Оглавление статьи:
Как вязать арматуру на фундамент вручную
Чтобы самостоятельно сделать арматурный каркас для ленточного, столбчатого или свайного фундамента, сетку для плавающей плиты, необходимо научиться правильно вязать продольные и поперечные стыки стержней. Для этого достаточно самодельного или заводского крючка и знания схем расположения арматуры внутри бетонных конструкций.
Правила и схемы вязки арматуры
Наиболее полные рекомендации, как вязать вручную арматуру, приведены в пособии по проектированию от 2007 года НИИЖБ имени Гвоздева. Вязальная проволока должна соответствовать ГОСТ 3282 (выпускается с покрытием 0,2 – 6 мм и без него 0,16 – 10 мм), поскольку не всякая имеющаяся в хозяйстве домашнего мастера проволока после отжига становится мягкой, сохраняет прочностные характеристики.
Специалисты не рекомендуют применение пластиковых хомутов, так как при перемещении бетонов внутри опалубки соединения смещаются вместе со смесью. Для плитных фундаментов промышленность выпускает готовые сварные арматурные сетки, однако доставка их на объект обходится дороже, чем отдельных прутков.
Кроме того, торцы приходится усиливать П-образными элементами вручную. Поэтому для небольших объемов арматурных работ в индивидуальном строительстве вполне достаточно бухты вязальной проволоки, крючка и данной инструкции.
Технология, как правильно вязать арматуру, имеет следующую последовательность операций:
- от бухты отрезается кусок проволоки 20-25 см для диаметров стержней 8 – 16 мм;
- изгибается пополам, заводится под нахлест прутков по диагонали;
- жало крючка продевается в петлю;
- проволочный хомут натягивается;
- свободный край укладывается на ложе крючка;
- вращением жала инструмента создается скрутка в 3-4 оборота;
- после извлечения крючка свободные концы отгибаются внутрь каркаса;
Подобная технология подходит для всех фундаментов, отличаются лишь схемы расположения стержней внутри арматурных конструкций.
Важно! При использовании арматуры от 25 мм сварка стыков является обязательным условием. Связанные проволочными скрутками перекрестия в этом случае могут отламываться под тяжестью конструкционного материала.
Ленточный фундамент
Перед тем, как сделать каркас из арматуры для ленточного фундамента, необходимо учесть основные ошибки самостоятельных застройщиков:
- прямые прутки в углах соединены перехлестом;
- каркасы стоят на подбетонке на вертикальных стержнях;
- в сечении бетонной конструкции арматуры меньше 0,1%;
- не обеспечен боковой защитный слой, прутки соприкасаются на отдельных участках с опалубкой.
Нельзя армировать углы ленточного фундамента простым перехлестом прутков. Армирование производится по специальным схемам анкеровки, представленным ниже.
При армировании ленты следует учитывать особенности этого фундамента:
- при бетонировании МЗЛФ связать арматурный каркас можно внутри опалубки, используя стержни, хомуты и анкеры;
- ленты глубокого заложения армируются перед монтажом щитов, так как проникнуть внутрь опалубки не сложно;
- каркасы можно изготовить в пятне застройки, разместить их по месту в опалубку, после чего, усилить Г-образными или П-образными анкерами в углах;
- подбетонка снижает минимальный размер защитного слоя бетона у подошвы конструкции с 5 см до 2-3 см, для создания нижнего защитного слоя используются специальные пластиковые подставки – “стаканы”;
- при наращивании продольных прутков необходимо обеспечить нахлест от 20 диаметров арматуры, но не менее 25 см;
- запрещено укладывать нижний пояс на камни, кирпичи, обрезки арматуры, допускаются исключительно пластиковые или бетонные прокладки;
- соединения арматуры внахлест должны быть разнесены в разбежку, так чтобы в одном сечении не соединялось более половины сечения всей продольной арматуры.
- существует минимальный процент содержания арматуры в поперечном сечении ленточного фундамента, равный 0,1%;
Схемы армирования углов ленточного фундамента.
Важно! Хомуты (поперечные горизонтальные и вертикальные прутки) необходимы в основном для придания каркасам необходимой пространственной геометрии. Поэтому арматура считается конструкционной, не испытывает нагрузок при эксплуатации. Диаметр принимается равным 6 и 8 мм для длины менее 80 см и более 80 см, соответственно.
Плитный фундамент
Поскольку плавающая плита считается самым дорогостоящим фундаментом, в средней части конструкции может использоваться разряженное армирование. Однако этот метод экономии материалов требует профессионального расчета в специальных программах. Поэтому индивидуальные застройщики чаще всего используют арматурные сетки с одинаковой ячейкой.
Правильно вязать арматуру в сетки не сложно, однако, не обладающие опытом и профильным образованием любители допускают ошибки:
-
отсутствие связи в торцах – прутки верхнего и нижнего пояса должны быть связаны П-образными хомутами по всему периметру плиты;
С торцов плита армируется П-образными хомутами.
