Новости

Обработка камней и минералов

Оглавление статьи:

Обработка камня своими руками в домашних условиях

Большинство природных минералов имеет бесформенный вид. Обработка природного камня позволит получить красивую структуру, которая подчеркивает изящество будущего изделия.

Необходимые документы

Обработка камня своими руками в домашних условиях будет осуществляться электроинструментом и подручными средствами. В первую очередь при покупке минерала необходимо получить от производителя перечень свойств материла. В ином случае посмотреть характеристики в справочнике. Понимание свойства материалов необходимо для подбора подходящего инструмента в зависимости от твердости, хрупкости и т.п.

Для замены рабочего органа в электроинструменте воспользуйтесь инструкцией. Операционных инструкций не существует. Все действия выполняются на усмотрение рабочего. При работе воспользуйтесь лишь рекомендациями к технологическому процессу.

Технология обработки

Перед механической и химической обработкой необходимо распилить камень на небольшие части. Резку рекомендуется осуществлять при помощи болгарки специальным диском по камням. Небольшими кусками перерабатывать минерал становиться удобнее.

Обработка натурального камня в домашних условиях подразделяется на два вида:

  • физико-механическая;
  • механическая.

Механический вид является классическим и к нему относятся: резка, рубка, полировка, шлифование. Подобные методы не требует дорогостоящего специализированного оборудования и подходят для работы в домашних условиях.

К физико-механическому виду относят: ТВЧ, термоактивные газовые горелки и т.д. Для физико-механических способов обработки камня необходим специализированный цех и дорогостоящее оборудование.

При домашней обработке достаточно применить следующие способы обработки природного камня:

  • шлифование;
  • полирование.

При обработке в домашних условиях выделяется отдельная комната, потому что в процессе работы образуется много пыли. Помещение должно быть снабжено вытяжкой или должна быть предусмотрена качественная естественная вентиляция. Работнику рекомендуется пользоваться средствами индивидуальной защиты (перчатки, респиратор, халат). Все виды работ выполняются при постоянной подаче воды, поэтому в помещении требуется наличие канализации или следует протянуть соответствующие шланги.

Обработка гранита в домашних условиях включает в себя следующие процессы:

  • резка;
  • полировка и шлифование;
  • брашировка;
  • высверливание отверстий;
  • термообработка.

Шлифовка

Шлифование — это процесс абразивного обтачивания, в котором в качестве режущего инструмента используется шлифовальный круг. Данная операция выполняется в несколько этапов с последующим уменьшением зерен рабочего инструмента. Вначале происходит обдирка, т.е. убирается верхний слой. Затем производят среднюю и тонкую доводку. Потом используют технику лощения: минерал имеет минимально возможную шероховатость при данной операции.

Для шлифования используются самые разные машины:

  1. Ручные колотые ножи-точилки (точильные диски).
  2. Ручные электроинструменты, такие как угловые шлифмашины.
  3. Различные виды дорогих промышленных станков, называемые станками для шлифовки.
  4. Настольные шлифовальные машины.

Полировка и финишная обработка

Полировка камня осуществляется при помощи ручного вращающегося инструмента, часто называемого Dremel. Чтобы начать шлифование камней, важно убедиться, что используются защитные очки и перчатки. Полировщик камня убирает острые края и щели, чтобы облегчить процедуру.

Полировка мрамора в домашних условиях осуществляется при помощи полировального порошка с использованием кристаллизатора. Следует помнить, что с целью отшлифовать нельзя применять ни в коем случает не предназначенные для полировки средства, например, абразивный полироль для автоэмали и т.д.

Последним шагом будет финишное очищение. Полировщик наполняет ведро горячей мыльной водой и удаляет всю грязь и остатки с минерала. Можно использовать старую зубную щетку, чтобы проникнуть в любые щели и удалить остатки грязи.

Общие рекомендации

Помимо шлифовки и полировки применяется и химическая чиста. Обработка поверхности камня должна осуществляться, исходя из свойств материла. Не стоит пренебрегать различными инструкциями и рекомендациями. Важно соблюдать все меры безопасности в ходе работы.

