Оглавление статьи:
Способы подшивки карнизов доской
Завершающим этапом строительства частного дома принято считать возведение кровельных конструкций и работой по их покрытию, так как правилами не предусмотрены какие-либо дополнительные мероприятия. Однако, подшивка карнизов крыши деревом или иными материалами – желательная операция, грамотное выполнение которой позволяет решить несколько задач.
- Для чего подшивают свесы крыши
- Варианты техники исполнения
- Подшивка по стропилам
- Прошивка по коробу
- Технология подшивки карнизов деревом
Для чего подшивают свесы крыши
Нижнюю часть кровли, выступающую над уровнем стен, называют свесом. Он позволяет предохранить несущие конструкции здания от воздействия неблагоприятных погодных факторов.
В зависимости от архитектуры крыши, свесы принято подразделять на несколько типов, а именно:
- горизонтальные, которые чаще называют карнизами, являются нижним участком ската крыши;
- фронтонные – часть наклонной конструкции, выступающие за боковые стены сооружения.
Двускатная конструкция кровли предполагает наличие двух карнизов и двух фронтонных свесов, у зданий с четырёхскатными крышами все свесы являются горизонтальными.
Карниз помогает проникновению воздуха в чердачное помещение и способствует правильной вентиляции так называемого «кровельного пирога» в крышах мансардного типа.
Когда каналы конструкции плотно заделаны, практически прекращается вентиляция, но, если не провести определённых мероприятий, в частности, таких как прошивка карнизов крыши доской, сайдингом или иными материалами, то под кровлю здания могут беспрепятственно попадать:
- грызуны и насекомые;
- осадки и порывы ветра,
что неминуемо потребует дополнительных затрат на содержание кровельной конструкции.
Следовательно: грамотная прошивка горизонтальных свесов предусматривает возможность циркуляции воздуха и позволяет регулировать его потоки.
Свесы на фронтоне здания образуются боковой частью ската крыши, и прошивка данных элементов конструкции, в основном, позволяют защитить здание от воздействия неблагоприятных природных явлений, в частности, от проникновения влаги и порывов ветра, которые способны нарушить теплоизоляцию кровли.
Потому: прошивка фронтальных свесов должна обеспечивать герметичность.
Помимо дополнительной защиты, прошивка карнизов крыши деревом или современными материалами, применяемыми для данных операций, позволяет придать строению законченный, привлекательный вид, то есть, выполняет эстетические функции.
Варианты техники исполнения
Прежде чем приступить к прошивке карнизов крыши, необходимо выровнять на одном расстоянии от стены, по вертикали, окончания стропил. Затем, торцы кобылок объединяются обвязочной доской, которая служит основой для закрепления лобовой доски.
Подобный элемент, обычно, включен в комплекты кровельных материалов, так же его можно изготовить самостоятельно, используя дерево, предварительно пропитанное защитными составами и покрашенное. Лобовая доска – деталь, помогающая грамотно обшить карниз и служащая основой для крепления водосточных желобов.
При подготовке фронтонного свеса, на равном расстоянии, параллельно стене обрезают элементы обрешётки. К ним и торцу конька приделывается торцовая доска, торцовую часть которой, обычно, закрывают кровельным материалом.
Вариабельность подшивки карнизов крыши здания позволяет выполнять работу параллельно или перпендикулярно свесам, применять целые доски или листы другого материала, отдельные их фрагменты и использовать различные элементы крепежа. Однако качественное проведение работ гарантируется проверенными технологиями.
Подшивка по стропилам
При условии общей плоскости нижних концов стропил, небольшом, до 30°, уклоне кровли и выносом карниза не более пятидесяти сантиметров, часто применяют прошивку по стропилам.
Для этого из брусков или досок создают обрешётку, закрепляя их саморезами или используя иные элементы крепежа, прямо к элементам конструкции.
Материал, применяемый для подшивки, монтируют на обрешётку параллельно стене или перпендикулярно ей, ограничиваясь торцом стропил.
Прошивка по коробу
Для крыш с крутыми скатами при выполнении прошивки следует использовать так называемый короб, который изготавливается из брусьев и крепиться как к стене сооружения, так и к стропилам. Если длина свеса превышает сорок сантиметров, то основная коробка усиливается:
- продольным брусом, расположенным в середине;
- дополнительными брусками, монтируемыми перпендикулярно стене к продольным брусьям, что позволяет увеличить жёсткость конструкции,
Причём основные элементы, которые крепятся на стене, должны быть выше брусков на стропилах, не меньше чем на один сантиметр, благодаря чему, влага не будет задерживаться под свесом.
Готовый короб обшивается доской или другими материалами.
Важно: подшивка фронтонных карнизов доской или сайдингом всегда выполняется по обрешётке.