Специальный пластиковый стакан обеспечивает нижний защитный слой.
Чтобы собрать арматурный каркас плиты, верхнюю сетку необходимо зафиксировать на некотором расстоянии над нижним поясом. Для этого применяются столики, лягушки, пауки, прочие элементы с отогнутыми лапками для опирания на нижние ячейки, полками, поддерживающими верхний слой.
Паук из арматуры диаметром 8 мм.
При изгибании арматуры на объекте запрещено нагревать прутки газосваркой. Должны использоваться гибочные станки или обоймы, обеспечивающие нужный радиус изгиба. В местах расположения несущих стен плитный фундамент усиливается дополнительной арматурой, т.е. шаг ячейки уменьшается вдвое.
В плитах с ребрами жесткости под несущими стенами располагаются каркасы по аналогии с ленточными фундаментами, ростверками. Их жестко связывают с сетками плиты, обеспечивают стандартные защитные слои бетона.
Ростверк
Внешняя схожесть ростверка с ленточным фундаментом приводит к ошибкам самостоятельного армирования. Лента испытывает растяжения в подошве от сборных нагрузок коттеджа, в верхней части от вспучивания грунтов. На ростверк силы пучения не действуют никогда, поскольку он отделяется от земли сминаемым слоем пенополистирола или воздушным зазором 10 – 20 см. Однако здесь возникает изгибающий момент в вертикальном направлении в местах жесткого защемления стоек в балки.
Важно! Для ростверка недостаточно сделать стандартный каркас из обвязанных хомутами продольных стержней. Нужно дополнительно усилить верхний ряд возле колонн (сваи и столбы), весь нижний пояс.
Схема правильного армирования узла сопряжения ростверк/свая.
Рекомендации, как правильно вязать арматурные стыки, относятся только к стальным стержням. Не рекомендуется использовать в фундаментах композитную арматуру, которая при появлении растягивающих усилий вначале удлиняется, лишь затем начинает воспринимать нагрузки. Это чревато раскрытием трещин в подошве верхней части бетонных балок фундамента, из которых состоит ростверк.
Столбы и сваи
Конструкция каркасов, использующихся в монолитных железобетонных столбах и сваях схожа с армопоясами ленты и ростверка. Форма сечения может быть нескольких типов:
- при использовании трубчатой опалубки можно сделать каркас квадратного или круглого сечения;
- если столбчатый фундамент заливается в щитовую опалубку, хомуты для связки вертикальных стержней имеют квадратную или прямоугольную форму.
- минимальное число продольных прутков в одном столбе или свае равно 4.
Вязка каркаса для сваи.
Нижняя часть бутобетонных столбов не армируется, так как прутки мешают укладывать внутрь опалубки камни крупного размера. Оголовки бутобетонного столба (1 м от устья) заливается товарным бетоном, армируется коротким каркасом.
На вертикальных стержнях отгибаются под прямым углом лапки для жесткой связки стоек с балками решетчатого ростверка. При этом часть из них должна быть привязана к нижнему поясу, оставшиеся – к верхнему.
Сделать каркас лучше всего самостоятельно, используя проволочные скрутки. В готовых изделиях, которые выпускаются для столбчатых фундаментов, буронабивных свай, все стыки сварные. Это обусловлено высокой технологичностью сварки в сравнении с проволочной обвязкой.
Таким образом, правильно вязать арматурные сетки и каркасы можно самостоятельно в пятне застройки. Для каждого типа фундамента существуют нюансы, изменяются значения защитного слоя бетона. Самым сложным моментом традиционно является анкеровка углов, усиление зон продавливания, растяжения.
Совет! Если вам нужны строители для возведения фундамента, есть очень удобный сервис по подбору спецов от PROFI.RU. Просто заполните детали заказа, мастера сами откликнутся и вы сможете выбрать с кем сотрудничать. У каждого специалиста в системе есть рейтинг, отзывы и примеры работ, что поможет с выбором. Похоже на мини тендер. Размещение заявки БЕСПЛАТНО и ни к чему не обязывает. Работает почти во всех городах России.
Если вы являетесь мастером, то перейдите по этой ссылке, зарегистрируйтесь в системе и сможете принимать заказы.
Технология соединения прутьев арматуры для фундамента: как правильно и чем вязать, строительные нормы
Обеспечение надежного соединения прутьев каркаса фундаментов считается важным требованием технологии его заложения, ошибки на этом этапе приводят к ослаблению, смещению или ускоренному разрушению конструкций.
При работе не свариваемыми марками арматуры нужный эффект достигается лишь при обвязке узлов проволокой или хомутами. Что нужно знать, чтобы выполнить работу быстро и качественно — читайте далее.