Читайте также:

Часто бывает так, что сердце любимого вами человека уже занято. Или, к примеру, у вас…

Как чистят семечки на производстве, зависит от того, какие семена требуется избавить от несъедобной части.…

Серебряные вещи будь то кольцо, браслет, нательный крестик или столовые приборы имеют тенденцию к почернению.…

Обработка камней и минералов

Оставьте ваши контакты и мы свяжемся с вами

8 основных видов обработки природного камня: как правильно это делать и зачем

Для какой цели использовать натуральный камень зависит не только от его вида, но и от типа обработки. Грамотная порезка, шлифовка или полировка помогают выявить настоящую красоту материала и значительно расширить грани его применения. Обрабатывать природный камень не так уж и легко. Этот процесс должен проходить в строгом соответствии стандартам качества и учитывать плотность породы, ее цвет и текстуру.

Обработка камня, видео: особенности и наиболее популярные способы

8 основных способов обработки натурального камня

Обработка натурального камня имеет кардинальные отличия в зависимости от типа породы и будущего предназначения материала. Так выделяют:

1. Полировку

Такая обработка природного камня придает ему гладкую поверхность и потрясающий блеск. При данном способе прожилки породы способны создавать уникальные узоры, которые смотрятся гораздо насыщеннее, чем до полировки. Для этого метода воздействия используются специальные:

  • Шлиф. машины с порошковым напылением.
  • Войлочные круги.

Приспособления необходимы, чтобы правильно полировать камень до идеально ровного покрытия.

2. Шлифование

Шлифовочный вид обработки камня полностью снимает с него лицевой слой, позволяя проступить текстуре. После проведенных работ на породе остаются небольшие следы от абразивных кругов, которые практически незаметны.

Готовые изделия из камня удобно использовать для оформления внутренних или внешних ступеней дома. Их можно просверлить или разрезать. Благодаря шероховатой поверхности достигается отличный антискользящий эффект.

3. Распил

Исходя из названия метода понятно, что речь идет о распиливании больших кусков породы на плиты. К обычному разрезанию можно добавить абразивный способ – тогда фактура плиты обретет еще больший рельеф.

В зависимости о того, как распилить камень, можно использовать его для оформления садово-парковых дорожек или фасадов зданий. Одними из наиболее популярных видов пиленного материала стали брусчатка и бордюр.

4. Скол

Эта обработка камня имитирует природный процесс, в котором от одного цельного блока откалывают меньшие по размеру. При этом в породу вставляются специальные клинья, которые под давлением разбивают материал на части. Получившаяся скальная фактура может быть успешно использована в садово-парковом искусстве, при изготовлении памятников и монументов.

Зачастую скольный способ воздействия на породу – это обработка камня своими руками, ведь так можно достичь необходимых габаритов и рельефности материала

5. Обработка щетками

Подобные методы обработки камней – это механическое воздействие на породу водой и специальными щетками. В результате поверхность материала получается гладкой, и в то же время, совершенно не скользкой. Подобная полировка камня позволяет использовать его для создания:

  • Столешниц.
  • Ступеней.
  • Напольного покрытия.

6. «Царапаная поверхность»

Это обработка торца и кромки натуральной породы до получения неглубоких, хаотичных борозд. Такой способ является более интересным, чем обычная шлифовка камня и позволяет придать материалу особенный вид. Обработанные таким образом поверхности очень часто применяются для изготовления ступеней и цокольных этажей зданий.

«Царапанные» камни имеют очень интересный внешний вид и активно применяются в строительстве

7. Античная обработка

Конечно, это вид не демонстрирует, как пилить камень было принято в древние времена, но сможет придать породе искусственно состаренный внешний вид. Чтобы достичь такого эффекта, плиты помещают в кислоту, которая помогает удалить остатки инородных вкраплений и оставляет небольшие канавки после себя.

После того, как камень был опущен в кислоту, он принимает текстуру очень схожую к античному мрамору и граниту. Такая техника позволяет использовать его в интерьерах стилей Antique и «Классик»

8. Термическая обработка

Для материалов, применяемых в наружных отделочных работах, этот способ является преимущественным. Он быстрее и проще других, для достижения желаемого эффекта не нужно так много усилий, как полировать камень или шлифовать его.

Стоит отметить, что термообработанные плиты имеют отличные противоскользящие характеристики. Они менее подвержены разрушительному влиянию резких изменений погодных условий

При такой обработке, порода поддается обжигу, впоследствии которого мягкие вкрапления просто выгорают. Наиболее часто такой камень используется для мощения пешеходных дорожек, а также оформления заборов и ворот.

