Оглавление статьи:
Карнизная планка для металлочерепицы: размеры, устройство, способы монтажа
Построить карнизный свес кровли из металлочерепицы нужно будет до укладки кровельного покрытия. Защитить деревянные детали кобылок и обрешетки можно и последующей подшивкой софитов, но такой способ оказывается более трудоемким, поэтому лучше закрыть карнизы заранее, когда ничего не мешает набивке профилированной планки.
Что такое карнизный свес металлочерепицы
В просторечии его называют карнизом или концевой планкой. Профессиональные кровельщики, когда говорят о карнизном свесе металлочерепицы, имеют в виду нижнюю часть листа на скате, которая выходит за пределы периметра стен здания.
Карниз металлочерепицы — это не 50 мм поверхности, свешивающихся с карнизной доски. В состав узла свеса входят:
- Нижняя кромка листа металлочерепицы;
- Ветровая или карнизная доска каркаса ската;
- Капельник;
- Карнизная планка.
Все они устанавливаются на свесах под металлочерепицей и оказывают существенное влияние на долговечность и надежность кровли. Непосредственного влияния на работу карнизной планки они не оказывают, но некоторые из доборных элементов приходится устанавливать до монтажа защитной накладки, поэтому всегда приходится учитывать место их размещения и размеры доборов.
Нужна ли карнизная планка для металлочерепицы
Разумеется, можно обойтись и без оборудования свеса металлочерепицы. Для некоторых типов крыш используют упрощенный вариант оформления нижней кровельной кромки. В этом случае оставляют вылет нижнего края металлочерепицы на расстоянии 50-60 мм от плоскости стены. Чтобы удалять влагу, металлическую кромку подшивают на стену профилированной планкой – желобом, наподобие той, что устанавливается на фронтонных накладках металлочерепицы.
Подобный случай — скорее исключение из правил, используется он крайне редко. Для обычных двухскатных крыш ставят карнизный свес под металлочерепицу с целью обеспечения:
- Защиты мауэрлата и опорной части стены от дождя и ветра;
- Отведения дождевой и талой воды от отмостки фундамента;
- Организации устойчивого притока воздуха в вентиляционные каналы под металлочерепицей.
В отличие от профнастила, у которого волнистое профилированное сечение уже образует каналы, по которым притекающий воздух может частично убирать пароконденсат, у металлочерепицы такой возможности нет. Поэтому эффективная вентиляция утеплителя и кровли может быть обеспечена только за счет правильного выбора схемы обустройства карнизного свеса.
Виды карнизных свесов для металлочерепицы
Для того чтобы эффективно удалять влагу и водяные пары, используют два варианта оформления карнизного свеса. Наиболее простой вариант разработан и предложен к эксплуатации известным финским производителем металлочерепицы RANILA.
Внутреннее отведение влаги с карнизного свеса
В этом случае пароизоляция, уложенная под кровлю, раскатывается не до нижнего конца карнизного свеса, а обрезается на середине вылета стропильных балок или кобылок крыши. В этой части утеплителя под металлочерепицей нет, поэтому практически вся конденсированная влага стекает не к планке карниза, а прокапывает сквозь подшивку свеса. Чтобы избежать обледенения подшивки, в данном случае вместо перфорированных панелей софитов кровлю подбивают деревянными рейками.
Данный способ хорошо работает в условиях северного морозного воздуха, в средних широтах карнизы на свесах зачастую обрастают огромным количеством льда и сосулек.
Классический вариант карнизного свеса под металлочерепицей
Внутреннее удаление пароводяного конденсата используется в ситуации, когда на крыше из металлочерепицы и на водосточных желобах скапливается огромное количество снега, препятствующего нормальному притоку воздуха под кровлю. Для обычных условий оптимальным вариантом будет классическое устройство карниза. Один из вариантов свеса приведен на схеме ниже.
В этом случае конденсат из-под металлочерепицы удаляется потоком воздуха, притекающего через специальное отверстие в торцевой части карниза кровли.
Устройство карниза металлочерепицы
Конструктивно карнизный свес представляет собой пакет из слоя гидроизоляции, обрешетки пароизолирующего полотна и кровельного покрытия из металлочерепицы.
Кромка материала пароизоляции выводится и укладывается на планку капельника. Между кровельным покрытием и контробрешеткой образуются вентканалы для притока воздуха. Поверх приемных окошек установлена карнизная планка. Завершающим элементом свеса является система водосточных желобов, уложенных на монтажные крюки.
Размеры карнизной планки для крыши из металлочерепицы
На вертикальной торцевой поверхности свеса устанавливается накладка из оцинкованного тонколистового материала. Планка выполнена в виде Г-образного профиля, вертикальная полка которого нашивается на торец, горизонтальная набивается на деревянную подшивку краевой зоны стропил контробрешетки.
Стандартные размеры карнизной планки для металлочерепицы равны 118х80 мм, угол раскрытия профиля равен 120 о . По нижней кромке выполнен усиливающий загиб, равный 10 мм. Планка для свеса изготавливается из оцинковки толщиной 0,8 мм.
Монтаж карниза для металлочерепицы
К обустройству карнизного узла приступают после завершения работ по установке стропильных балок. Для того чтобы карниз получился ровным, без волны и уклонов по горизонту, стропила зачищают и выравнивают под набивку планок контробрешетки.
Монтаж деревянного основания
К сборке карнизного свеса можно приступать после того, как будут усилены концы стропил, для этого по линии свеса нашиваются без зазора две горизонтальные доски.
