучшим материалом для защиты стен. Также высоко ценятся его декоративные свойства, ведь гранитный фасад придает зданию строгость, особую красоту, а кроме того, считается символом богатства и благополучия (Прочитайте также статью об облицовке фасада натуральным гранитом на нашем портале). Пожалуй, единственный недостаток гранита – это его внушительный вес (в принципе, это легко устраняется при грамотном проведении расчетов и правильном монтаже).
Известняк
Положительных сторону отделки фасада здания известняком достаточно много. В первую очередь стоит отметить то, что известняк намного дешевле любых других натуральных основ для отделки. При этом известняк высоко ценится как хороший теплоизоляционный материал, он очень прочный, отличается хорошей декоративностью и экологичностью. Отделка из этого камня долговечна, она придает зданию эстетичный и оригинальный внешний вид.
Но известняк, так же как и гранит, имеет свои недостатки. Самый главный из них – это необходимость постоянной обработки всей поверхности фасада специализированными средствами для того чтобы защитить стены от мороза, влаги и других неблагоприятных погодных условий.
Песчаник
Этот отделочный материал ценится за свою относительно невысокую стоимость и практичность. Песчаник достаточно долговечен и не требует особого ухода. Плиты из этого камня имеют большую цветовую гамму, поэтому вы всегда можете подобрать наилучший цвет для своего дома. Именно поэтому отделка фасада плитами из известняка является сегодня одной из самых популярных во всем мире.
Архитектурный камень
Это искусственный камень, который также высоко ценится на рынке отделочных материалов. При этом стоит архитектурный камень намного дешевле, чем названные выше натуральные камни. Архитектурный камень практичен, не требует окраски или обработки специальными средствами. Изготавливается под заказ, поэтому у вас всегда есть возможность заказать плитку любого нужного вам цвета. Кроме того, на стенах дома с помощью этого камня можно сделать любой, даже самый замысловатый, узор или рисунок.
Облицовочный материал из крошки натурального камня
Это искусственный материал, изготовленный с добавлением крошки натурального камня. Такие плиты отлично вписываются в любую цветовую гамму здания, поскольку палитра цветов самая разнообразная. Этот вид отделки хотя и искусственный, но достаточно качественно имитирует любой другой камень, например, гранит, сланец, скальную породу. Такая облицовка долговечна, не требует дополнительных вложений, является экономичным вариантом. Кроме того, по сравнению с натуральным камнем, эта плитка имеет небольшой вес.
Виды облицовки из крошки натурального камня
Разновидность этого материала – это фасадная плитка. Такой материал очень прочный, легко моется и обладает многими эстетическими качествами благодаря широкой палитре цветов. Благодаря блестящей поверхности этот материал легко моется, такую плитку легко клеить на любую поверхность, что не потребует вложения дополнительных средств на сетку. Такая поверхность не требует применения защитных средств, не впитывает влагу. Это один из самых практичных и экономичных вариантов отделки.
Отделка камнем элементов фасада
Если у вас недостаточно денег или времени на отделку всего дома камнем, то можно отделать натуральным камнем только части фасада здания, что также придаст дому неповторимый вид (Советуем ознакомится с материалом о монтаже камня на стену фасада).
Отделать натуральным камнем можно лестницу, балкон, колонны, окна, мансарды и другие элементы дома. Отделка частей фасада осуществляется теми же методами, что и полная облицовка здания.