Технология подшивки карнизов деревом
Дерево считается одним из лучших материалов для выполнения строительных и отделочных работ, так как:
- достаточно низкая стоимость;
- простота обработки,
позволяет использовать его при возведении жилья, без ущерба для семейного бюджета. К тому же, это – экологически чистый продукт, который, благодаря разнообразию фактуры способен гармонично сочетаться с элементами из камня и пластика.
Однако, для подшивки карнизов крыши деревом, специалисты рекомендуют выбирать доски, изготовленные из хвойной древесины, толщина которых колеблется в пределах 1,7-2,2 см, а ширина – 0,5 -2,5 дм.
- Приобретённый материал желательно, хранить под навесом в течение месяца, так как слишком сухая древесина при монтаже может дать трещины, а влажная, высыхая, начнёт коробиться.
- Перед выполнением подшивки карнизов доской материал необходимо обработать антисептическими растворами, покрыть лаком или покрасить, что позволит значительно увеличить их срок службы.
- Короткие доски, используемые для работы, обычно, монтируются перпендикулярно стене здания, и крепятся всего двумя элементами, по краям.
- Длинные — располагаются на коробке параллельно несущим конструкциям, и фиксируются на коробе с шагом не менее одного метра.
- При монтаже необходимо предусмотреть вентиляционный зазор в 1,5-2см, который иногда оставляют рядом со стеной или обеспечивают, благодаря креплению деталей внахлёст.
Несмотря на то, что строительный рынок предлагает разнообразный выбор современных материалов для возведения и отделки дома, дерево остаётся одним из самых востребованных. Тем более, что регулярная обработка деревянных деталей антисептическими составами через каждые 3-4 года позволит увеличить сроки их эксплуатации и минимизировать расходы на ремонт.
Подшивка свесов доской
Вообще сезон 2014 я планировал начать с коммуникаций и отделки, чтобы как можно быстрее ввести дом в эксплуатацию, а потом уже доделать наружные детали.
Но выяснилось, что сосед собирается заказывать стройматериалы, а так как мне надо было все равно покупать доски на подшивку свесов и обналичку, то решил вписаться в покупку, чтобы сэкономить на доставке.
Соответственно пришлось начать с того, чтобы доделать фасады и подшивку свесов.
Подшивку было решено делать в финском стиле – крашенной доской, параллельно карнизам и фронтонным свесам.
Мне очень нравится такой стиль, особенно на фронтонах. Но он несколько сложнее в исполнении и более требователен к геометрии свесов. Поэтому наши строители редко подшивают свесы подобным стилем.
Покраска доски для подшивки свесов
На подшивку свесов была куплена сухая нестроганая доска 25х100. Почему именно не строганная?
Во первых, изначально карнизные и ветровые доски были так же выполнены из нестроганной доски. Во вторых, свесы у меня большие, поэтому доски потребовалось почти 1м3. К тому же частично планировал использовать старые запасы сухой дюймовки.
Поэтому я решил сэкономить и купить сухую нестроганую. О чем в последствии пожалел, но об этом чуть позже.
Встал вопрос покраски. Изначально планировал красить той же промышленной Teknos Nordica Eco 3330 но без грунта. Грунтовать “лохматую” доску, а затем еще красить ее в 2 слоя, честно говоря мне стало просто лень.
К тому же – нестроганная доска вбирает в себя больше краски, а под свесами нет ни УФ, ни осадков, которые влияют на долгожительство лакокрасочного слоя.
Нестроганая доска после 1 слоя Woodex Aqua Solid
После получасового обмена мнениями, в конторе торгующей Текносом меня уговорили взять вместо Нордики Эко 3330 другую краску Teknos Woodex Aqua Solid. В отличии от промышленной нордики, это краска “бытового” сегмента, изначально предназначенная для нанесения кисти. Кроме того, краска имеет в составе акрилатные составляющие, улучшающие сцепление краски с поверхностью, что было актуально в моем случае – так как грунт не планировался.
К тому же я уже имел опыт с этой краской когда красил карнизные и ветровые доски. В принципе – мне краска понравилась. По консистенции она почти как сметана, в отличии от достаточно жидкой Нордики 3330 (которая больше предназначена для безвоздушного распыления)
Доска на просушке после 1 слоя.
Как бы то ни было, я начал покраску досок на подшивку свесов и тут понял свою первую ошибку.
Во первых, красить “лохматую” нестроганную доску, тяжело чисто физически, так как краску приходится с силой втирать в поверхность, причем желательно для этого использовать очень жесткую кисть.
Во вторых, расход краски на первый слой нестроганной поверхности оказался просто чудовищным. Порядка 4.7м2 с литра краски.
В итоге, краску пришлось докупать, а затраты на краску, сожрали всю экономию на стоимости доски, относительно строганной.
Второй слой краски. Разница на фото видна плохо. В реальности, доска просто становится белее
Зато, вобрав в себя такое количество краски, я уверен что срок жизни покрытия будет очень долгим. Так что нет худа без добра.