Вертикальную поверхность торцов стропил зашивают лобовой доской.
Установка главных деталей карнизного свеса
После того как лобовая доска установлена на свое место, необходимо набить металлическую планку капельника. Это главный элемент карниза, так как по капельнику из-под металлочерепицы удаляется избыток конденсата.
Планку укладывают на лобовую доску и обрешетку отогнутой кромкой вниз и крепят к деревянному основанию саморезами и шуруповертом. Следующим этапом на поверхность основания укладывается пароизоляционная мембрана, ее край должен полностью заходить на отогнутую полку капельника. Полотно крепят на двухсторонней клейкой ленте.
Поверх пароизоляции укладывают рейки контробрешетки, чтобы древесина не порвала полотно, опорную поверхность планок подшивают ленточным уплотнителем.
Далее вдоль нижней кромки карнизного свеса нашивают две горизонтальные планки или брусы, того же сечения и размеров, что и элементы контробрешетки.
Этот этап завершается укладкой реек обрешетки, и можно приступать к установке креплений водостока и карнизной планки.
Завершающий этап
Так как изготовление системы водоотведения требует подвеса приемных желобов, перед установкой карнизной планки на свес необходимо закрепить монтажные крюки. Они крепятся саморезами прямо к двум нижним рейкам обрешетки карнизного свеса.
Понятно, что уложенные на бруски держатели будут выступать над поверхностью обрешетки, чтоб спрятать их, приходится укладывать еще один ряд деревянных реек. На крюки крепится водоотводящий желоб, а поверх только что уложенных брусков-накладок устанавливается карнизная планка кровли из металлочерепицы.
Нижний край добора заводится внутрь желоба. Остается лишь уложить металлические листы кровли и закрепить их на обрешетке.
Советы и рекомендации
Больше всего ошибок допускается на этапе укладки полотна пароизоляции и установки капельника. Обычно полотно стараются не заводить на планку капельника, а поднять и уложить на уровне карнизной металлической накладки. В этом случае капельная система остается сухой, а большая часть конденсата стекает и собирается лужей под металлическим листом кровли, так как преодолеть подъем через дополнительный деревянный брус вода не в состоянии.
Идея сливать конденсат в желоб хороша, но она работает только в сухом и жарком климате. При сильных морозах такая дренажная система карнизного свеса должным образом не работает, а скопившийся водный конденсат рано или поздно проникнет в толщу утеплителя, и карнизный свес будет постепенно прогибаться под собственным весом. В этом случае приходится вскрывать гидроизоляцию и отводить конденсат через подшивку софитами.
Второй распространенной ошибкой является укладка пароизоляции без клеевой ленты. Впоследствии полотно либо съезжает к нижнему торцу стропил, либо проседает и оголяет край утеплителя для сконденсированных водяных паров. Если нет ленты, полотно можно наклеить на любом водостойком клее или герметике. Понятно, что полотнище гидроизоляции необходимо укладывать на рейки с запасом по 50-60 мм с каждой стороны. Это необходимо, чтобы скомпенсировать провис и деформацию материала.
Заключение
Для того чтобы правильно установить карнизный свес кровли под металлочерепицей, не нужно экономить на материалах и пытаться упрощать схему, использовать свои идеи и рацпредложения. Общее устройство узла было разработано специалистами и испытано многократно, поэтому лучше, чем профессионалы, сделать кровельный свес не получится. Любая импровизация или переработка конструкции, пусть даже с самыми благими намерениями, только ухудшит гидроизоляцию кровельного покрытия.
Монтаж карнизной части кровли из металлочерепицы
Не одни лишь просчёты в устройстве теплоизоляционного слоя приводят к его намоканию. Дело в том, что влага под металлической крышей образуется при любой толщине утеплителя и в любое время года. Она является результатом конденсации воздуха на обратной стороне любого металлического кровельного покрытия.
Металл за счёт своей высокой теплопроводности нагревается и остывает намного быстрее, чем воздух под крышей. Возникает эффект «точки росы», который можно наблюдать при запотевании стекол в автомобиле или зеркал в ванной комнате. Сделать с этим решительно ничего нельзя — физика есть физика. Поэтому гидроизоляционные мембраны или плёнки при устройстве утеплённой кровли попросту необходимы.
Кровельный пирог для холодной кровли и утепленной мансарды
Если планируется строительство мансарды для летнего проживания, утеплять крышу не обязательно. Помимо несущих конструкций пирог холодной кровли состоит из гидроизоляционной пленки и самой металлочерепицы.
Для кровли из металлических листов холодный чердак не лучший выбор, поскольку во время дождя в доме будет стоять сильный гул, что является большим дискомфортом для жильцов.
Кровельный пирог с утеплением представляет собой многослойную конструкцию, которая применяется для строительства жилой мансарды. В таком помещении будет комфортно не только летом, но и зимой.
Утеплитель обеспечивает сохранение тепла в мансардном помещении, и служит хорошей шумоизоляцией для металлочерепицы.
Популярные материалы для утепления крыши:
- Минераловатный утеплитель.
- Пенополиуретан.
- Эковата.
Нужна ли карнизная планка для металлочерепицы
Разумеется, можно обойтись и без оборудования свеса металлочерепицы. Для некоторых типов крыш используют упрощенный вариант оформления нижней кровельной кромки. В этом случае оставляют вылет нижнего края металлочерепицы на расстоянии 50-60 мм от плоскости стены. Чтобы удалять влагу, металлическую кромку подшивают на стену профилированной планкой – желобом, наподобие той, что устанавливается на фронтонных накладках металлочерепицы.