Правила и требования
Основное внимание уделяется выбору правильного типа и сечения арматуры, составлению схемы и заложению достаточного нахлеста на углах, зонах повышенных нагрузок и перехлестах прутьев. По строительным нормам:
- Соединения равномерно распределяются по всему каркасу с максимальным отступом друг от друга в 61 см.
- Арматурные стыки не размещаются на углах и аналогичных высоконагружаемых участках каркаса. Исключение делается при нахлесте арматуры не менее 90 диаметров от сечения прутьев.
- В одном узле стыковки соединяется не более 50% всех прутьев.
- Места анкеровки укрепляются дополнительной поперечной арматурой, включая гладкую.
- Все крестообразные перехлесты обвязываются хомутами или проволокой.
Последнему требованию уделяется особое внимание: именно обвязка делает каркас монолитным и исключает риски смещения прутьев как на этапе заливки и отвердевания бетона, так и в ходе эксплуатации конструкции.
Инструменты, их плюсы и минусы
Для упрощения и ускорения работ используются:
-
Ручной вязальный крючок, купленный в магазине или сделанный своими руками.
Несмотря на простоту и сравнительно медленную скорость этот инструмент считают самым удобным и универсальным.
После подбора крючка с нужным загибом и пары проб на выходе всегда получается надежное соединение, вне зависимости от удобства доступа к узлу.
К надежности получаемых соединений нет претензий, к минусам пистолета относят лишь цену, потребность в специальных катушках (некоторые импортные модели могут сломаться при заправке обычной проволокой) и невозможность связки узлов в труднодоступных местах. Помимо этого, пистолет не используется при соединении прутьев нестандартного диаметра.
Как изготовить крючок своими руками?
Профессионалы сами делают несколько ручных крючков разного размера, с удобным для себя изгибом и ручкой. Небольшие крючки делают из электрода или прочной проволоки толщиной в 4 мм (после зачистки поверхности пруток несколько раз загибается плоскогубцами).
Самодельные крючки для обвязки более толстой проволоки изготавливаются из куска арматуры сечением до 10 мм и длиной не более 50 см, старой ручки (в идеале – деревянной или пластиковой), 2 гаек, стопорных шайб или подшипников. Пруток стоит взять рифленый, потраченное на зачистку выступов время окупается прочностью стали.
Для придания рабочей части нужной формы используются пассатижи, угол двух изгибов подбирается опытном путем и варьируется от 90 до 140 °. При желании изгиб крючка меняется, но оба загиба в любом случае выполняются в одной плоскости.
Способы вязания
Инструмент и технология вязки зависят от числа соединений и опыта работника. Несколько узлов проще обвязать клещами или крючком, в остальных случаях стоит рассмотреть варианты с арендой или приобретением автоматического и полуавтоматического инструмента.
Крючком
При захвате петель проволоки любыми видами крючков соблюдается ряд общих правил, включая:
- Нарезку кусков проволоки с учетом сечения самой арматуры и способа соединения. На сложные петли и толстые прутья потребуются куски длиной до 30-40 см, при обвязке прутьев стандартного сечения и обычных захватах – 15-20. Удобную для себя длину стоит проверить заранее.
- Складывание отрезка пополам и как минимум однократное оборачивание вокруг прутьев.
- Зацепку и протягивание крючком свободных концов проволоки, при необходимости – с придерживанием.
- Быстрое оборачивание первых поворотом и медленное – последних.
- Обязательную проверку надежности соединения.
Важно! Надежность узла проверяется не натягиванием самой вязальной проволоки, а давлением на соединяемые стержни. При правильной затяжке каркас и отдельные прутья не смещаются.
Из видео узнаете о том, как быстро и правильно вязать арматуру крючком:
Простой узел
При выборе этого варианта:
- кусок проволоки длиной в 15-20 см сгибается пополам, загибается петлей на конце и засовывается под арматуру;
- после этого крючком захватывается конец и делается один оборот;
- далее петля затягивается и прокручивается крючком до конца.
Обратите внимание! Способ ценится за простоту и надежность, но требует контроля за свободными концами проволоки на шаге первой прокрутки.
«Мёртвый узел»
Данный способ обвязки выбирается при сборке каркасов с большим количеством хомутов, характерных для балок, колон и выступов. К плюсам соединения прутьев «мертвым узлом» относят надежность, к минусам – относительно высокий расход проволоки (до 40 см в сравнении с обычными 15-20) и сложность, способ требует определенной сноровки и практики.
При такой обвязке пошагово:
- куски проволоки длиной в 20-40 см складываются вдвое;
- проволока направляется петлей вперед, под низ прутьев, слева от хомута или изогнутого участка — по краям должно остаться около 3-4 см;
- все той же петлей проволока заводится наверх хомута и загибается под низ прутьев;
- крючок вставляется в петлю, цепляет свободные концы и проворачивается несколько раз, вплоть до обрыва или полного зажатия проволоки.
Пистолетом
При использовании этого инструмента важно заранее проверить правильность схемы армирования, зафиксированные пистолетом узлы практически невозможно развязать.
