В мире, где тренды меняются быстрее, чем успевает закончиться производственный цикл, главный вызов для дизайнера — не просто угадать, что будет актуально завтра, а уже сегодня начать это создавать. Как заглянуть в будущее и превратить неочевидные сигналы в конкретные проекты? Как планировать, когда единственная постоянная величина — это изменение? Ответ — в стратегическом использовании трендбуков. Это не каталоги вдохновения, а аналитические инструменты, которые переводят расплывчатые образы завтрашнего дня в язык форм, материалов и цветов. Они позволяют не догонять тренды, а задавать их, организуя работу команды вокруг ясного видения и находя общий язык с клиентами на основе глубокого понимания грядущих перемен.
freepik.comЧто такое трендбук
Трендбук — это аналитический материал с глубоким системным исследованием конкретного направления индустрии дизайна. Отчёт содержит элементы маркетингового анализа, динамику потребительских предпочтений, фото успешных проектов, референсы, вспомогательные материалы, прогнозы на будущее и другие полезные разделы в зависимости от темы и направления.
Владеть точной информацией в виде профессиональной аналитики — значит иметь преимущество перед конкурентами, привлекать заказчиков, убедительно строить аргументацию. Такой подход имеет большую ценность во всех направлениях индустрии дизайна (в создании уникальной графики, интерьеров, рекламных проектов, сайтов, приложений, упаковки, одежды, продуктов и многих других).
Из чего состоит трендбук
В лаконичном виде (графика, изображения, маркетинговый анализ, референсы, прогнозы) в трендбуке показаны те процессы, которые меняют отрасль. Под их влиянием находятся все участники — как крупные компании, так и самостоятельные дизайнеры.
Структура отчёта выглядит так:
Визуальная часть — коллажи, цветовые палитры актуальных проектов с обоснованием дальнейшего развития/углубления предлагаемых направлений, референсными материалами, образцами для вдохновения.
Аналитика — ключевые тренды в маркетинге и потребительских предпочтениях, коммерческие аргументы, прогнозы спроса, перспективные направления (стили, акценты, подходы к визуальному диалогу с аудиторией).
Технические детали — материалы, принты (для дизайнеров одежды), модели ландшафтного дизайна, планировки интерьеров, прототипы интерфейсов игр, приложений.
Универсальные трендбуки охватывают большую часть аспектов дизайна. Например, отчёты Агентства креативных индустрий Москвы содержат экспертную аналитическую информацию. Основой для неё служат результаты исследований и творческих конкурсов, конференции, встречи с дизайнерами и заказчиками: материалы точно отражают процессы, которые происходят в индустрии дизайна.
Зачем дизайнеру трендбук
1. Экономия времени. Готовые стартовые палитры, подсказки и референсы помогают быстрее выходить к клиенту с новыми идеями и решениями.
2. Снижение риска. Опора на маркетинговые данные, социальные и культурные сигналы, результаты исследований, а не на случайные наблюдения.
3. Единый язык для команды, подрядчиков и клиента, ускорение согласований. Трендбук предоставляет точные визуальные аргументы вместо субъективного «нравится / не нравится».
4. Целостное видение тенденций. Возможность увидеть интересующие направления со стороны, экспертным взглядом. Это нужно для планирования: выбора ниши, постановки целей, разработки стратегий.
5. Инновации, которые нужны людям и попадают в тренды. Расширяется пространство решений, комбинаций идей, материалов, сфер реализации с учётом данных исследований.
Трендбуки дают ответы на сложные вопросы о потребительских предпочтениях, рекомендации по развитию проектов, выбору дизайнерских подходов. Это сильный аналитический инструмент развития личного дизайнерского бренда или бизнеса. Способ актуализировать представления и знания, оставаться в тренде, когда запросы постоянно меняются, прогнозировать эти изменения и создавать уникальные продукты, интересные выбранной аудитории пользователей, создавать клиентоориентированные решения, проекты с учётом потребностей и ожиданий.
Как мониторинг трендов связан с будущим дизайна
Трендбуки, в отличие от визуального опыта (насмотренности), показывают то, что пока неочевидно, но вот-вот проявится: свежие идеи, концепции, материалы. И наоборот, те тенденции, которые лежат на поверхности и доминируют на рынке, зачастую уже не соответствуют требованиям времени.
Будущее за дизайнерами и художниками, которые смогут создавать продукты, соответствующие новым представлениям и ценностям — визуальным, психологическим, экологическим. Это актуально для художников, дизайнеров городской среды, ландшафта, ИТ-графики и продуктов повседневного спроса.
Опираясь на аналитические материалы, проще предугадать тренды, выбрать перспективные направления с учётом динамики ценностей в обществе, социальных и экономических процессов. Вместо интуитивного, рискованного подхода дизайнеры получают возможности для точного планирования и целенаправленного создания инноваций в дизайне.
Таким образом, для дизайнеров трендбуки — это навигатор, который кратчайшим путём ведёт из сегодня в завтра. Он помогает в поиске актуальных материалов, направлений и решений, которые будут задавать вектор развития индустрии в ближайшие годы. Этот популярный в среде профессионалов рабочий инструмент экономит время, снижает риски, одновременно повышая качество и экологичность решений в моде, интерьере, графике и продукт-дизайне.