Подобный случай — скорее исключение из правил, используется он крайне редко. Для обычных двухскатных крыш ставят карнизный свес под металлочерепицу с целью обеспечения:
- Защиты мауэрлата и опорной части стены от дождя и ветра;
- Отведения дождевой и талой воды от отмостки фундамента;
- Организации устойчивого притока воздуха в вентиляционные каналы под металлочерепицей.
В отличие от профнастила, у которого волнистое профилированное сечение уже образует каналы, по которым притекающий воздух может частично убирать пароконденсат, у металлочерепицы такой возможности нет. Поэтому эффективная вентиляция утеплителя и кровли может быть обеспечена только за счет правильного выбора схемы обустройства карнизного свеса.
Металлочерепица с расстояния напоминает керамическую. Это не значит, что она однообразна: как и у керамической черепицы, у нее может быть много форм и оттенков. Для большинства архитектурных стилей она подойдет: керамические крыши делались в древнем Китае, в барочный период в Европе и Америке, в новые времена. Не слишком вычурный дизайн впишется и в минималистский стиль.
Но в целом у гибкой черепицы возможностей больше – разнообразнее и фактуры, и формы гонтов: прямоугольная, ромбическая, шестигранник, бобровый хвост и многое другое. По фактуре она может напоминать и керамику, и сланец, и деревянную дранку. То есть, подходит уже не к большинству, а абсолютно ко всем стилям.
Но дизайн зависит не только от самого покрытия, еще и от формы крыши. Устройство кровли из металлочерепицы возможно на классических скатных крышах, щипцовых или вальмовых, крутизной от 11 до 45 градусов (опять же, большинству подойдет). Криволинейную кровлю ей не покроешь, металлопрофильные листы не гнутся.
Гибкую черепицу не используют только на плоских крышах. Все остальное – двускатки, вальмовые, шатровые, волнообразные, купольные, луковичные – пожалуйста. Можно уложить гонты и на отрицательную поверхность (например, нижняя сторона луковицы). Хотя своими руками это сделать проблематично. То есть, ограничений по форме крыши у битумной черепицы нет вообще.
Устройство утепленной и неутепленной крыши из металлочерепицы
Кровельный пирог на частном доме или хозпостройке может существенным образом отличаться, при обустройстве металлочерепичной кровли на жилых и многоквартирных домах используют теплоизолятор, на сараях и складах крайне редко, обязательным элементом в обоих случаях является гидроизоляционная пленка.
Состав утепленного кровельного пирога
Стоимость монтажа кровли из металлочерепицы во многом складывается из сложности выполнения работ и состава кровельного пирога, для теплой крыши он всегда состоит из трех обязательных слоев:
- Пароизоляционная мембрана выполняет важную функцию, она отводит излишки бытовой влаги из-под кровельного пространства и защищает утеплитель от пара. Пароизоляция монтируется с внутренней стороны стропильной системы и крепится при помощи строительного степлера.
- Теплоизоляция выполняет функцию сохранения тепла и частичной звукоизоляции, обычно при монтаже используют плиты минеральной ваты различной толщины, для более плотного прилегания между стропилами утеплитель режут по ширине на 1, 5-2 см. шире расстояние между стропилами.
- Гидроизоляция служит в качестве дополнительной защиты от атмосферных осадков, монтируется аналогично пароизоляционному слою, с внешней стороны обрешетки, обычно это армированная или неармированная пленка.
Перед покупкой данного материала не стоит руководствоваться исключительно красивыми фото крыши из металочерепицы, важно правильно подобрать толщину, доборные кровельные элементы, утеплитель. Что стоит учесть перед покупкой?
Для того чтобы кровля служила долгие годы, необходимо произвести расчеты: стропильной системы, количества вентиляционных отверстий, узлов водосточной системы, элементов безопасности (снегозадержатели, лестницы) и пр. согласитесь, самостоятельно это сделать практически невозможно, гораздо проще заказать проект монтажа крыши у кровельной компании.
Если проект у вас уже есть и осталось только купить необходимые матрериалы не забудьте перед покупкой обратить внимание на маркировку, по ней можно определить:
- Дату производства и эксплуатационный срок
- Уровень жесткости
- Наличие полимеров
- Толщину.
Примерные цены на металлочерепицу в Москве
Производитель | Металлочерепица | Цена |
---|---|---|
Grand Line | Монтеррей GL | От 243 м2 |
МеталлПрофиль | Монтекристо | от 379 м 2 |
Северсталь | Стальной бархат | От 451 м2 |
Цены зависят от сроков гарантии на антикоррозийную защиту, полимерные добавки. Чем толще лист и цинковый слой напыления, тем надёжнее он в эксплуатации. Лёгкий лист проще перевозить и поднимать на крышу.
По мнению экспертов, лучшим решением для дома с постоянным проживанием станет металлочерепица 0,45 мм и 245 мкм защитного слоя.
Металлочерепица характеризуется большим количеством преимуществ. Клиенты отмечают такие
- невысокая цена
- простота укладки
- небольшой вес готовой крыши
- не коробится при перепадах от жары к холоду
- не трескается от жары и не горит
- подходит для жилого дома, гаража и склада
- эстетичность и долговечность.
Хотя металлочерепица дороже, чем её мягкие аналоги, всё же итоговые расходы на монтаж и эксплуатацию оказываются намного меньше. В случае с монтажом гибкой черепицей потребуется устраивать сплошную обрешётку. А в итоге общие расходы на укладку и эксплуатацию у кровли из металлочерепицы будут меньше.