Схема действий простая – заправленный проволокой пистолет направляется на узел стыковки и нажимается курок. На все действия уходит не более 1-2 с.
После прохода всех открытых участков отдельные труднодоступные узлы могут обвязываться с помощью другого инструмента.
Шуруповёртом
Основное внимание уделяется выбору самого шуруповерта, в идеале на начальных этапах этот инструмента работает на чуть более высоких оборотах, в конце затяжки – на нижних. В качестве насадки используется обычный гвоздь, изогнутый под прямым углом, другие правила вязки не меняются.
Клещами
Преимуществом этого способа считается экономия проволоки: последняя не разрезается на куски, а наматывается в небольшие клубки, придерживаемые нерабочей рукой. Схема действий простая – один конец просовывается под прутья, второй захватывается клещами. После соединения обоих концов в губках, клещи проворачиваются 1-2 раза, излишки откусываются.
На заметку. Скорость вязки при использовании клещей зависит от профессиональных навыков, но в целом этот способ лучше подходит для соединения небольшого количества узлов (в противном случае руки просто устают).
Узлы и скрутки — схемы
Приемы обвязки прутьев бывают разными и зависят от типа узла и угла доступа. Как правило, при ручной обвязке:
- Участки соединения горизонтальной арматуры между собой обвязываются диагональными двойными петлями, с 2-3 прокруткой концов вплоть до исключения люфтов.
- Узлы соединения вертикальной и горизонтальной арматуры фиксируются крестообразными или взаимно диагональными петлями. Концы прокручиваются не менее 3, но не более 5 раз.
Материалы для вязки и их выбор
Для соединения и фиксации прутьев используются:
- Обожженная или оцинкованная проволока с диаметром в пределах 1,2-1,4 мм (более тонкие марки рвутся, толстые – сложнее закручиваются).
Исключение делается для каркасов из прутьев с сечением в 16-18 мм, обвязываемых проволокой толщиной в 1,6 мм (10% от диаметра самой арматуры). При толщине стержней более 18 мм, что в целом встречается редко, вязальную проволоку проще удвоить.
Справка. Универсальным соединительным материалом признана мягкая, но прочная проволока. Для ускорения работы она разрезается на отрезки длиной в 25-30 см или вставляется в пистолеты в специальных катушках.
Средний расход проволоки на армирование 1 м 3 составляет 75 п.м, при работе с автоматическим пистолетом или отсутствии навыков это значение увеличивается. Пластиковые хомуты при всех своих преимуществах считаются менее надежными при высоких динамических нагрузках и требуют особого внимания при заливке большой массы раствора или уплотнении бетонов глубинными вибраторами.
Средняя цена за работу
Ориентировочные расценки на сборку и обвязку каркаса из отдельных стержней проф.бригадами составляют 3000-3300 руб./м 3 . При сложной конфигурации объекта стоимость работ может увеличиваться.
При работе с готовыми сетками или укладке однорядных каркасов стартовые цены на армирование горизонтальных конструкций составляют 150 руб./м 2 , вертикальных – 180.
Аренда профессионального пистолета для вязки обходится в 800-100 руб./сутки при оставлении залоговой стоимости в 25000-30000 рублей.
Заключение
В заключение стоит отметить, что работы по ручной вязке каркаса существенно ускоряются при предварительной подготовке всех материалов (а именно – нарезке нужного количества отрезков проволоки и их сгибе пополам) и инструмента. Для обвязки прутьев с неоднородным сечением стоит использовать крючки разного размера.
Как вязать арматуру для ленточного фундамента
Надежность и долговечность любого сооружения, построенного на ленточном фундаменте, зависит от нескольких факторов, главным из которых является прочность самого фундамента. При этом важную роль в прочности фундамента играет его правильное армирование, так как арматура является «силовым скелетом» основания. О правильной вязке арматуры под ленточный фундамент мы поговорим в этой статье.
Часто будущие владельцы домов задают вопрос, можно ли заливать фундамент без арматуры. Такие вопросы возникают из-за желания экономии, и они вполне обоснованы. Но необходимо учитывать, что бетон хорошо воспринимает нагрузки на сжатие, но плохо переносит нагрузки, направленные на растяжение и изгиб. Напротив, арматура работает на растяжение, поэтому бетон и арматура удачно дополняют друг друга. Только совместная работа этих двух элементов позволяет основанию стать монолитным и крепким.
Для удовлетворения требований по безопасности, фундаментные конструкции должны иметь такие начальные характеристики, чтобы при различных расчетных воздействиях в процессе строительства и эксплуатации были исключены разрушения любого характера или нарушения эксплуатационной пригодности. В зависимости от нагрузок, каждый фундамент отличается прочностью, закладываемой на этапе проектирования. На это влияет два параметра – вид бетона и вид арматуры. Поговорим подробнее про арматуру.