Покраска во второй слой. На переднем плане – заготовки, правее них – покрашенные во второй слой, на дальнем плане, покрасочный “стенд”
Полезный совет. На своем “покрасочном стенде” я выкладывал сразу 8 досок, чтобы быстрее и удобнее красить. Но перед тем как красить основную плоскость, гораздо удобнее сложить доски стопкой и сразу прокрасить все боковины. Будет быстрее и расход краски меньше.
Складываем доски стопкой и красим бока.
Подшивка свесов в финском стиле
Я начал подшивку с фронтонов. Честно говоря, подшивать свесы подобным стилем в одно лицо – секс еще тот. Методика примерно такая – в районе угла крыши креплю “подпорную доску” (о ней чуть дальше), завожу один конец доски на нее, второй креплю в районе конька. Когда все доски в районе конька закреплены, то креплю доски в районе угла кровли и снимаю подпорную доску.
Меня мучал вопрос, как красиво стыковать доски в коньке. Своим умом дошел до варианта, который как выяснилось, использует фирма оматало.
При таком подходе, если смотреть снизу, не будет щели между досок
Но по факту, мне стало лень так извращаться. Поэтому решил, что если из за нестыковки досок будет небольшая щель – ничего страшного не случиться.
На фото виден косяк. Подрезая крайнюю планку, немного ошибся с размером и она получилась уже чем соседняя.
Подшивка крепилась оцинкованными саморезами.
Затем пришла очередь карнизных свесов.
Тут методика была немного другая, так как из за некоторых расхождений размеров, сложнее было распределить доски равномерно по ширине свеса.
Суть та же – сначала креплю “подпорную доску” точнее на фото это кусок ОСП, который удерживает доски от падения. Доска крепится одной стороной к низу карнизной доски, другой просто упирается в стену.
В отличии от фронтонов, тут таких подпоров 3 – 2 по краям подшивочной доски, и одна по центру.
После чего я запихиваю на эти подпоры все доски, равномерно распределяю их по свесу и креплю саморезами.
В качестве базовых распорок использовались отрезки фанеры 8мм. Но где то приходилось делать зазоры шире (до 12мм) чтобы компенсировать огрехи геометрии кровли.
Тут то выяснился второй косяк нестроганой доски.
Во первых, доска попалась “армянского размер”. Вместо 25х100, реальный размер плавал от 21 до 24 по толщине и от 95 до 100 по ширине. Что опять же добавило сложностей с выставлением равномерных зазоров между досками.
Кроме того, некоторые доски отличалась ощутимой “сабельностью” – поэтому приходилось при помощи подручных средств и “такой то матери” пытаться закрепить из ровно, что опять же не всегда получалось. В итоге подшивка свесов визуально получилась “удовлетворительно” при ближайшем рассмотрении.
Но в целом, результатом я остался доволен.
Да, москитную сетку, дабы закрыть щели между досками я не использовал. Причины
- У финнов ее нет
- Она может несколько ухудшить вентиляцию подкровельного пространства
- Не успел купить
- Было лень делать
- Осы жужжали, пока я работал, но отнеслись ко всему с пониманием 🙂
Мораль и вывод
На ветровые доски, карнизные планки, нужно не жадничать и покупать сухую строганную доску. Результат будет лучше, краски и усилий потрачено намного меньше.
Подшивка свесов кровли софитами
Подшивка свесов кровли пластиковыми софитами (фото №1)
Для придания законченного вида кровле дома ее свесы обычно зашивают. Для этого можно использовать либо доску, либо специальные софиты для подшивки кровли.
Практически в любом строительном магазине сейчас можно приобрести софиты — панели из современных материалов, предназначенные для подшивки свесов кровли. Они выигрывают у дерева как по эстетическим показателям, так и по долговечности, а также технологичности. Кстати, среди них есть панели, имитирующие вагонку — что будет актуально для некоторых вариантов дизайна дома.
Поговорим о том, какие существуют виды софитов, и разберемся, как правильно и качественно выполнить их монтаж самостоятельно. Или же, если потребуется, грамотно проконтролировать работу стороннего подрядчика.
Для чего производят подшивку свесов кровли софитами?
Софиты — это важный элемент кровельной системы. Они выполняют две основные функции:
- эстетическая — придать кровле завершенный вид,
- практическая — обеспечить правильную вентиляцию кровли, одновременно защищая ее от снега, дождя, птиц и других негативных внешних факторов.
Подшивка свесов доской
Подшивка свесов доской (фото №2)
Если вы посмотрите на дома старой постройки, то увидите, что свесы кровли большинства из них либо не зашиты вовсе, либо подшиты доской. Это обусловлено тем, что во времена их строительства альтернативы дереву не было. По сравнению с современными софитами, деревянная обшивка имеет целый ряд серьезных недостатков.
- Дерево пожароопасно.
- В сравнении с современными материалами доска самая тяжелая.
- Деревянная обшивка боится сырости.
- Уязвима для грибка, плесени и насекомых.