Обработка камня, фото которой Вы видите здесь – это быстрый способ получить отличный материал для строительства, при помощи высокотемпературного нагрева

Стоит ли обрабатывать камень своими руками

Вы уже знаете, как резать камень и обрабатывать его другими методами. Но теперь возникает вопрос, стоит ли делать это самостоятельно. Если у Вас есть лишнее время и желание, то можно. Но всегда лучше заказать готовый камень у проверенной компании и быть уверенным в его качестве. Специализированные производители имеют необходимую технику и условия для проведения любых видов воздействий. Кроме того, материал будет доставлен прямо на Ваш объект.

Компания «Камелот» готова предоставить натуральные камни для бани, строительства и дизайна по доступным ценам. Обращайтесь!

Как облагораживают минералы

Быть может, природа намеренно создает такие непривлекательные образцы горных пород, чтобы человек посредством своего труда сделал их прекрасными. Намек был понят, и теперь облагораживание драгоценных камней осуществляется на высшем уровне.

Зачем нужно обрабатывать минералы?

Как уже было сказано, натуральные экземпляры не столь красивы, как обработанные. Кто-то готов с этим поспорить, считая, что природа знает свое дело, и если она создает самоцветы такими, значит, на то есть основания. Возможно, что это так, но все-таки большинство предпочитает облагороженные минералы естественным, которые больше подходят любителям.
Среди причин, по которым следует облагородить минерал, назовем следующие:

  • Эстетичность. Процесс облагораживания в результате дает улучшенный внешний вид породы. Самоцвет становится зрительно чище, ярче, приобретает более насыщенный оттенок, который, к тому же, еще и долговечен.
  • Выгода. Бесспорно, существуют и природные самоцветы удивительной красоты, обрабатывать которые никому и в голову не придет. Но стоят такие породы несравненно дороже своих облагороженных собратьев.
  • Популярность. Термическая, химическая или механическая обработка позволяет кристаллу «раскрыться» в полной мере и продемонстрировать свою удивительную красоту. Кроме того, каждый минерал обладает уникальными свойствами. Это позволяет любому человеку выбрать именно тот камень, который подходит ему по всем параметрам.

История развития технологии

Это уважаемое дело имеет богатую и увлекательную историю. Человеку свойственно стремиться к идеалу, поэтому наши предки, не смирившись с природной красотой каменьев, попытались сделать их внешний вид более привлекательным.

В этих целях минералы выдерживали в специально приготовленных растворах или в природных веществах, например, в мёде. Были попытки окрасить самоцветы охрой, запекать внутри хлеба, воздействовать медным купоросом и горячим воском. Многое использовали, чтобы сделать кристалл красивее, чем он был. Некоторые манипуляции приводили к желаемому результату, тогда их усовершенствовали и продолжали использовать. Большинство же методов, что логично для процедуры эксперимента, оказалось бездейственными, зато люди получили ценный опыт и отныне знали, что нужно использовать, а что применять абсолютно бессмысленно.
С течением времени каждый из способов становился более совершенным. Алхимики, постепенно начавшие перевоплощаться в химиков, стали изобретать более технологичные растворы, а камни из века в век обрабатывались все более качественно. Впоследствии люди поняли, что облагороженные самоцветы ничуть не хуже нетронутых. Стоимость их почти сравнялась.
Физические опыты и исследования выявили ряд способов, благодаря которым можно было даже изменить кристаллическую решетку камней. Выяснилось, что потоки мельчайших частичек определенной массы способны давать по-настоящему великолепный эффект. Люди начинали понимать, как формируются кристаллы, благодаря чему стало возможно в искусственных условиях изменить окрас того или иного минерала.

В наше время процесс облагораживания драгоценных минералов предполагает использование самых передовых технологий. В то же время не забылись и старые, но все еще действенные способы. Теперь их используют как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Например, температурное воздействие нередко совмещается с воздействием определенных химических веществ.
Теперь даже трудно сказать, какой способ является более результативным: новый или старый. Например, невозможно определить, что придает камню больше блеска и насыщенности цветом: нагревание на солнце или запекание в золе, заполнение трещин полимером или втирание в них масла. В то же время у новейших методов есть одно неоспоримое преимущество: меньшая трудоемкость.