Виды арматуры для фундамента
В соответствии со сводом правил СП 63.13330.2012 «Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения», для армирования железобетонных конструкций следует применять отвечающую требованиям соответствующих стандартов или утвержденных в установленном порядке технических условий арматуру следующих видов:
- горячекатаную гладкую и периодического профиля с постоянной и переменной высотой выступов (кольцевой и серповидный профиль соответственно) диаметром 6-50 мм;
- термомеханически упрочненную периодического профиля диаметром 6-50 мм;
- холоднодеформированную периодического профиля диаметром 3-16 мм;
- арматурные канаты диаметром 6-18 мм.
Арматурный каркас представляет собой металлический скелет, состоящий из продольных прутьев, проходящих вдоль фундамента, и поперечных прутьев-хомутов, поддерживающих продольные прутья в правильном пространственном положении.
Различают два вида арматурных каркасов – сварные и вязаные. Сварные каркасы изготавливают в заводских условиях с применением технологии сварки, не допускающей ослабления арматуры. В полевых условиях использовать сварку не рекомендуется, так как сварные швы ухудшают физико-механические свойства металла в районе шва, что может привести к разрушениям и потери целостности металлического каркаса.
Вязаный арматурный каркас сооружается на месте. Рабочая продольная арматура связывается с поперечной при помощи тонкой стальной проволоки, которая надежно фиксирует прутья в правильном положении.
Рабочая продольная арматура определяется расчетом, а для одноэтажных зданий и временных сооружений назначается конструктивно, не менее 0,1% от площади поперечного сечения фундамента. Диаметр арматуры для ленточного фундамента должен составлять при длине здания:
- до 3 м – не менее 10 мм;
- более 3 м – не менее 12 мм.
В качестве продольной арматуры используют рифленые пруты, т.к. они имеют большую прочность и способны лучше сопротивляться изгибающим усилиям.
Поперечная арматура назначается конструктивно, диаметром 6 мм при высоте фундамента до 80 см, в других случаях ставят арматуру диаметром 8 мм. Диаметр поперечной арматуры не должен быть меньше четверти диаметра продольной арматуры. Шаг конструктивной арматуры составляет 30-80 см. В качестве поперечной арматуры подойдут обычные гладкие пруты, т.к. они не несут на себе нагрузку, а только поддерживают продольные прутья в правильном положении.
Альтернативой традиционной стальной арматуре является композитная арматура, появившаяся не так давно. К ее достоинствам можно отнести следующие факторы:
- Цена. Арматура из стекловолокна дешевле стального прута.
- Легкость и прочность. Несмотря на то, что вес стекловолоконных прутьев намного ниже, чем стальных, их прочность примерно в 3 раза выше.
- Стойкость к коррозии и долговечность. Стекловолокно не подвержено коррозии, поэтому срок службы таких элементов не ограничен.
- Композитная арматура не намагничевается и не создает помех радиоволнам.
Как правильно армировать ленточный фундамент
Для совместной работы бетона и арматуры необходимо четко следовать правилам и схеме армирования ленточного фундамента, изображенной на рисунке ниже:
- размеры фундамента должны позволять свободно и правильно разместить арматурные каркасы;
- в арматурном каркасе должно быть не менее четырех продольных прутьев;
- рабочие стержни необходимо располагать с таким расчетом, чтобы обеспечить совместную работу арматуры и бетона, правильную стыковку арматуры и заливку фундамента;
- необходимо обеспечить требуемый защитный слой бетона, чтобы обеспечить сохранность арматуры от воздействий окружающей среды, для фундаментов он должен быть не менее 5 см;
- продольную стыковку арматуры нужно проводить внахлест, длина его должна составлять не менее 60 диаметров арматуры и не менее 25 см;
- расстояние между продольными хомутами должно быть в пределах 30-80 см;
- при плотном расположении арматуры нужно использовать бетон с мелкими заполнителями.
Армирование углов и мест примыкания ленточного фундамента
Как правило, последовательность сборки арматурного каркаса фундамента состоит из последовательной сборки прямых участков и связи их в углах фундамента и в местах примыкания внутренних перегородок. На эти участки стоит обращать особенное внимание, так как основные изгибающие и скалывающие напряжения возникают здесь.
Армирование углов ленточного фундамента и мест примыкания стен проводят при помощи жестких лапок, Г и П-образных хомутов.
При использовании жесткой лапки, напоминающей кочергу, длиной не менее 35d рабочего стержня, гнутая часть арматуры располагается таким образом, чтобы внешние стержни в обоих направлениях были соединены, а внутренние стержни привариваются к внешним прутьям. Этим способом можно избежать распространенной ошибки при армировании– отсутствия связи между внешними и внутренними стержнями. В местах изгиба с внутренней стороны ставится вертикальная арматура.