- Со временем доски рассыхаются, трескаются.
- С помощью деревянной обшивки сложно обеспечить требуемый уровень вентиляции подкровельного пространства.
На фоне этих недостатков достоинства софитов из современных материалов проявляются еще более отчетливо.
Софиты для подшивки кровли: материалы
Существует несколько разновидностей софитов: с частичной и полной перфорацией или же глухие софиты для подшивки кровли. Размеры софитов, по конструкции схожи с обычным сайдингом, в ширину доходят до 0,8 метра, что повышает удобство и скорость их монтажа. Для их изготовления обычно применяется пластик, алюминий, оцинковка или медь.
Рассмотрим виды материалов подробнее, оценив преимущества каждого.
Металлические софиты для подшивки кровли
Металлические изделия выполняются из формованной оцинкованной стали, на которую наносится защитное покрытие — пурал, грунт или полиэстер. Имея небольшой вес, они долговечны, легко монтируются и стоят разумных денег.
Металлические софиты для подшивки кровли (фото №3)
Медные софиты для подшивки кровли
Самые дорогие, однако и самые долговечные — прослужат более ста лет. Под воздействием внешней среды со временем покрываются патиной, которая дополнительно защищает металл.
Медные софиты для подшивки кровли (фото №4)
Алюминиевые софиты для подшивки кровли
В качестве преимуществ следует выделить их негорючесть, невосприимчивость к колебаниям температуры и стойкость цвета защитного покрытия. Алюминиевые панели также очень легкие.
Перечисленные типы панелей в разной степени подвержены коррозии и негативному влиянию атмосферного воздуха; металлические софиты боятся даже небольшого повреждения защитного покрытия.
Пластиковые софиты для подшивки кровли
Пожалуй, самый оптимальный вариант по соотношению практичности, цены и качества. Софиты виниловые для подшивки кровли имеют очень малый вес, они технологичны, ведь пластик гораздо проще в обработке и позволяет легко создавать самые сложные формы и виды соединений.
Пластиковые софиты для подшивки кровли (фото №5)
Пластиковые панели легко режутся, что сильно снижает трудозатраты и значительно упростит работу, если вы выполняете ее самостоятельно, не имея опыта такого монтажа. Материал легко выдерживает температуры от -50 до +60 °С, не боится ржавчины, грибка и плесени, не горюч, долго сохраняет свой первоначальный цвет.
Если цвета софитов для подшивки кровли для изделий из алюминия и оцинковки определяются защитным покрытием, то пластиковые софиты окрашены в массе. Это удобно, так как возникшие при транспортировке, монтаже или эксплуатации механические повреждения — потертости, царапины — не будут заметны. Для примера вы можете ознакомиться с продукцией компании «Альта-профиль»: представленные в ее ассортименте варианты цветовых решений подойдут под любой дизайн кровли.
Не пытайтесь соединять софитные панели разных производителей в одной конструкции — они не совпадут по замкам, поэтому не будет обеспечено качественное соединение панелей на одной плоскости.
Устройство и виды софитов
По сути, софит — сайдинг для подшива свеса кровли. Софиты — это формованные панели с замками для соединения элементов, как и в обычном сайдинге. Отличаются панели софитов перфорацией и дизайном.
Устройство и виды софитов (фото №6)
Полностью перфорированный софит не препятствует свободному прохождению воздуха, при этом не допуская попадания воды, насекомых, птиц. Такие элементы используются для подшивки свесов мансард и обеспечивают большой приток воздуха внутрь подкровельного пространства. Благодаря частой перфорации обеспечивается полноценная вентиляция — это способствует своевременному испарению конденсата и не позволяет развиваться в подкровельном пространстве плесени и грибку.
Используя софиты с частичной перфорацией, можно регулировать интенсивность проветривания стропильной системы. Такие панели применяют, если чердак дома не отапливается и слишком сильная вентиляция не требуется — так же эффективно обеспечивая вентиляцию, эти панели избавляют от излишних теплопотерь.
Панелями без перфорации подшивают те участки, где существует опасность наметания снега или попадания влаги во время дождя.
Пластиковые софиты для подшивки кровли: монтаж
В установке софитов нет ничего сверхсложного, с ней справится практически любой человек, умеющий держать в руках инструмент. Собственно, из инструмента нам понадобится:
- Ножовка или нож
- Шуруповерт
- Линейка
- Рулетка
- Уровень
- Маркер
- Саморезы с пресс-шайбой
- Лестница или козлы — так как работы проводятся на высоте.
Помимо собственно софитов, вам понадобятся отделочные планки, которые можно приобрести там же, где и софиты.
Пластиковые софиты для подшивки кровли: монтаж (фото №7)
Варианты монтажа
Распространены две методики подшивки кровельных свесов софитами: горизонтальная и диагональная.
Варианты монтажа (фото №8,9)
При диагональной софитные панели подшиваются параллельно плоскости кровли, а крепежный профиль устанавливается напрямую на стропильные ноги. Уклон кровли при таком методе монтажа не должен превышать 25 градусов.