Основные методы обработки драгоценных камней

Существует множество способов облагораживания, но здесь мы рассмотрим самые популярные из них.

  1. Термическая обработка. Этот способ позволяет сделать минерал более чистым и блестящим. В зависимости от разновидности самоцвета применяют и определенный способ термообработки: самоцвет могут просто удерживать в открытом пламени, либо использовать высокотехнологичные электропечи с регуляцией напряжения магнитного поля. Этот метод обработки используют в отношении почт всех корундов, чтобы их цветовая насыщенность стала лучше. Турмалины, от природы неприглядно темные, этим методом осветляют. Естественно, голубые цирконы, чтобы сохранить цвет, также нагревают.
  2. Облучение. Выяснилось, что даже под воздействием радиации самоцветные камни изменяют свой окрас. Такие процессы происходят и в естественных условиях, когда содержащиеся в земной коре радиоактивные элементы облучают породу, изменяя ее цвет. Но отличие искусственного облучения от естественного в том, что искусственное осуществляется в миллионы раз быстрее. Таким способом получают ценнейшие бриллианты, все виды кварца и яркие топазы.
  3. Промасливание трещин. Часто природные камни имеют трещины, которые совсем не украшают самоцвет. Человечество научилось бороться с ними, превращая кристалл в подлинную во всех смыслах ценность. Для этого применяют заполнение трещин специальным масляным раствором. Эта технология не предусматривает использования исключительно натуральных продуктов, потому наряду с кедровым маслом применяют и синтетические (все же намного чаще, чем кедровое). Самые известные камни, с которыми производят данные манипуляции – это изумруды. Порой в масло добавляют красящее вещество, особенно при обработке бериллов. В результате получаются камни более насыщенные по окраске, чем они были изначально.
  4. Заполнение трещин клеевым веществом. Иногда встречаются камни с высоким уровнем прозрачности и насыщенным цветом от природы, но они бывают настолько усеяны трещинами, что могут легко сломаться. В таких случаях, особенно это касается изумрудов, используют заполнение трещинок определенным раствором, например, бесцветной смолой или резиной.
  5. Заполнение стекломассой. В данном случае трещины заполняются раскрошенным на мельчайшие частички и смешанным с определенными веществами стеклом. Порой стекла в камне при таком способе оказывается больше, чем вещества, из которого этот драгоценный камень состоит. Это сразу же сказывается на стоимости минерала.
  6. Заполнение естественным веществом. Под естественным веществом здесь следует понимать именно то вещество, из которого камень состоит изначально. То есть для заполнения трещин минерала используют такой же, только измельченный минерал. Затем камень подвергается термообработке.
  7. Диффузия. Это процесс окрашивания камней с помощью присутствия при термообработке определенных микроэлементов. Окраска камней становится равномерной и на поверхности и внутри. Выяснилось, что наиболее применим в этом процессе хризоберилл. С его помощью получают прелестные сапфиры.

Вышеперечисленные способы позволяют получить камень отличного качества. Все характеристики драгоценной породы сохраняются, а минерал становится только качественнее, красивее и буквально лучше. Цвет или блеск, приобретенные при помощи таких методов, перманентны. Чаще всего их и используют, чтобы закрепить оттенок и обезопасить его от влияния внешней среды.

Но существуют и другие часто используемые методы обработки камней, которые могут давать аналогичный результат в отношении красоты камня и абсолютно противоположный в отношении качества. То есть обработанные камни, хоть и приобретают товарный вид, но ненадолго. Вот некоторые и них:

  1. Диффузия поверхности минерала. Для изменения цвета камня на его поверхность клеят пленку такой окраски, которую желают получить. Затем минерал помещают в специальную печь, где пленка растворяется, и пигмент проходит на глубину в несколько микрон. Поверхность камня уже никогда не приобретет первоначальный цвет, а вот если расколоть или даже поцарапать самоцвет, проведенные манипуляции сразу станут очевидными.
  2. Магнитное напыление пленки. Для осуществления этой технологии камни помещают в вакуумную камеру, где на их поверхность напыляется пленка определенного цвета. В результате даже далекие от драгоценных камни можно выдать любителям за ценность и продать втридорога. Но раскусить обман может любой человек, если он знает, что, поцарапав поверхность такого лже-камня, пленка отстанет, и станет виден его натуральный цвет.