Принцип установки Г-образного хомута аналогичен, только вместо лапки используют гнутый стержень стороной не менее 50d рабочей арматуры. Здесь также внутренние стержни одного направления соединяются с внешними прутьями другой стороны. Хомуты П-образной формы позволяют соединять параллельные внешние и внутренние стержни в одном направлении соединить к перпендикулярно расположенному внешнему стержню в другом направлении. На углах фундаментов применяют два таких хомута, на местах примыкания стены только один.
Наглядно схемы примыкания углов и стыков арматуры показаны на схемах ниже:
Здесь возникает вопрос, как правильно гнуть арматуру для фундамента. Для этого используют специальное приспособление — арматурогиб, состоящее из трех стержней разного диаметра, жестко закрепленных на устойчивое, преимущественно стальное основание. Такое приспособление можно изготовить самостоятельно, либо приобрести в магазине.
Правильная вязка арматуры
Вязка арматуры процесс трудоемкий, требует знаний и навыка, а также специальных приспособлений – вязального пистолета или крючка. Вязальный пистолет вещь удобная, но дорогостоящая, поэтому покупать его для монтажа одного фундамента нецелесообразно. Также можно взять такой инструмент в аренду, либо использовать один с соседями по стройке.
Вязальный крючок продается нескольких видов и легко изготавливается своими руками.
Для вязки арматуры под ленточный фундамент используется отожженная проволока диаметром 0,8-1,4 мм.
Различают схемы вязки при продольном соединении арматуры внахлест и перекрестном соединении двух перпендикулярно расположенных стержней. Применяют различные способы вязки, наиболее эффективными являются: двухрядные, крестовые и мертвые узлы.
Необходимо проследить, чтобы вязальная проволока находилась в углублении профиля арматуры. Продольное соединение внахлест осуществляется вязкой как минимум в 3-5 местах.
Наглядно процесс вязки арматуры показан на видео:
Технологически грамотное армирование ленточного фундамента позволит избежать ошибок, а главное достичь максимальной надежности всего основания, так как от этого зависит долговечность всего сооружения.
Технология вязки и укладки арматуры в фундамент. Вязка арматуры крючком, машинкой, шуруповертом
Фундамент здания подвергается высоким нагрузкам. В большинстве случаев прочность материала – бетона, кирпича, недостаточная, чтобы компенсировать подвижки почвы или пучение. Чтобы усилить основание, выполняется укладка арматуры в ленточный фундамент, монолитный и даже свайный.
- Правила и схемы вязки арматуры
- Ленточный фундамент
- Плитный фундамент
- Ростверк
- Столбы и сваи
- Этапы укладки арматуры
- Способы вязки арматуры
- Преимущества и недостатки соединения сваркой
- Плюсы и минусы соединения методом вязки
- Особенности соединения арматуры пластиковыми хомутами
- Инструменты для вязки арматуры, технология работы с ними
- Как правильно вязать арматуру крючком?
- Специальный пистолет для вязки
- Использование шуруповерта с крючком
Правила и схемы вязки арматуры
Укладка арматуры и крепление зависят от конструкции фундамента. Для разных оснований схемы используются разные.
Ленточный фундамент
Выполняя расчет армирования для него и разработку схемы соединения, необходимо учитывать:
- каркас ставят на бетон на вертикальные стержни;
- прямые прутки укладывают с нахлестом в 20–25 см;
- соединения с нахлестом должны быть разнесены в разбежку;
- сечение проволоки выбирают по глубине фундамента – не менее 0,1%;
- каркас не соприкасается с опалубкой.
Каркас считается конструкционным элементом для фундамента, поэтому испытания под нагрузкой не проходит. Его задача: предупредить смещение при растяжении или нагрузке на изгиб, а не увеличить несущую способность.
Вязаная арматура в ленточном фундаменте
Плитный фундамент
Каркас для фундамента монолитного представляет собой 2 сетки – верхний и нижний пояс, связанные из арматурных стержней.
Арматурный каркас из 2-х сеток
Можно использовать готовые сетки с ячейками нужного размера.
Особенности следующие:
- верхний и нижний пояс связывают между собой П-образными стальными хомутами. Связки в торцах исключаются;
- если плитный фундамент имеет толщину не более 15 см, допускается установка только 1 сетки;
- устанавливают каркас обязательно на подбетонок. Следят за тем, чтобы арматура не соприкасалась с опалубкой;
- сторона ячейки не более 40 см.
Ставят сетку на любые конструкции с лапками опирания – пауки, лягушки, столики. Если нет готовых, такие детали делают своими руками.
Важно знать, что сгибать арматуру путем нагревания газосваркой запрещается. Используют только механические приспособления.
Ростверк
Ростверк – монолитная лента, соединяющая бетонные сваи фундамента. По конструкции она напоминает ленточный фундамент, что часто приводит к ошибкам.
При армировании ростверка нужно учесть:
- ростверк не поддается сборным нагрузкам, так как отделен от земли. На него действует только изгибающий момент на участках, где стойка защемляется в балки;
- стандартный каркас для ростверка нужно укрепить. Возле колонн дополнительно армируют верхний пояс, а нижний – на всем протяжении;
- использовать для армировки можно только стальные стержни.