Разумеет, что плохой монтаж испортит любой материал. Именно поэтому производитель выпускает подробную инструкцию по комплектации и монтажу кровли со схемами, описанием технологических процессов и техническими характеристиками. Чем точнее они выполнены, тем спокойнее спят хозяева.
Металлочерепица пользуется заслуженной популярностью на строительном рынке России за отличные эксплуатационные качества.
Как устроена крыша из металлочерепицы и с чего начать возведение конструкции?
14.12.2016 5,357 Просмотров
Металлочерепица представляет собой облицовочный материал из тонколистовой оцинкованной стали. Она изготавливается в форме профилированных металлических листов с характерным внешним видом, имитирующим строение натуральной черепицы.
Профилирование осуществляется путем придания листам волнистой или трапециевидной формы, что существенно повышает эксплуатационные характеристики материала. Одним из лидеров на рынке на данный момент металлочерепица Каскад и Монтеррей.
Прежде чем приступить к устройству крыши под металлочерепицу, рассмотрим технические показатели кровли.
Плюсы и минусы покрытия
К достоинствам материала можно отнести:
- Небольшой вес.
- Высокую износоустойчивость.
- Огнеупорность.
- Относительную простоту монтажа.
- Хороший потенциал для реализации дизайнерских решений.
Имеются и незначительные недостатки, которые устраняются при правильном планировании и выполнении работ:
- Низкая звукоизоляция: при выпадении осадков и при сильном ветре металлочерепица создает повышенный уровень шума. Недостаток нивелируется использованием хорошей шумоизоляции, функцию которой, как правило, выполняет теплоизоляционный слой.
- Во внутреннем пространстве крыши может образовываться конденсат, во избежание этого нужно позаботиться об обустройстве вентиляции и пароизоляции.
Устройство кровли из металлочерепицы: технология и выбор конструкции
Кровельный пирог — это конструкция из материалов, послойно заполняющих пространство крыши.
Устройство крыши из металлочерепицы зависит от типа кровли, которая может быть теплой или холодной. Холодная кровля – это кровля без прокладки утеплительных слоев, она уместна в тех случаях, когда в доме есть чердак, и утепление можно проложить в его перекрытии. Теплая кровля необходима тогда, когда жилое пространство находится прямо под крышей.
Конструкция холодной кровли
Холодная крыша под металлочерепицу имеет всего два основных слоя: покрытие из металлочерепицы и гидроизоляционный слой для предотвращения образования конденсата.
Покрытие и гидроизоляция отделяются друг от друга обрешеткой и контробрешеткой. В коньке крыши (место смыкания скатов) проводится вентиляция, это нужно для доступа воздуха во внутреннее пространство и для обеспечения испарения накапливающейся воды.
Гидроизоляционный слой выполняется из ПВХ мембран или из полиэтиленовых пленок. При его укладке недопустимо полное натяжение пленки, следует оставить ее провисающей на 20-25 миллиметров – это улучшит ее проводимость и упростит стекание влаги.
Гидроизоляция прикрепляется к стропилам строительным степлером и фиксируется под обрешеткой с помощью саморезов.
Чтобы рассчитать количество кровли, воспользуйтесь нашим онлайн-калькулятором.
Таким образом, конструкция холодной крыши будет состоять из следующих слоев (в порядке удаления от потолка):
- Гидроизоляция.
- Контробрешетка.
- Обрешетка.
- Металлочерепица.
Устройство холодной крыши
Пирог теплой кровли содержит большее количество слоев.
Устройство мансардной кровли
Главной конструкцией здесь является утеплитель, он заполняет большую часть межстропильного пространства и выполняет звукоизолирующие функции. Его толщина зависит от климатических особенностей региона и от характеристик здания, чаще всего она составляет 15 см и более. Огнеупорность – это одна из важнейших характеристик утеплителя.
Теплоизоляция укладывается в пространства решеток, образуемых стропилами.
К числу наиболее распространенных материалов для утепления относятся:
- экструдированный пенополистерол;
- пенопласт;
- стекловата;
- базальт;
- керамзит.
Еще одним необходимым элементом «пирога» теплой кровли является пароизоляционный слой. Он защищает утеплитель от конденсата, проникающего со стороны помещения.
Пароизоляция прикрепляется к стропилам с помощью степлера. Она должна находиться ниже теплоизоляционного слоя.
Пароизоляционные пленки производятся на основе полиэтилена, полипропилена, изоспана.
Гидроизоляция – это необходимая конструкция не только в холодной кровле, но и в теплой. Принципы ее выбора и монтажа одинаковы для обеих разновидностей.
Конечная конструкция кровли из металлочерепицы будет иметь следующие упорядоченные слои:
- Пароизоляция.
- Нижняя обрешетка (изолирует пароизоляцию от теплоизоляции).
- Утеплитель.
- Гидроизоляция.
- Контробрешетка.
- Обрешетка.
- Металлочерепица.
Серединное положение утеплителя между наружными и внутренними защитными слоями обеспечивает ему максимальную безопасность и износоустойчивость.
Кровля из металлочерепицы: технология создания утепленной крыши
Между всеми слоями следует оставлять небольшие зазоры для создания естественной вентиляции.
Следует избегать и другой крайности – слишком большой толщины слоев, так как в этом случае будет перекрываться вентиляция.
Устройство кровли из металлочерепицы по деревянной обрешетке
Главное назначение обрешетки – это поддержка каркаса крыши, формируемого стропилами. К ней крепятся гидроизоляция и металлочерепица, она создает естественную вентиляцию внутреннего пространства кровли.
