Новости

Как правильно сделать карнизы двухскатной крыши?

Оглавление статьи:

Подшивка свесов и карнизов крыши: лучшие варианты исполнения + технология монтажа

В процессе строительства дома к внешнему виду крыши предъявляются самые высокие требования: защищать стены и подкровельное пространство от влаги и сырости, а также придавать всей постройке безупречный и законченный вид. А для этого крыша должна выглядеть красиво со всех сторон, даже с той, что находится под карнизом. Ведь именно туда устремляется взгляд, когда кто-нибудь стоит возле дома.

Вот для этой цели и существует подшивка свесов крыши из самых разных материалов: винил, металл и даже дерево. Специальные изделия для этой цели называются софитами, которые ко всему обеспечивают вентиляцию всему подкровельному пространству, которая так необходима.

Содержание

Устройство подшивки свеса крыши

Давайте первым делом разберемся, что собой представляет подшивка карниза крыши.

У подшивки карнизов крыши есть такие варианты устройства:

К слову, софиты не обязательны – в большинстве случаев достаточно сплошных или частично перфорированных панелей:

Виды софитов для разных задач

По большому счету, софиты – это тот же сайдинг, только для оформления потолка. Отсюда и название, ведь «софит» с итальянского означает «потолок».

Софиты производят самых разных видов. Они бывают:

  • двойные и тройные;
  • сплошные и перфорированные.

Перфорированные софиты обеспечивают отличную вентиляцию и приток воздуха в подкровельное пространство.

При этом тройные бывают комбинированными: сплошными по краям и перфорированными по центру. Полностью сплошные чаще используют для подшивки фронтонных свесов, которым не нужна вентиляция:

И, больше как исключение, в сплошных софитах дополнительно прорезают вентиляционное отверстие, чаще уже после монтажа:

К слову, у GrandLine представлены необычные софиты (GL Estetic), у которых перфорация – скрытая. Она нанесена на ребра жесткости, поэтому ее не видно. Такую геометрию называют Ω-геометрией, которая ко всему еще маскирует сам стык софитов.

Выбор материала: дерево, винил или сталь

По сути, софиты по своей конструкции, и способу производства мало чем отличаются от сайдинга. Как и по прочности, ведь софитам тоже необходимо иметь механическую прочность к ударам и сильному ветру.

Софиты из пластика или винила относительно пожаробезопасны, очень легки и не гниют, хорошо поддаются обработке и принимают практически любые формы. Благодаря этому софиты перекрывают сложные архитектурные элементы.

Виниловые софиты прекрасно сочетаются с популярным виниловым сайдингом, пластичны, долговечны и обладают легким весом. При толщине 0,4 см они весят всего 1,16 кг/м2.

Т.к. софиты находятся всегда в тени, нет нужды переживать, что они выцветут на солнце. Также ПВХ хорош тем, что не разрушается плесенью или грибком, не нуждается в покраске и выдерживает мороз в -50°С и жару в +60°С. К слову, виниловые софиты сегодня часто изготавливают не только под цвет кровли или фасада, но и с имитацией натурального дерева.

Современные металлические софиты изготавливают на специальном оборудовании путем проката. Производят их из оцинкованной стали с таким полимерным покрытием, как пурал, пластизол, полиэстер или поливинилденфторид. От покрытия, собственно, напрямую зависит их цена. Они долговечны, надежны и практичны.

Полиэстер в качестве покрытия для стальных софитов хорош цветостойкостью и пластичностью, а пластизол – устойчивостью к механическим воздействиям. Пурал отличается большей стойкостью к ультрафиолету и перепаду температур, и наиболее пригоден для использования под открытым небом.

Обычно производители предлагают приобрести сразу целый комплект необходимых кровельных материалов, чтобы в итоге вся крыша имела завершенный вид, где все элементы идеально гармонируют друг с другом и по форме, и по цвету, и по виду покрытия.

Гибкие и легкие алюминиевые софиты производят из тонкой (в 0,5 мм) алюминиевой ленты. Такие софиты радуют высокой стойкостью к коррозии, не выделяют неприятного запаха под парящими лучами солнца и абсолютно экологичны.

На таком материале хорошо держится декоративное покрытие, даже, если ему приходится переживать значительные перепады температур. Благодаря этому алюминиевые софиты подходят для любого климата.