Способы крепления применяют разные: каркас сваривают, связывают проволокой.
Столбы и сваи
Бетонный свайный фундамент также нуждается в армировании. Каркас столбов связывают с конструкцией в ростверке, как с нижним, так и с верхним поясом.
Особенности сооружения, следующие:
- каркас выполняется как круглого, так и квадратного сечения;
- в каждом столбу укладывают не менее 4 прутков;
- при щитовой опалубке допускается брать только прямоугольные хомуты;
- бутобетонные столбы армируются только в верхней части.
Для соединения чаще используют скрутку и связку проволокой.
Этапы укладки арматуры
Основание дома обычно выполняют из бетона. Это прочный и надежный материал, который, тем не менее, не слишком устойчив к нагрузкам на сжатие и растяжение. Повышать прочность и массу фундамента не имеет смыла. Правильным является улучшить его жесткость, то есть создать дополнительный каркас. Именно этот эффект и обеспечивает вязка арматуры.
Выполняется усиление в определенной последовательности:
- В первую очередь, выбирают схему укладки. Арматурные стержни и сетка в итоге должны оказаться в глубине бетона и не контактировать с грунтовыми водами. Разместить их следует максимально равномерно, чтобы каркас распределял дополнительную нагрузку на весь фундамент.
- Конструкцию собирают отдельно. Каркас представляет собой ряд прямоугольных рамок. Размеры их таковы, что после установки контур оказывается на расстоянии 10 см от дна, верха и боковых сторон опалубки. Количество рамок зависит от длины периметра. Дистанция между контурами оставляет 50 см, может быть и меньше.
- К уголкам рамки приваривают продольные стержни, соединяющие контур в одно целое. Диаметр прутка зависит от величины предполагаемой нагрузки. Фиксировать стержни можно не только сваркой, но и вязальной проволокой.
- Армирование углов выполняют с помощью Г-образного железного хомута или нахлеста и лапки. Нахлест составляет не менее 60–70 см.
- Перед заливкой фундамента каркас опускают в опалубку и фиксируют: ставят на подпорки из кирпича или камня. Укладывать лучше сегментами.
Армирование и вязка углов фундамента Г-образными хомутами
Количество стержней и сетки зависит от типа основания и его размеров. В ленточный фундамент потребуется больше арматуры, чем для усиления свайного. В последнем случае армировать нужно только ростверк.
Способы вязки арматуры
Существует несколько методов скрепления прутков и сетки своими руками:
- сварка рамок и стержней;
- вязка проволокой;
- соединение на пластиковые хомуты.
Способы вязки арматуры выбирают исходя из характера фундамента и собственных возможностей. Для сварки нужно уметь работать со сварочным агрегатом, в то время как проволока – инструмент, доступный начинающему строителю.
Преимущества и недостатки соединения сваркой
Связка арматуры для фундамента сваркой – метод надежный и эффективный.
Как правильно вязать и гнуть арматуру для фундаментов: технология монтажа
Во всех современных фундаментах строительство не обходится без применения арматуры – соединенных между собой металлических прутьев, которые воспринимают растягивающие напряжения при использовании совместно с бетоном. Каркас создает вертикальный и горизонтальный пояса, служит для увеличения прочности конструкции и равномерного распределения нагрузок.
Если арматура будет слабо или неправильно связана она расползется, чем нарушит целостность фундамента. Это повлечет медленное его разрушение. Связать прутья между собой достаточно просто, но как правильно вязать арматуру для фундамента, хорошо знают специалисты узкого профиля. Схема связки каркаса практически одинаковая для всех типов оснований, кроме столбчатого деревянного или металлического, где формируется каркас поверх оголовка сваи с помощью арматуры или балок. Они соединяются с оголовком и свариваются, при этом приходится гнуть прутья или катанку под конкретно заданным углом.
Три метода обвязки арматурного каркаса
Для формирования металлического каркаса основания применяется три метода обвязки:
- Сварка. На первый взгляд, сварка – это самый простой и эффективный способ соединить арматуру, но на практике все выглядит иначе. Во время сварочных работ металл нагревается до высоких температур и деформируется, а это частичная потеря жесткости. Также приходится нанимать профессионального сварщика, который знает о свойствах металла, сможет не пережечь его, а это дополнительные финансовые расходы. Также существует риск разрушения места сварки во время работы промышленного вибратора. Возникают сложности, если гнуть металл неподалеку от места сварки.
- Соединение с помощью гнутой проволоки или пластиковых хомутов (стяжек). Этот метод популярен среди многих застройщиков, так как соединение можно сделать своими руками в считанные минуты. Если применяется гибкая проволока, то для соединения звеньев нужно использовать специальный инструмент. Пластиковые хомуты надежнее проволоки, но стоят дороже. Схема соединения аналогичная, только тогда приходится гнуть прутья под необходимым углом.