Есть две разновидности обрешетки – сплошная и разреженная. В сплошной конструкции все доски примыкают вплотную друг к другу, что обеспечивает повышенную прочность каркаса, но значительно увеличивает затраты материала.
В разреженной обрешетке доски находятся на определенном расстоянии друг от друга.
При монтаже крыши из металлочерепицы чаще всего используется вторая разновидность, так как облицовочный материал достаточно прочен сам по себе и не требует дополнительного укрепления каркаса.
Доборные элементы
Под доборными элементами подразумеваются изделия, скрепляющие между собой различные примыкания кровли и делающие ее эксплуатацию более удобной и безопасной. Сюда можно отнести:
- Карнизную планку. Данное изделие производится из тех же материалов, что и металлочерепица. Оно защищает лобовые доски обрешетки от намокания.
- Торцевую планку. Защищает крайние элементы кровли от попадания влаги, предотвращает повреждения от ветровой нагрузки.
- Снегозадержатели. Предотвращают резкие падения больших снежных масс со ската крыши.
- Коньковую планку. Соединяет листы металлочерепицы в областях перелома двух скатов кровли. Изделие играет важную роль, так как без коньковых планок конструкция кровли в этих областях становится уязвимой и повреждаются от внешних воздействий в короткие сроки.
- Планку примыканий. Укрепляет места стыков черепицы с поверхностями печных труб, парапетов, стен и вентиляционных шахт.
Вентиляция
Относительная сложность конструкции металлочерепичной кровли требует принятия дополнительных мер по обеспечению достаточной вентиляции внутренних пространств крыши.
Схемы вентиляции различаются при использовании холодного и теплого типов кровли.
Воздух выходит в отверстия, находящиеся в коньке крыши. При такой схеме возможна остановка воздухообмена при образовании ледяной корки во внутреннем пространстве из-за перепада температур, что делает ее не самой надежным способом устройства вентиляции.
Холодная кровля дает возможность построить более обширную и надежную вентиляционную систему. При данной схеме сооружаются трубы, проходящие через кровлю и выходящие в чердачное помещение. На скатах крыши сооружаются слуховые окна. Обустройство такой вентиляции относительно дорогое, но и надежность этой системы находится на высоком уровне.
Выбор угла наклона и монтаж стропительной системы
Данная базовая характеристика определяет большинство последующих конструктивных решений: выбор вида металлочерепицы, наполнение и вес кровельного пирога, состав и конструкцию стропильного каркаса. Увеличение угла наклона увеличивает площадь ската и количество затрачиваемого материала, как следствие повышается цена обустройства кровли. Более подробно о угле наклона тут.
- Среднее оптимальное значение угла наклона составляет 22 градуса, минимальное – 14 градусов. Меньшее значение не обеспечивает достаточной прочности конструкции и не дает возможности пользоваться чердачным пространством.
- Большой угол наклона увеличивает объем чердачного пространства, но у него есть недостаток – повышается парусность конструкции, то есть ее подверженность воздействию ветра.
- Оптимальное значение показателя можно рассчитать самостоятельно. Для этого нужно найти одну вторую от ширины фронтона, разделить это число на желаемую высоту крыши и вычислить синус у результата деления.
Стропительная система сооружается из металлических или деревянных балок. Это основной каркас кровли, от надежности его устройства будет зависеть эксплуатационный потенциал всей конструкции. Для создания кровли из металлочерепицы, как правило, используются деревянные балки.
Монтаж стропильных балок
Стропительная система представляет собой систему опор, которые скрепляются друг с другом различными образами в зависимости от конструкции крыши, количества скатов и их углов. На эту систему прикрепляется обрешетка, являющаяся дополнительным, второстепенным каркасом.
Крепеж металлочерепицы к конструкции
Листы металлопрофиля прикрепляются к обрешетке. Для этого используются кровельные шурупы, которые с помощью электродрели вкручиваются во впадину волны черепицы.
Как правило, крепеж начинается со стороны конька. Во время выполнения работ следует передвигаться по профилю с большой осторожностью, так как материал легко продавливается.
После завершения крепежа черепицы можно приступать к установке доборных элементов.
Таковы основные стадии установки металлочерепичных крыш.
Работа с этим материалом относительно проста, основные сложности связаны с обеспечением хорошей вентиляции и защиты крыши от воздействия влаги и ветра.
Полезное видео
Устройство металлочерепицы на практическом примере:
Устройство узла карниза скатной кровли
Любая кровля дома сопровождается устройством карниза. Даже плоская крыша, которая выполняется с использованием рулонных материалов, обустраивается карнизом. Его устройство необходимо для исключения попадания воды в подкровельное пространство во время дождя. Исключением могут стать крыши, которые оборудованы парапетом.
Карниз устанавливается для того, чтобы исключить попадание влаги в подкровельное пространство.
Помимо своих функциональных обязательств, карниз выступает в качестве завершающей отделки кровельной конструкции, так как после окончания подшивки закрываются внутренние составляющие стропильной системы. Для обеспечения более эффективной защиты стропила основания кровли дома выводятся за пределы стен на отрезок, составляющий 50 см. В некоторых случаях этот показатель может быть ненамного увеличен.
Свойства кровельных свесов
Внутреннее устройство карниза крыши. Для изготовления короба следует отобрать не витые ровные доски без коры и сучков в больших количествах.