Алюминиевые софиты практически не подвержены коррозии, не горючи, мало восприимчивы к температурным расширениям, выцветанию и механическим повреждениям. Впрочем, это наиболее дорогой вид софитов.

В этом плане куда выгоднее деревянные софиты. Правда, их время от времени придется приводить в первоначальный вид, обрабатывая антисептиками и подкрашивая.

Есть и такой интересный вид софитов, как планкен. По сути, этот тот же пластик, только выполненный в деревянном стиле. Причем хорошо смотрится и скошенный, и прямой планкен. Подкровельная вентиляция в этом случае обеспечена вентзазором.

А вот медные софиты считаются не только самым долговечным материалом, но и самым неприхотливым, эстетичным и обладающим естественной защитой от воздействий окружающей среды. У изделий из меди образуется естественное антикоррозийное покрытие, благодаря которому срок службы таких софитов может достигать 150 лет!

К примеру, пользуется популярностью система подшивки Soffitto. Это медные софиты, цвет которых за два-три года меняется от золотистого до темно-бурого, а потом и до матово-черного. И наконец, последний этап окисления – зеленоватая патина.

Также становится популярным фиброцементный сайдинг, который достаточно прочен и привлекает красивой фактурой кедровой породы древесины. Изготавливают такую подшивку из цементно-песчаной основы и волокон — синтетических или натуральных.

Срок службы такого материала достигает 50 лет, отсутствует линейное расширение при перепадах температур. Кроме того, сайдинг из фибробетона, в отличие от обычной древесины, не гниет, не привлекателен для насекомых и не боится влаги. А обрабатывается и крепится такая подшивка так же, как и деревянная.

Если подшивка сплошная, тогда в панелях изготавливают специальные щели в 0,5 см толщиной. При этом с внутренней стороны нужно установить москитную или металлическую сетку. При этом важно, чтобы все комплектующие были сделаны из алюминия. Сюда входят внешние и внутренние углы, J-профили и соединительные планки.

Также для подшивки свесов подходят профилированные листы толщиной от 0,45 мм из оцинковки или стали с полимерным покрытием. От других аналогов они отличаются хорошей прочностью и жесткостью и большим выбором цветового решения.

Если вы решили сделать свесы из такого материала, тогда разрежьте профлист на полосы одинакового размера и аккуратно закрасьте срезы – так, чтобы коррозия не распространялась, но и краски не было заметно на основной поверхности листа.

Виды профилей для подшивки карнизного и фронтонного свесов

Перейдем к процессу монтажа софитов. Они не выполняют особо важной конструктивной функции, но все же проявить мастерство и аккуратность здесь придется.

Дело в том, что если при подшивке карниза допустить ошибки, то он минимум будет выглядеть нелепо, а в худшем случае в подкровельное пространство легко проникнут птицы и создадут проблемы.

Технология монтажа

Крышу со стороны фронтонов обшивают по периметру J-профилем или специальным профилем для внутреннего угла.

Здесь такие же правила монтажа, как и для вертикальных элементов, где верхний крепеж монтируют к верхней кромке отверстия от гвоздя, а все последующие – в их центре.

Монтаж перфорированной виниловой подшивки

Виниловые софиты особенно ценны тем, что подходят для труднодоступных мест. Для их монтажа не нужно специальное оборудование, особые знания и навыки.

Читать также:
Можно ли бетонировать пол в погребе?

Достаточно только изучить инструкцию от производителя и наши мастер-классы:

Итак, первым делом к фронтонному или карнизному свесу по всей его длине монтируют две планки. Далее следуйте инструкции:

  • Шаг 1. К первой с нижней стороны прикручивают J-паз.
  • Шаг 2. Далее софиты нарезают по длине свеса.
  • Шаг 3. В угол вставляют J-профиль и фиксируют его саморезами.
  • Шаг 4. Вырежьте край самых близких к профилю софитов и вставьте.
  • Шаг 5. Теперь переходим к облицовке ветровой доски.
  • Шаг 6. Между собой закрепите такую облицовку в замок.
  • Шаг 7. Зафиксируйте все планки саморезами и закройте встык угол.

А вот замечательный мастер-класс монтажа виниловых софитов со скрытой перфорацией:

Монтаж сплошной металлической подшивки свеса

Чтобы зафиксировать металлический софит на стене, необходимо первым делом закрепить вдоль стены J-образный профиль.