Данным способом пользуются достаточно редко, так как он более трудоемок и увеличивает расход материала — ведь площадь подшиваемого свеса в этом случае возрастает в разы. Да и смотрится такая кровля, за исключением редких дизайнерских находок, очень старомодно, и потому не пользуется популярностью.
При горизонтальном способе под свесом собирают каркасный короб, а уже на него монтируют софиты. Такой способ занимает меньше времени, сокращает расход софитов и исключает необходимость проведения крепежных работ в труднодоступных местах на примыкании кровли и стен.
Технология монтажа
Подшивка кровли софитами своими руками не сложна.
Технология монтажа. (фото №10)
Мы рассмотрим горизонтальный способ подшивки — как самый популярный и наименее трудоемкий. Процесс делится на несколько этапов.
1.Подготовка.
На этом этапе вам нужно вооружиться рулеткой и удостовериться, что все стропильные ноги имеют одинаковую длину. После этого крепится карнизная (так называемая «ветровая») доска, к которой впоследствии будут крепиться кронштейны водосточной системы.
Замеряем длину свеса и расстояние от стены до ветровой доски, после чего нарезаем в необходимый размер софиты и направляющие. При резке необходимо учесть, что между торцом софитной панели и направляющей планкой должен оставаться зазор на температурные деформации панели — обычно его делают по 5 мм с каждой стороны.
Если вы пользуетесь для нарезки пластиковых деталей электроинструментом, то производить рез необходимо на минимальных оборотах, не допуская плавления материала.
Сначала на стену дома крепится в уровень со свесом брусок 50х50 мм. Такой же брусок крепится с изнаночной стороны карнизной доски. На этом этапе важно следить за уровнем — бруски должны располагаться в горизонте, в противном случае вся конструкция окажется перекошена. Между двух брусков монтируются планки, к которым будут подшиваться софиты.
У стены и у карнизной доски устанавливаются два J-профиля. Далее подходит очередь заранее нарезанных в размер софитов для подшивки кровли: установка начинается с закрепленной стартовой планки. Панели крепятся в замок и притягиваются к каркасу саморезами с пресс-шайбой.
Виниловые софиты при изменении внешней температуры испытывают температурные деформации. При монтаже следует избегать жесткого крепления и не доворачивать саморезы примерно на 1-2 мм, чтобы позволить панелям сдвигаться при изменении линейного размера.
Выбор комплектующих — стартовых и финишных планок, крепежных планок, а также соединительных профилей, зависит от конструкции вашей кровли и метода ее подшивки. Повороты свесов выполняются при помощи Н-профиля или пары J-профилей.
Выбор комплектующих (фото №11)
Если вы затрудняетесь сами сделать выбор необходимого крепежа, то стоит проконсультироваться у специалиста компании-продавца софитов.
Ошибки при монтаже софитов
- Декоративное покрытие софитов склонно к выгоранию под прямыми солнечными лучами. Этот момент стоит учитывать при монтаже.
- Часто встречается некачественное или недостаточное крепление направляющих планок, из-за чего со временем может повести ряд софитных панелей по всей длине свеса кровли.
- Отсутствие теплового зазора между панелями и направляющей планкой.
- Отсутствие замков на соединениях направляющих планок.
Как видите, с процессом монтажа справится любой, умеющий держать в руках инструменты. Главное делать все аккуратно и точно — и вы легко сможете преобразить внешний вид кровли вашего дома, придав ей завершенный современный вид.
Варианты и способы подшивки свесов крыши
После завершения монтажа крыши при строительстве дома, следует задуматься про обшивку свеса. Она придаст постройке эстетичности и защитит от негативных факторов окружающей среды.
Как устроен кровельный свес?
Карнизным свесом называются выступающие за черту постройки стропила. По типу конструкции кровельный карниз бывает простым или с выносом. Первый вариант легкий в обустройстве, но при порывистом ветре он гудит.
Второй – сложнее в архитектурном плане, но даже при сильном ветре он не будет свистеть и издавать посторонних звуков. Его ширина может варьироваться от 40 см и до 1 метра.
По классификации свесы бывают:
- неподшитыми, которые подходят для одно– двух– и четырехскатных конструкций;
- подшитыми, применяются на двух- и четырескатных типах;
- коробчатыми, применяются для всех типов;
- укороченными, они также применяются для всех типов кровель.
Устройство узла свеса
Узел свеса кровли состоит из следующих элементов:
- желоба водостока;
- капельника;
- металлического фартука на лобовой доске;
- брусков;
- стропильной ноги;
- подшивного материала;
- брейка.
Фронтальный и карнизный свес
Основное предназначение карнизного свеса – защитить фасад постройки. Существует два вида свесов:
- горизонтальные, образующиеся с помощью нижней части скатной кровли;
- фронтонные, образующиеся боковой частью ската.