Последние два способа считаются недопустимыми в любом случае. Даже некоторые из стандартных методов нельзя применять в отношении того или иного минерала, чтобы не испортить его.

Применение различных методов к определенным видам самоцветов

Облагораживание камней – процесс увлекательный и интересный. Осуществляя его, необходимо обладать определенными знаниями, чтобы не повредить структуру или не испортить цвет безвозвратно. Ниже описано, каким способом можно облагораживать некоторые минералы.

Таблица 1. «Способы облагораживания драгоценных камней»

Метод Камень
Обычное окрашивание или отбеливание Агат, жемчуг, коралл, черный оникс
Термообработка Рубин, сапфир, танзанит, аквамарин, голубой топаз, цитрин, аметист, турмалин, циркон
Заполнение клеевым веществом Изумруд, нефрит, бирюза, жадеит, малахит, лазурит
Облучение Голубой топаз, цитрин, аметист, турмалин
Глубокая диффузия Рубин, сапфи, турмалин
Промасливание Изумруд
Стеклозаполнение Рубин

Как видно из таблицы, большинство каменьев прекрасно переносят самый древний способ – термическую обработку. Но и другие методы очень популярны во всем мире. В скором будущем, безусловно, разработают еще более совершенные способы облагораживания, а пока важно не ошибиться при выборе самоцвета и купить не подделку сомнительного качества и без особенных свойств, а настоящий, пусть и обработанный, драгоценный камень.

Как обрабатывают драгоценные камни?

Необработанные кристаллы ювелирных камней выглядят настолько невзрачно, что большинство людей при взгляде на них не распознают ценную породу.

Ископаемое становится мерцающим самоцветом не сразу, а после ряда длительных и трудоемких манипуляций

Разделение, шлифовка, огранка, полировка, финишное облагораживание – это лишь основные этапы работы мастера. На самом же деле обработка драгоценных камней – многогранный процесс, состоящий из множества действий. Каждое из них понемногу приближает «неотесанный» кристалл к категории шедевров.

Как обрабатывают ювелирные камни?

Каждая порода уникальна и требует особого подхода. Поэтому нередко встречаются ювелиры, которые работают преимущественно с одним видом самоцветов. Столь узкая специализация позволяет добиться максимального результата с учетом глубины цветового тона, плеохроизма, светоотражающей способности и прочих нюансов.

Несмотря на то, что для каждого вида нужны отдельные принципы работы, можно выделить два общих этапа:

  • обрезка – придание нужного размера с помощью дисковой пилы, алмазной крошки или другого оборудования;
  • обдирка – придание черновой формы с помощью крупнозернистых карборундовых кругов.

Дальше начинаются расхождения. Непрозрачные кристаллы и прозрачные, но с заметными дефектами, обрабатывают по методу кабошон. Такие камни имеют округлую выпуклую форму. Их поверхность гладко шлифуется и полируется до зеркального блеска. Для кабошона мастера используют карборундовые круги с канавками и утолщениями, которые позволяют быстро придать самоцвету нужную форму.

Виды огранки драгоценных камней

Есть три основных вида обработки самоцветов: фасетная огранка, гладкая шлифовка и смешанная разновидность. Фасетные огранки, в свою очередь, делятся на бриллиантовые и ступенчатые. А гладкие – на плоские, округлые и выпуклые (кабошон).

Прозрачные драгоценные камни хорошего качества (алмазы, рубины, изумруды и т.д.) поддаются фасетной огранке, при которой на поверхности вытачивают множество мелких граней, создающих эффект зеркального коридора.

Падающий на камень свет многократно отражается в гранях, что способствует усиленному яркому блеску и мерцанию

Фасетная огранка:

  • кристалл закрепляют на шлифовальных дисках, приклеивая его к палочкам-кичам с помощью мастики;
  • чтобы кичи располагались в правильном направлении, их помещают в специальную перфорированную кассету, расположенную сбоку от шлифовального диска;
  • кич вставляется в одно из отверстий на кассете, образуя нужный угол наклона фасеты, поверхность шлифуется;
  • угол наклона меняют, вставляя кич в другое отверстие, и так много раз, пока на поверхности не появится несколько десятков граней, расположенных под правильным углом.