В некоторых случаях конструкция стропильной системы не оборудуется выступами, выходящими за стены дома. При этом применяется способ, который подразумевает принудительное удлинение стропил за счет специальных элементов, которые получили название кобылок.
Стоит отметить, что нельзя забывать о защите фронтона здания, которая обеспечивается за счет устройства карниза. Ширина свесов, обеспечивающих защиту фронтона дома, не должна быть менее чем 500 мм. При этом на край кровли устанавливается доска карнизного типа. Нижняя часть конструкции карнизов нуждается в обязательной обшивке. Узлы карниза чаще всего обшиваются доской.
Важно помнить, что конструкция скатного и фронтального карниза разительно отличается друг от друга.
Виды карнизных свесов
Схема устройства карнизного свеса: 1- стропило, 2 — доски карнизного свеса, 3 (4) — опорная доска для софитов, 5 — софит, 6 (7,8) — обрешетка , 9 — водосточный желоб, 10 — капельник, 11 — карнизная планка (фартук).
За всю историю строительства домов было придумано огромное количество разновидностей свесов, которые были успешно применены на практике. К основным видам относятся:
- Неподшитые свесы – используются при устройстве вальмовой кровли дома и для скатной, и для двускатной конструкции.
- Подшитые свесы – тоже чаще всего применяются на вальмовых крышах и широко востребованы при устройстве кровли двускатной конструкции.
- Коробчатые карнизные свесы – используются при обустройстве односкатной и ломаной кровли.
- Укороченные карнизные узлы кровли применяются абсолютно на каждом типе конструкции.
Датская крыша также будет хорошо смотреться с такими карнизами.
Разновидности карнизных свесов
Узел карниза кровли дома подбирается в зависимости от особенностей климата в регионе, в котором ведется строительство.
Узлы карнизных свесов могут иметь несколько видов. Поэтому очень важно остановиться более подробно на особенностях их конструкции.
Схема монтажа карнизного свеса при наличии лобовой доски.
Карнизный свес, который выполняется заподлицо, устраивается в тех случаях, когда стропильная система не выводится за переднюю границу стены. Для этого требуется укрепление края стропил с помощью сливной доски, которая располагается в горизонтальном положении. Это делается для того, чтобы обеспечить защиту фронтона дома от проникновения влаги. При этом также обеспечивается крепление системы водосточных желобов. Помимо этого, такие конструктивные особенности придают ломаной кровле оригинальность.
Несмотря на преимущества, данный узел имеет один недостаток, который заключается в незащищенности верхней части стены от попадания воды. Узел свеса, выполненного заподлицо, имеет длину, которая составляет не менее 50 см. Если же он устраивается в сооружениях из кирпича или панелей, можно сделать выступ с меньшей длиной.
Схема монтажа карнизного свеса без лобовой доски.
Если при строительстве фронтона стены дома допущен выпуск затяжек за ее линию, рекомендуется устройство карнизов, которые помогут предотвратить образование на чердаке сквозняков и не допустят задувания в щели конструкции стены снега.
Отсутствие выступов стропильных ног ломаной крыши за линию стен замещается удлинением кобылок, в качестве которых используются обрезки бруса. Их прикручивают или прибивают к стропильным торцам. После этого к обрезкам прикрепляется карнизная доска.
Узлы карнизных свесов открытого типа образовываются при выступе основных стропил двускатной кровли за пределы фронтона здания. В этом случае сопряжение водосточной системы производится к боковой части стропил или к ее верхним кромкам. Конструктивные особенности, которыми обладает данный узел, позволяют использовать его при строительстве ломаной крыши в частных домах.
Карнизные узлы закрытого типа образуются во время закрытия стропил, выступающих за фронтонную часть, свесом. Для этого используется специальный паз с внутренней стороны, в который вставляются элементы обшивки.
Узел фронтона может быть устроен не только заподлицо, но и выступая за пределы стен. Выбор способа зависит лишь от желания хозяина дома и идей дизайнера, в любом случае он будет верным. Независимо от того, какой способ будет выбран, в обязательном порядке обшивается та часть скатной кровли, которая ничем незащищена.
Список материалов и инструментов для обшивки свесов
Выбор материалов
Чаще всего узлы карнизов двускатной кровли обшиваются доской, изготовленной из хвойных пород дерева, так как этот материал считается наиболее предпочтительным. При выборе материала необходимо обратить внимание на его влажность. Слишком влажный материал со временем способен деформироваться, что испортит внешний вид свеса.
Схема монтажа карнизного свеса шириной более 45 см.
Стоит обратить свое внимание на толщину деревянной обшивки, которая должна быть не менее 17 мм и не более 22 мм. А ширина и длина доски подбирается индивидуально. Сопряжение обшивки производится с обеих сторон. Это не касается досок, имеющих длину более 6 м. В этом случае сопряжение выполняется с шагом, равным одному метру длины материала, используемого для обшивки.
Доски, которыми обшиваются узлы карнизов двускатной кровли, должны обрабатываться водонепроницаемым составом. Делается это перед началом работ. Для этого применяется специальная краска или лак, предназначенный для обработки дерева. Деревянную обшивку необходимо обрабатывать каждые 2-3 года. Только в этом случае она сможет прослужить длительное время. Кроме досок, для обшивки можно использовать и другие строительные материалы:
Схема подшивки карнизного свеса.
- Оцинкованные стальные листы. При обшивке кровельных карнизов используется сталь, толщина которой не должна превышать 0,8 мм. Кроме обычной стали, могут быть использованы металлические листы, имеющие перфорацию. Чтобы обрезать такой материал, используют специальное оборудование. После того как листы будут готовы, их покрывают краской во избежание коррозии.