При обустройстве фронтонного свеса заботиться о дополнительной вентиляции не стоит, но необходимо предусмотреть дополнительную защиту от влаги и ветра.
Внимание: у четырехскатной кровли фронтальный свес будет отсутствовать.
У двухскатной крыши его устройство будет выполняться с помощью выпуска несущих перекладин, закрепленных на стропилах. Его можно соорудить из досок обрешетки, предназначенных для пароизоляции. На них укладывается карнизная доска, обшивается выбранными материалами.
Выбор материалов
Выбирая подходящие материалы проведения работ, необходимо учитывать:
- наличие вентиляции;
- длительный срок эксплуатации;
- устойчивость к агрессивной среде;
- эстетичный внешний вид.
Самыми распространенными считаются следующие материалы:
- Деревянная вагонка. Этот материал, в отличие от досок, уже обработан. Необходимо брать изделие, устойчивое к влаге. Проверьте качество древесины. Чтобы избежать коробления материала, следует брать вагонку средней толщины. Примерно за 3-4 недели до монтажа деревянную вагонку необходимо подержать на открытом воздухе.
- ПВХ сайдинг. Этот материал обладает влагостойкостью, эстетичностью, удобством в работе и хорошими техническими показателями. Широкая цветовая палитра дает возможность сделать дизайн дома стильным и оригинальным. Крепить ПВХ вагонку вдоль свеса кровли не стоит, так как она может прогнуться и на нее уйдет большое количество крепежа.
- Профнастил. Он производится из оцинкованной стали, имеет разноцветное полимерное покрытие. Профнастил отличается устойчивостью к негативным факторам, хорошей жесткостью, устойчивостью к ветрам, повышенной влаге и перепадам температуры. Для обеспечения вентиляции следует сделать зазор между стеной и материалом, который должен равняться высоте волне листа.
- Листовой металл. На рынке можно приобрести как оцинкованную, так и покрытую полимером сталь, алюминий или медь.
- Фанера и ОСП. Эти материалы достаточно жесткие. У них приемлемая стоимость и хорошие технические качества. Их можно монтировать большими кусками. Для вентиляции в листы врезаются готовые решетки. Для придания материалу эстетичности, листы стоит предварительно покрасить.
- Софит. Это самый распространенный материал, который предназначается специально для обшивки карнизов. Внешне данный материал напоминает сайдинг панели, но в нем имеются специальные отверстия для вентиляции.
Подшивка крыши софитом – важные моменты
Софиты производятся из:
- Меди. У них прекрасные технические качества, но высокая стоимость. Этот материал пожаробезопасный, прочный и долговечный.
- Алюминия. Они довольно эластичные и ремонтопригодные. К преимуществам алюминиевых изделий относится стойкость краски и насыщенность цвета.
- Винила. Эти изделия производятся из пожаробезопасного пластика, который не выделяет токсинов и не наносит вред здоровью людей. С этим материалом легко и удобно работать.
- Оцинкованной стали. Они обладают высокими эксплуатационными качествами, неприхотливостью в уходе.
На каком материале остановить выбор – решать покупателю. Главное, что все они обладают эстетичностью, удобством монтажа и высокими техническими характеристиками.
Прежде, чем приступить к обшивке крыши софитом, стоит учесть:
- как крепится материал – под прямым углом и через специальные отверстия;
- для сжимания панели оставляется сантиметровый зазор;
- крепления не рекомендуется прикручивать плотно, между шляпкой и поверхностью следует оставлять зазоры;
- режется материал циркуляционной пилой полотном, зубья на котором расположены в обратную сторону;
- работы с материалом следует проводить при температуре 15 градусов тепла.
Подшивка кровельного свеса по стропилам
Подшивка свеса по стропилам подходит для кровель с небольшим уклоном, не более 30 градусов, и с выносом не более 50 см. Сложность процесса заключается в том, что края стропил должны образовывать ровную поверхность. К сожалению, такого результата не всегда легко добиться, тогда на стропила крепятся доски меньшего размера. Далее крепятся все остальные доски.
Подшивка кровельного свеса по деревянному коробу
Данный тип подшивки применяется при крутых скатах кровель. К преимуществам данного метода относятся оперативность и экономичность расходов материала. Начинаются работы с сооружения короба, который собирается из обрезной доски, толщиной 4 см. Ее необходимо прикрепить между стеной постройки и краем стропил. Некоторые строители прикручивают край доски к стропильной ноге, а второй монтируют к примыкающей стене.
Такие работы лучше проводить снизу, стоя на лесах или лестнице.
Внимание: подшивка свесов проводится только после утепления постройки и укладки пароизоляции.
Перед обшивкой карниза вагонкой, следует проверить, чтобы стропила на боковых карнизах имели одинаковую длину и располагались параллельно дому. К ним монтируются обвязочные ветровые доски.