- Внахлест. Этот метод подразумевает соединение арматуры внахлест с дальнейшей фиксацией проволокой. Практикуется больше для горизонтальных поясов, сделанных из сетки, а внутри соединения используется вертикальный гладкий прут.
Любой из вышеперечисленных методов можно реализовать своими руками. При этом приходится гнуть металл, что сделать достаточно проблематично, учитывая жесткость арматуры и ее минимальный диаметр для горизонтальных поясов от 12 мм.
Вязание арматуры своими руками
При всем многообразии специализированного строительного инструмента, не все частные застройщики имеют возможность его купить или взять в аренду. Для вязки прутьев не требуется дорогостоящего инструмента, ее к тому же можно сделать своими руками.
Для этого необходимо приобрести стальную вязальную проволоку. Она достаточно гибкая и прочная, имеет диаметр 2—3 мм. Чтобы ее согнуть, придется использовать пассатижи или специально сделанный крючок, который впоследствии закручивается вокруг арматуры и фиксирует ее. Некоторые умельцы выполняющие армирование своими руками иногда используют шуруповёрт, как более простой и легкий способ вязки. Если вязать с помощью проволоки, то для этого потребуется:
-
Один из вариантов вязки каркаса основания с применением крючка. Умельцы иногда используют шуруповерт, как более лёгкий способ вязки прутьев арматуры своими руками.
отрезать кусок проволоки длиной около 30 см. Можно и больше, если ее не жалко, но концы будут мешать (включая лишние отходы);
В случае армирования столбчатого фундамента арматурный каркас можно согнуть и затем фиксировать на оголовках специальными зажимами. Некоторые производители уже поставляют металлические или деревянные сваи со специальными зажимными скобами и муфтами. В таком случае достаточно выгнуть прут и вставить его в скобу. Скобу зажать и сверху проварить, сделать все это можно своими руками, используя минимум инструмента. В случае применения гладкой арматуры процесс вязки более трудоемкий, так как крюки будут постоянно отгибаться и без подручного специализированного инструмента не обойтись, как и без сторонней помощи.
Вязку арматурного каркаса для плитного монолитного фундамента лучше делать из нескольких поясов. Для горизонтального яруса используются спиральные прутья сечением до 16 мм, а для вертикальных звеньев – гладкая до 10 мм. При установке нижней сетки рекомендуется использовать пластиковые компенсаторы, которые создадут равномерный шаг. Затем при вязании вертикальных прутьев важно не забыть вывести их за пределы фундамента, ввиду того, что с ними соединятся несущие стены.
Использование пластиковых хомутов-стяжек для вязания более дорогой вариант замены проволоки, но хомуты (стяжки) можно найти в любом хозяйстве. Принцип обвязки аналогичен, но пластик для стяжек менее прочный. Поэтому силу при монтаже лучше не применять. Самые популярные хомуты со специальным сердечником на конце стяжки, с их помощью крепятся кабеля и трубы на вертикальные поверхности. Пластик отлично показал себя при вязке своими руками в теплую погоду, в морозы он быстро теряет эластичность и лопается.
Обвязка арматуры для фундамента по всем правилам
Вязать арматуру вполне реально, используя подручные средства. Но стоит отметить, что правильное связывание прутьев между собой не гарантирует соблюдение всех строительных норм и качественного монтажа. Так как схема вязки каркаса зависит от типа фундамента, его размеров, толщины и типа используемого материала. Поэтому нужно учесть несколько ключевых правил:
- Если в качестве арматурного каркаса будет использоваться сетка, тогда обвязку нужно делать внахлест.
- Учитывая тип и сечение арматуры, необходимо рассчитать длину перепуска в местах соединения.
- Гнуть прутья нужно строго под определенным углом и равномерно.
- Учитывается марка бетона и условия работы в месте соединения. Минимальная длина перехлеста не менее 25 см.
Если армирование проводится на высоте от 3 метров, тогда без строительных лесов или подмостки не обойтись. Технология обвязки получается более сложная, ввиду существующих правил безопасности при высотных работах. Обвязка проводится в три этапа:
- Сначала подготовить арматуру, подвязать к ней стропы.
- Поднять на необходимую высоту, выровнять и уложить в пластиковые направляющие.
- Связать прутья по любой перечисленной технологии.
Высотные работы нужно проводить только с несколькими рабочими одновременно, обеспечить страховку и контролировать процесс подъема прутьев с дальнейшей их установкой на указанные места. Делать это своими руками без страховки категорически запрещено.
Стоимость обвязки относительно невысокая, так как мастера могут обработать несколько квадратных метров каркаса за час. А при применении специальных вязальных инструментов, еще быстрее. А качество вязки прутьев и соответствие всем строительным нормам они гарантируют, тем более что гнуть прутья будут специальными щипцами.