- Алюминиевые листы. Их толщина не должна превышать 6 мм, а ширина – 30 см. Для сопряжения листов используются специальные защелки.
Для обшивки свесов понадобится стандартный набор инструментов, используемых при устройстве кровли:
- строительный уровень или отвес;
- молоток;
- рулетка;
- шуруповерт;
- крепежные элементы;
- карандаш;
- строительная угловая линейка.
Устройство вентиляционной системы
Пример обшивки карнизного свеса сайдингом является одним из самых популярных материалов, наряду с деревом.
Каждый узел карнизов необходимо обеспечить качественной вентиляцией. Ее устраивают независимо от того, какие конструктивные особенности имеет определенный узел карниза. Выпускные отверстия должны иметь диаметр, который равен 1/400 от той площади, которую необходимо вентилировать. Если все расчеты будут выполнены правильно, в том числе и сопряжения деталей карниза, то воздух будет проникать в эти отверстия и выходить сквозь щели, расположенные в кровельном коньке.
Устройство вентиляции пространства, расположенного под кровлей, помогает избежать порчи несущей стропильной конструкции. К тому же качественная вентиляция обеспечит чердачное помещение отличным внутренним микроклиматом.
Способы укрепления карниза
Если узел будет неправильно установлен, а сопряжение его обшивки будет выполнено не по правилам, карниз начнет деформироваться и отвисать под действием ветра и снежной нагрузки. Чтобы избежать подобных неприятностей, нужно, чтобы было обеспечено правильное сопряжение обшивки свеса со стропильной системой кровли.
Для обеспечения более эффективной защиты карниза необходимо как можно тщательнее крепить соединительные элементы стропильной системы.
Для предотвращения закупорки системы водостока на участке крыши, который расположен перед свесом, требуется установить нагревательную систему. Это обеспечит моментальное таяние снега, который в дальнейшем будет спущен в сливную канализацию. За счет этого значительно снизится нагрузка на карниз крыши.
Монтаж карнизной части кровли из металлочерепицы
Сырость под металлической крышей возникает при любой толщине утеплителя и в любое время года. Это результат конденсации воздуха на обратной стороне кровельного покрытия. Необходимо предусмотреть надёжную гидроизоляцию и вентиляцию подкровельного пространства.
Устройство карнизного свеса на крыше из металлочерепицы
Не одни лишь просчёты в устройстве теплоизоляционного слоя приводят к его намоканию. Дело в том, что влага под металлической крышей образуется при любой толщине утеплителя и в любое время года. Она является результатом конденсации воздуха на обратной стороне любого металлического кровельного покрытия.
Металл за счёт своей высокой теплопроводности нагревается и остывает намного быстрее, чем воздух под крышей. Возникает эффект «точки росы», который можно наблюдать при запотевании стекол в автомобиле или зеркал в ванной комнате. Сделать с этим решительно ничего нельзя — физика есть физика. Поэтому гидроизоляционные мембраны или плёнки при устройстве утеплённой кровли попросту необходимы.
Гидроизоляция и вентиляция металлической кровли
Слой такой гидроизоляции должен быть сплошным. Совсем не обязательно его проклеивать, как пароизоляцию — просто гидроизоляционный материал нужно укладывать с необходимым перехлёстом, чтобы с верхнего полотна влага стекала на нижнее и далее, а не подтекала под него.
Кстати, именно поэтому в утеплённой кровле не рекомендуется использовать гидроизоляционные плёнки с микроперфорацией — намокая, они перестают выполнять свои функции и влага может попасть в утеплитель в любом месте.
Другой важный момент в том, что конденсировавшаяся под крышей влага должна быть оттуда удалена, для чего между кровельным металлом и слоем подкровельной гидроизоляции оставляют некоторый зазор под вентиляцию.
Такой вентиляционный зазор должен быть непрерывным по длине всего ската начиная с карниза вплоть до конька, иначе в нём попросту не будет смысла.
На карнизе должен быть обеспечен вход воздуха в подкровельное пространство для его эффективной вентиляции.
Наличие вентилируемого канала обеспечивается контробрешёткой, которая монтируется поверх гидроизоляции, на стропильные ноги. Она же служит основанием для обрешётки. Для защиты стропил от влаги, проникающей через места крепления контробрешётки, закреплённой поверх гидроизоляционной мембраны, рекомендуется использовать уплотнительную самоклеящуюся ленту из вспененного полиэтилена.
Требование вентиляции подкровельного пространства проще соблюсти при наличии простой двухскатной крыши. В этом случае поток воздуха, попадающий туда, естественным образом проходит между соседними брусками контробрешётки снизу вверх.
Куда сложнее продумать и воплотить условия для качественной вентиляции подкровельного зазора на замысловатых крышах, характерных для большинства утеплённых мансард. Да ещё при наличии мансардных окон и других конструкций, проходящих сквозь кровельный пирог и полностью блокирующих вентзазор.
В подобных ситуациях монтаж контробрешётки осуществляют с разрывами. Воздушный поток идёт по более замысловатой траектории (змейкой). Однако при этом сохраняется возможность удалять из подкровельного пространства максимальное количество влаги.
Ещё один важный момент — монтаж лобовой доски. Порой её крепят под самый срез кровельного покрытия, закрывая вентиляционный зазор, образуемый контробрешёткой. Лобовая доска должна крепиться на торце по уровню среза стропил, но не выше.