Такая обработка возможна и в домашних условиях. Но начинающим мастерам проще использовать штатив с фасетированной головкой. Этот метод более длительный, но и более надежный, практически гарантирующий правильный наклон.

Среди видов фасетной огранки можно также выделить розу, восьмерку, клиньевую, цейлонскую, изумрудную, таблитчатую. Классификация обширна, ведь в каждой категории есть несколько подкатегорий в зависимости от количества граней, размера и положения верхней площадки, других параметров.

Любителям-новичкам предстоит самостоятельно выбрать материал для шлифовального диска, подходящий абразив и оптимальную скорость вращения диска.

В качестве охлаждающей жидкости мастера обычно используют масло, керосин или мыльный раствор. При домашней обработке можно заменить перечисленные варианты обычной водой.

Кабошоны в домашних условиях делать еще проще. С них обычно и начинают знакомство с ювелирной обработкой. А после приобретения и закрепления навыков переходят к более сложным способам работы.

Смешанная шлифовка подразумевает, что одна сторона изделия имеет гладкую поверхность, а вторая – фасетированную

Облагораживание драгоценных камней

Облагораживание – финишный этап обработки, с помощью которого мастер улучшает визуальные характеристики камня и укрепляет его. При качественно выполненной процедуре облагораживающий эффект действует в течение нескольких десятков лет даже в условиях регулярной эксплуатации ювелирного изделия. Он не должен пропадать после чистки, полировки и других подобных манипуляций со вставкой.

Виды облагораживания самоцветов:

  • отжиг – термическое облагораживание, которое делает оттенок поверхности более красивым и равномерным. Камни обжигают в специальной печи при температуре 2000 ℃ или выше. Отжигу подвергаются аквамарины, цитрины и прочие полудрагоценные самоцветы. Иногда эту процедуру проходят рубины и сапфиры, из которых путем нагрева «выжигаются» рутиловые включения;
  • термодиффузное окрашивание – минерал помещают в устройство с особым микроклиматом, пропитанным определенными веществами, и поддают действию высокой температуры. Процесс диффузии нужно поддерживать в течение нескольких дней, чтобы инородные атомы успели впитаться в структуру кристалла;
  • облучение – этот вид облагораживания нужен для изменения цвета алмазов, топазов и прочих минералов. Их облучают ультрафиолетовыми, рентгеновскими или гамма-лучами. Облучение камней, как правило, используется только с последующим отжигом;
  • пропитка питательными веществами – этот метод используется для восстановления целостности структуры минерала. При пропитке микротрещины заполняются маслом, смолой или жидким стеклом. Структура получается более цельной, а сам камень становится прочнее.

Это самые качественные и долговечные методы облагораживания. Есть и другие способы, но они менее распространенные: покрытие поверхности лаками, красителями и эмалевыми составами, удаление дефектов при помощи лазера.

Чаще всего ювелиры не ограничиваются одним способом финишной обработки, а используют сразу несколько

К сожалению, информация об этом не всегда указывается в сопроводительных документах к драгоценности. Разница принципиальна: камни, обладающие естественной красотой от природы, ценятся намного выше искусственно обработанных аналогов.

Дополнительную информацию о том, как обрабатываются камни и для чего это нужно, вы узнаете, посмотрев видео:

Основные способы облагораживания драгоценных камней.

Основные способы облагораживания драгоценных камней.

Нагревание (Heating).

Нагревание драгоценных камней — сегодня это стандартная процедура перед огранкой камня. В прошлом же, секреты такой обработки передавались из поколения в поколение. Способов множество: от простого нагревания необработанных камней на открытом огне до сложных лабораторных процедур с использованием регулируемых температур. Важно, что простое нагревание не изменяет химическую структуру камня. Этот способ облагораживания является неизменным на протяжении многих лет и уже давно принят среди ювелиров всего мира.

Для чего нагревают драгоценные камни?

Необработанные камни нагревают для улучшения их качества. От возгорания, как еще называют нагревание, оттенки становятся более яркими, цвета раскрываются или даже меняются во время процесса, включения становятся менее выступающими или даже исчезают, возрастает прочность камня. Например, если темный турмалин подвергается нагреванию, его цвет становится гораздо более ярким. Нагревание может привести к поразительным результатам, и иногда не лучшего вида камни превращаются в великолепные сокровища. В современных ювелирных магазинах практически все камни в украшениях облагорожены: аквамарины, аметисты, цитрины, кунциты, турмалины, цирконы, и, зачастую, рубины с сапфирами получают свой вид благодаря процессу нагревания.