При помощи строительного уровня сделайте на стене метки, которые будут идти параллельно нижнему краю карниза. На них и прикрепите принимающие профили. Далее отмерьте расстояние между желобами и профилями и отнимите 6 мм, чтобы учесть возможное расширение и сжатие материала. Что именно нужно делать, вам подскажет наша фотоинструкция:

Чтобы завести верхний край J-фаски под финишную планку, в ней необходимо сделать просечку специальных «заусенцев». С этой задачей вы вполне справитесь самостоятельно, особенно если воспользуетесь специальными для этой цели инструментами.

Так, просекатели Freund 360020 и Малко NHP1R легко пробивают щелевидные отверстия 3х15 мм и 4х19 мм. Один край софита нужно вставить в паз, другой – прикрутить ко второй из планок. Установите все на место, и закрепите каждую из панелей по центру отверстия.

Далее прикройте лобовую доску J-фаской. Для металлического софита ширина листов должна строго соответствовать расстоянию между J-фаской и J-профилем, нужно лишь вычесть 6 мм на термическое расширение и, если ширина свеса больше 90 см, тогда сразу с обеих сторон. Установите листы софита между J-фаской и J-профилем.

Вот пример подшивки металлическими софитами сложной формы:

Финишная отделка свеса крыши

Место соединения софита со второй планкой закрывают лобовой планкой. Это необходимо, чтобы придать торцевому краю законченный вид:

Вырежьте планку нужной ширины и отогните край. При помощи специального гиба и кусачек сформируйте финишную планку.

В нашем случае размер лобовой доски заметно для глаз превосходит размер J-фаски, а поэтому следует вести монтаж с выносом на лобовую доску через два J-профиля или внешний угол.

Здесь используется софит светлого оттенка, и это правильно – темные в таком случае не рекомендуются. И, наконец, зафиксируйте финишную планку.

Монтаж деревянной подшивки

Подшивать кровлю можно как параллельно, так и перпендикулярно свесу. Единственное, учитывайте, что при параллельном способе будут заметны все неровности, а вот подшивка короткими брусками от края крыши к стене хорошо скрывает все недостатки.

Если лобовой доски нет как таковой, тогда софит нужно закрепить между двумя J-профилями, размещенными на свесе кровли и на стене:

На практике установка деревянной подшивки выглядит так:

Подобрали для себя подходящий вариант? Рады, что смогли помочь!

Как сделать монтаж карниза крыши своими руками – пошаговая инструкция

Роль качественной крыши в создании комфортной атмосферы в доме трудно переоценить. Хорошая, правильно собранная крыша защищает жилые помещения от любых погодных явлений и снижает теплопотери всего здания. При монтаже крыши нужно уделять внимание не только основным ее элементам, но и небольшим деталям – например, карнизам, которые продлевают срок службы кровли и увеличивают ее надежность. О том, как сделать карниз крыши своими руками, и пойдет речь в этой статье.

Устройство и назначение карниза крыши

Карниз кровли – это продолжение скатов в нижней их части. Карнизы формируются на этапе монтажа стропильной системы одним из двух способов: первый предполагает увеличение длины стропильных ног и их вынесение за пределы кровли, другой требует установки специальных кобылок. Верхняя часть карниза закрывается кровельным покрытием, а нижняя обшивается различными материалами. Именно устройство карнизного свеса крыши мы и рассмотрим в этой статье.

Собранный своими руками карниз крыши дома выполняет следующие функции:

  • Защита стен здания от влаги. Карнизы свешиваются над верней частью коробки здания, закрывая стены от стекающей с крыши воды и грязи. Это позволяет продлить срок службы конструкции и сохранить ее визуальные качества.
  • Защита фундамента здания от подмывания. Карнизные свесы выходят за пределы кровли и периметра фундамента, поэтому вода и снег, устремляясь вниз с крыши, падают на некотором удалении от здания. В результате отмостка и фундамент здания получают неплохую защиту от размытия.
  • Повышение визуальных характеристик здания. Свесы карнизов придают всей кровле законченный вид. Правильно подобрав материалы и немного подумав над дизайном карнизов, можно добиться весьма гармоничной архитектурной картины.

Монтаж карниза крыши требуется в обязательном порядке при монтаже любого типа кровли. Конечно, визуальными характеристиками иногда можно пренебречь, но практические функции карнизов слишком важны, и игнорировать их нельзя.