После всех проведенных работ можно приступать к монтажу обшивки:
- Сначала прикручиваем одну доску вертикально стене. Нижний край доски должен оказаться на уровне края стропил.
- Вторую доску устанавливаем между стропилами и первой доской по нижнему краю. Ее необходимо расположить параллельно земле. В результате получится основа для установки обрешетки.
- После проведения подготовительных работ по сооружению каркаса, приступаем к самой обшивке.
- Для обшивки кровельного карниза досками, оставляем межу стеной и обшивочным материалом небольшой зазор. Для этого выбираем ровные доски хорошего качества, толщиной не менее 1-2 см.
- Чтобы обеспечить хорошую вентиляцию, по всему периметру устанавливаем решетки на расстоянии 1-1,5 метра.
Доска – лучше строганная, но подойдет и обрезная
Для выполнения работ лучше выбирать доски из хвои. Их ширина может варьироваться в пределах 5-25 см, а толщина – 1,7- 2,2 см.
Важно: перед монтажом доски обрабатываются антисептиком и покрываются лаком или краской. Это продлит их срок эксплуатации и предотвратит порчу под воздействием негативных факторов. Также рекомендуется расходный материал оставить на улице на один месяц, чтобы он не покоробился. При обшивке свеса, между досками необходимо оставить щели в 1 см для вентиляции.
Грамотно спланированные строительные работы позволят вам достичь не только эстетичного внешнего вида дома, но и повысят его срок эксплуатации. Монтаж свеса кровли можно выполнить и своими руками, но если вы сомневаетесь в своих силах, лучше пригласите специалистов. Они проведут все работы на профессиональном уровне и в максимально короткие сроки.
Подшивка свесов кровли
- В чем смысл подшивки свесов кровли?
- Какими бывают свесы и как это влияет на технологию подшивки
- Карнизные свесы
- Фронтальные свесы
- 2 метода подшивки карнизов
- Чем оформить свесы?
- Дерево — простая доска, фанера, вагонка
- Обшивка свесов ПВХ-сайдингом
- Профнастил
- Софиты — сайдинг для свесов
- Выводы
Свесы или карнизы — нижние фрагменты крыши, по периметру выступающие за стены. Они обеспечивают вентиляцию чердака, защищают стены и основания дома от воды. Карнизы рекомендуется подшивать. Разбираемся, зачем и каким образом.
Свесы оформляются в последнюю очередь, когда готова кровля и завершена финишная отделка фасадов.
В чем смысл подшивки свесов кровли?
● Закрывается внутрикровельное пространство, крыша и дом выглядят опрятнее и благороднее (не очень красиво, когда снизу торцов просматривается кровельный пирог). Облик строения получает завершенность.
● Обеспечивается защита стропильной системы от сильного ветра.
● Обеспечивается вентиляция внутри кровли, за счет чего продлевается срок службы крыши.
Можно ли обойтись без свесов? Да. Отсутствие кровельных свесов закладывается еще на этапе проектирования дома. Но важно понимать, что отсутствие карнизов закладывается еще на этапе проектирования дома и смотрится выигрышно только на постройках с определенными видами крыши. Обычный дом без карнизов выглядит нелепо и непривлекательно. К тому, же отсутствие свесов автоматически означает повышенные требования к фасадам — на их отделку уйдет больше времени и денег.
Какими бывают свесы и как это влияет на технологию подшивки
Есть всего два вида свесов. Расположенные горизонтально и образованные нижними частями скатной кровли называются карнизными. Идущие вертикально — фронтонными.
Карнизные свесы
Эти свесы обычно выходят за стены на 50-60 см. По строительным нормам их оснащают ограждениями для задержки схода снега. Важная функция боковых свесов — вентиляция внутреннего пространства крыши. Ведь именно сквозь них воздух поступает на чердак. Это обязательно учитывается при обшивке боковых карнизов: она делается не сплошной, а с отверстиями. Как устроить приточные отверстия? Есть разные варианты:
● просто оставить зазор между обшивкой и стеной размером от 6 мм до 1,5 см;
● вмонтировать в обшивочную панель аэрационные решетки;
● использовать для оформления карнизов материал с перфорацией — софиты (это самый популярный способ);
● если свес закрывается досками, предусмотреть щели между ними.
Важно! Желательно оснастить зазоры в обшивке решеткой. Она не даст залететь во внутрикровельное пространство мелким птицам и насекомым, станет преградой для мусора.
Не стоит пренебрегать устройством приточных отверстий. Сплошная подшивка без вентиляции ведет к оседанию конденсата, что в итоге может стать причиной выхода из строя стропил и утеплителя.
Фронтальные свесы
Длина фронтальных конструкций от 40 до 100 см, чтобы сказать точнее, надо знать место, в котором сделан карнизный выпуск. В обшивке фронтальных карнизов отверстия для вентиляции не нужны. Здесь преследуется обратная цель — не допустить ветер и дождь к утеплителю с обрешеткой. Соответственно, свес надо полностью закрыть.