Влияет ли нагревание на стоимость драгоценного камня?

Камни хорошего качества встречаются реже, чем сравниваемые с ними подверженные процессу нагревания экземпляры. Не подвергавшиеся нагреванию красный рубин и синий сапфир имеют постоянный устойчивый спрос, и эти чудеса природы продаются по весьма и весьма высокой цене. Такие камни высшего качества являются редчайшим явлением, которое трудно встретить даже в крупнейших залежах этих минералов. Именно по этой причине они и имеют очень высокую стоимость. С другой стороны, многие виды камней попросту не существовали бы без процедуры нагревания, например танзанит или празиолит. Некоторые камни имеют определенные оттенки, которые пользуются большим спросом и получаются во время процесса нагревания. Так что, нагревание не обязательно уменьшает ценность камня, зачастую оно ее увеличивает.

Смазывание (lubrication).

Этот метод используется уже больше 600 лет, в основном, для треснутых и пористых драгоценных камней — как правило, таким является изумруд. Этот способ уменьшает количество мелких трещин и может обеспечить камню большую прозрачность и ясность. Используются не только бесцветные масла, но и другие материалы, например воск, каучук, или резина. Смазывание, зачастую, требует обновления каждые несколько лет, но оно уже принято сообществом ювелиров. Особые условия должны соблюдаться при реставрации и чистке такого камня. Ни при каких обстоятельствах, при чистке не должны быть использованы маслорастворяющие материалы.

Бериллиевое нагревание (Beryllium Heated).

Эта процедура часто используется для раскрытия желтых или оранжевых оттенков сапфира. Сапфир часто добывается вместе со шпинелью, турмалином и хризобериллом. Они влияют на цвет сапфира, если нагревание происходит вместе с сапфиром. Сортировка камней перед стандартной процедурой нагрева — сложная задача. При таком нагревании, хризоберилл выделяет незначительные испарения бериллия. Скорее всего, они являются катализатором, являющимся причиной термохимической реакции в атомной структуре корунда. С тех пор, как это было замечено, процедуру стали использовать для получения желтых и оранжевых сапфиров. Точный процесс изменения цвета до сих пор остается малоизученным. Процедура является относительно новой, поэтому ее часто называют «новым нагреванием» или «дополненным нагреванием». Бериллиевое нагревание не может быть определено стандартными процедурами, это возможно лишь с применением двух точных и дорогих тестов, неизбежно приводящих к разрушению камня.

Распыление (Diffusion).

Распыление или «поверхностное распыление» это процедура, суть которой заключается в добавлении частиц железа или титана во время стандартного процесса нагревания камня. Обычно оно используется с корундом, при этом распыляемые частицы образуют тончайший слой. Как правило, этот слой придает камню определенный оттенок. Эта процедура не сложна, но поверхности звездных или обычных сапфиров, подвергшихся этому процессу, требуют чрезвычайно аккуратного обращения, так как распыленный слой в толщину составляет всего одну десятую миллиметра. После этой процедуры, камень может потерять свою привлекательность при царапании, полировании, повторной огранке или другом повреждении распыленного слоя. Аналогичным способом обрабатываются бесцветные кварцы для получения «мистических» топазов. Кроме того, это один из способов обработки друз, для достижения желаемых оттенков.

Облучение (Irradiation).

Находившиеся миллионы лет в толще земной коры камни могут быть подвержены природному радиоактивному излучению, которое изменяет ясность и окраску камня. С использованием стандартного гамма облучения этот эффект можно усилить или обратить. В течение нескольких часов, оттенок камня меняется и он становится более прозрачным. Облученные камни не требуют особого ухода, а эффект сохраняется навсегда, но иногда, со временем, цвета могут вернуться в первоначальное состояние (желтый берилл, кунцит, синий топаз). Таблица ниже показывает результаты и способы обогащения.

Читать также:
Паропроницаемая пленка для кровли

Похожие записи

Как прикрепить стропила к кирпичной стене?

Autor

Имитация кирпичной стены своими руками из шпаклевки

Autor

Как крепить мауэрлат к кирпичной стене?

Autor