Стоит также добавить, что различные дополнительные компоненты кровельной системы, элементы кровельной вентиляции (аэраторы, защитные ленты, вентиляционные выходы) — вовсе не модные аксессуары, а необходимые для её правильного функционирования изделия.
Карнизный свес как отправная точка крыши
Карниз отводит воду от стен дома и является важным архитектурным элементом здания. Кроме того, устройство карнизного свеса крайне важно с точки зрения обеспечения хорошей вентиляции подкровельного пространства. Можно сказать, что качество и долговечность утеплённой крыши в целом закладываются конструкцией карниза.
Что делать с гидроизоляционной мембраной на карнизной части крыши? Чуть ли не у каждого доморощенного мастера свои «решения», которых не найдешь ни в какой инструкции. И с большой долей вероятности этот узел, выполненный такими «универсальными» специалистами, будет обустроен неправильно.
Однако непродуманная конструкция карниза может привести к плачевному результату. Если вентиляционный зазор будет перекрыт скоплением снега или льда, крыша наверняка будет испытывать проблемы даже в том случае, когда остальные элементы окажутся выполнены безупречно.
Если постараться, то можно найти целый спектр возможных вариантов (над стеной, у лобовой доски, на лобовой доске, в водосточном желобе, где-то в карнизной подшивке). Однако стоит озадачиться вопросом, для чего это нужно — и всё встаёт на свои места.
Некоторые технические руководства рекомендуют заводить гидроизоляцию в водосточный жёлоб. Мало того, что эта попросту недостижима. Ведь жёлоб устанавливают с уклоном в 3 мм на погонный метр, то есть его положение по отношению к лобовой доске, над которой выпущена гидроизоляция, непостоянно.
Заправить полотно мембраны в водосток достаточно проблематично, а на начальном его отрезке и вовсе невозможно. Там жёлоб расположен выше уровня мембраны. В самой нижней своей точке водосток находится порой значительно ниже выхода мембраны. Придётся частично заправить мембрану в жёлоб где возможно, а где невозможно — просто обрезать по торцу лобовой доски?
Но и это ещё не всё. Такой вывод гидроизоляции попросту создаёт «ступеньку», которая уже сама по себе препятствует стоку конденсата, а самое главное — практически перекрывает вентиляционный зазор между утеплителем и кровельным покрытием.
Кроме того, водосток зимой вполне естественно забит снегом, а значит и вентзазор тоже будет перекрыт сугробом. К чему может привести такое закупоривание? Стекать конденсату будет некуда — на карнизе снег. Вскоре образуется ледяная пробка. И подкровельная вентиляция не работает, и до повреждения гидроизоляционной мембраны недалеко.
На самом деле оптимальное техническое решение следующее: необходим специальный металлический элемент — капельник конденсата на торце лобовой доски, на который и будет отводиться конденсат и талая вода с гидроизоляционной мембраны.
Однако здесь порой и начинается путаница, когда капельником называют карнизную планку, которая подытоживает укладку кровельного покрытия и обеспечивает сток воды в жёлоб. Главное же отличие и предназначение капельника в том, что на нём заканчивается гидроизоляция. Точнее, она к нему приклеивается герметизирующей лентой.
Правильная конструкция карниза с карнизной планкой и капельником представлена на схеме.
Невооруженным глазом видно, что данное решение обеспечивает беспрепятственный заход воздуха в вентилируемый зазор подкровельного пространства и оптимальным образом организует отвод талой воды, осадков и конденсата. Для защиты от птиц и насекомых его рекомендуется закрыть карнизной вентиляционной лентой.
Нельзя не упомянуть и про другой, «скандинавский» вариант устройства вывода гидроизоляции, когда подкровельная мембрана не доводится до карниза и обрывается где-то в области вентилируемой подшивки на расстоянии 200 мм от края стены. Капельник в этом случае не используется. Такой вариант внешне выглядит более эстетично и также хорошо обеспечит вентиляцию крыши.
При этом подшивка в данном случае должна обеспечивать свободный доступ воздуха и выполняться только обрезной доской с достаточным (не менее 10 мм) зазором между досками. А конденсат может капать из щелей и образовывать не особо эстетичного вида сосульки и из-под подшивной доски.
Конечно, капель или сосульки на капельнике также периодически наблюдаются — это показатель того, что конденсат из подкровельного пространства удаляется. Но при этом вода гарантированно отводится не только от стен дома, но и от подшивки карнизных свесов, а это не одно и тоже, что капель или сосулька на подшивке карниза.
Таким образом, именно схему с капельником можно уверенно назвать наиболее практичной и оправданной в нашем климате. При этом карнизная планка, которая крепится только под листом кровельного материала, обуславливает прямой вывод непосредственно в жёлоб только осадков и талой воды.
Она должна заходить в жёлоб в верхней точке примерно на одну треть. Для чего это нужно? Во-первых, вода с крыши будет течь в жёлоб даже при боковом ветре, а в зимнее время планка будет защищать вентиляционный зазор от снега. Само собой разумеется, что в нижней точке жёлоба карнизная планка может оказаться выше его края. Тогда под неё можно проложить полосу из того же металла. Видно её не будет, а польза несомненна.
Многие из перечисленных неприятностей могут быть исключены в случае использования готовых кровельных систем, которые разработаны специалистами и учитывают все детали технологии и особенности конструкции кровли из металлочерепицы.
При наличии всего необходимого знание задачи способствует интуитивному пониманию того, что и куда «цеплять», даже если отсутствовало изначальное представление о функциях того или иного элемента.