2 метода подшивки карнизов
- Горизонтальный. Рекомендовано для крутых скатов. Из брусков изготавливается короб, затем он крепится с одной стороны к стропилам, с другой — к стене. Углы дома тем же способом соединяются углами кровли. Чтобы усилить продольные брусья, крепятся дополнительные перпендикулярные бруски. Дальше остается монтаж обшивочного материала. Технология дает возможность подшить карнизы без существенных временных и финансовых затрат.
- По обрешетке. Этот способ самый простой, но он подходит только если угол наклона кровли не превышает 30 градусов, а длина карниза — полметра. По стропилам устраивается деревянная обрешетка, на нее в любом направлении монтируются панели для обшивки. Для бокового свеса годится любой из двух способов. Но фронтонные свесы всегда подшиваются по обрешетке.
Отдельная история — оформление карнизов для мягкой кровли. Тут требуется дополнительно укрепить конструкцию снизу и сбоку, так как мягкая кровля сильно нагружает скат. Оптимальным решением будет подшивка по обрешетке, сооруженной из деревянных брусков и металлических крепежей. Анкерные соединения обеспечат силовую основу, уголки из металла и монтажные пластины — дополнительную фиксацию.
Чем оформить свесы?
Подходящих материалов много. Выбирая, руководствуйтесь эстетическими критериями — подшивка должна вписываться в общую стилистику здания, принимайте во внимание устойчивость материала к внешним воздействиям, его цену. Рассмотрим вкратце самые распространенные решения.
Дерево — простая доска, фанера, вагонка
Деревянная доска перед обрешеткой обязательно обрабатывается антисептиками и составами, повышающими огнестойкость, лакируется. Таким образом решается задача предотвращения отсыревания и деформации, защиты от насекомых. Периодически обработку придется повторять уже в ходе эксплуатации дома.
При продольной укладке досок крепеж осуществляется с метровым шагом, если поперек — фиксация нужна с обеих сторон доски. Если речь о карнизных свесах, между досками делаются сантиметровые щели для вентиляции.
Использовать вагонку удобнее, так как она уже прошла обработку. Еще один плюс состоит в возможности устанавливать готовые решетки для пропуска воздуха внутрь. Но заплатить за вагонку придется в два раза больше.
Фанера тоже подходит для подшивки свесов, но только её влагостойкие разновидности. Монтировать фанеру можно целым полотном, фиксируя плиты на каркасе, сооруженном из брусков. Для вентиляции используются решетки, так как сделать зазоры не получится. По долговечности фанера уступает доске и вагонке. Еще один минус — непритязательный вид, от которого спасаются окрашиванием. Но зато цена радует.
Обшивка свесов ПВХ-сайдингом
Хотя изначально в сфере применения панелей из поливинилхлорида оформление свесов крыши не значилось, изделия хорошо справляются с этой задачей. ПВХ-сайдинг монтируется перпендикулярно стенам дома. Панели прикручиваются в нескольких точках. Кромки отделываются П-образными пластинами, для надежного соединения панелей используются уголки, аэрационные решетки обязательны. Все эти дополнительные детали покупаются вместе с самим сайдингом.
Важно! Из-за невысокой жесткости сайдинг не подходит для параллельной установки и не является подходящим вариантом оформления фронтонных свесов.
Профнастил
Суперпрочный материал, который к тому же прост в работе. Для свесов обычно используют три марки: С8, С10 и HC20. Профнастил имеет свойство расширяться после установки, поэтому между листами оставляются щели от 5 миллиметров до сантиметра. Шаг крепления — метр. Для попадания воздуха внутрь крыши монтируются решетки.
Софиты — сайдинг для свесов
Это вид сайдинга — винилового или металлического, изготовленного именно для оформления карнизов. По разнообразию фактур и цветов с софитами не сравнится ни один традиционный материал. Есть, например, софиты, имитирующие разные сорта дерева. Благодаря этому, софиты хорошо смотрятся с любой кровлей и вписываются во все архитектурные решения.
Другие плюсы софитов:
● не нужна предварительная обработка, не требуют ухода;
● не боятся влаги, жары и мороза;
● доступная стоимость — в разы дешевле дерева;
В комплекте вы приобретете полный набор комплектующих. Сами софиты выпускаются в виде перфорированных изделий, сплошных (эти укомплектованы вентиляционными элементами), однослойных, двойных и тройных.
Монтажные работы заключаются в нарезке сайдинга по ширине свеса и фиксации с помощью пазов. Крепятся софиты поперек к стенам.
Единственный, пожалуй, недостаток софитов состоит в том, что они не годятся для оформления фронтонных свесов. Здесь придется использовать другой материал.
Выводы
Работа со свесами не регламентируется четкими универсальными правилами. Но есть рекомендации, которые позволяют сделать все верно, сообразно особенностям дома. Однако можно точно сказать, что оптимальным решением в отношении карнизных свесов является обшивка софитами.