Виды карнизов кровли

Перед тем, как выполнить монтаж карниза крыши своими руками, нужно изучить все их виды, особенности и технологию монтажа. Когда теоретические аспекты будут изучены, останется лишь воплотить спроектированную задумку в жизнь – а это достаточно просто, учитывая незамысловатость конструкции карнизов.

Все карнизы делятся на две основных категории:

  1. Фронтонные. Как понятно из названия, данный вид карнизных свесов монтируется на сторонах с фронтонами. Необходимо понимать, как сделать карниз на фронтоне правильно. Длина фронтонных карнизов обычно невелика, а их формирование происходит за счет элементов обрешетки и лобовой доски, обеспечивающей карнизу необходимую форму.
  2. Карнизные. Такие карнизы располагаются под скатами крыши. Карнизными свесами принято считать участки крыши, которые выходят за пределы периметра стен. Длина карнизных свесов достаточно велика – эти элементы необходимы для защиты стен от воздействия стекающей с крыши воды.

Перед тем, как сделать карниз дома своими руками, нужно рассчитать приходящуюся на него нагрузку. Свесы располагаются в нижней части ската, поэтому снеговая нагрузка на них минимальна, но есть дополнительные элементы (например, водосточная система или снегозадержатели), которые меняют распределение нагрузок.

Способы формирования карнизов — как можно сделать

Для обустройства карнизных свесов можно воспользоваться одним из следующих способов:

  1. Удлинение стропил. Этот способ отличается предельной простотой. Карнизы в данном случае формируются за счет длинных стропильных ног, края которых выступают за пределы скатов. Чтобы увеличить длину свеса, достаточно подобрать для стропил брусы большей длины. Основная проблема такой конструкции заключается в увеличении веса стропильной системы, которая сильнее воздействует на фундамент.
  2. Удлинение стропил кобылками. Такой способ формирования карнизных свесов несколько сложнее предыдущего, но тоже очень прост. В данном случае края стропил удлиняются при помощи кобылок – наращиваемых элементов, которые обычно делаются из более тонких досок. Использование кобылок позволяет уменьшить общий вес конструкции.

Выбор способа формирования карниза зависит от параметров кровельной конструкции и длины скатов. Если планируемая длина скатов составляет менее 6 м, то вполне можно использовать метод удлинения стропил – стандартных 6-метровых досок будет вполне достаточно, а их суммарный вес не перегрузит крышу. Во всех остальных случаях будут вполне целесообразными кобылки.

Выбор размера карниза дома

Чтобы карниз крыши из металла мог эффективно выполнять свои функции, необходимо правильно рассчитать его размер. Слишком узкий карниз обязательно станет причиной сокращения срока службы основного элемента здания – фундамента.

Подбирая длину карниза, нужно отталкиваться от следующего ряда факторов:

  • Климатические условия. Количество осадков нужно учитывать в первую очередь. Зависимость размеров карниза от уровня осадков прямая – для более снежных регионов нужен свес большей длины. Минимальный вынос карниза за пределы скатов составляет около 50 см. Максимальная длина свеса не ограничивается, но делать ее больше 1 метра бессмысленно – таких размеров хватит для самых снежных регионов.
  • Угол наклона скатов. Для крутых скатов требуются более широкие карнизы – вода и снег в таком случае падают на небольшом расстоянии от стен, поэтому их нужно защищать. Если же скаты расположены под небольшим углом, то карниз может быть и поменьше.
  • Пропорции здания. Большая ширина карниза крыши дома в сочетании с пологой кровлей визуально делают дом более низким. Карнизы небольшой ширины, установленные на крутой кровле, дают обратный эффект – здание в итоге кажется более высоким.

Как обшить карниз своими руками

Готовые карнизные свесы необходимо подшить – это позволит всей конструкции полноценно выполнять свои функции и хорошо выглядеть. Перед тем, как обшить карниз крыши, нужно определиться с технологией этого процесса и выбрать подходящий материал.

Подшивка карниза крыши своими руками может выполняться по двум технологиям:

  1. Прямая подшивка. Такой метод подшивки подразумевает создание короба, который расположен под прямым углом относительного стены здания. Именно к этому коробу и крепится материал обшивки. Данный способ довольно прост, но требует дополнительных затрат на стройматериалы.
  2. Диагональная подшивка. Карнизы подшиваются так, чтобы материал обшивки располагался параллельно скатам крыши. Такой способ отлично подходит для подшивки крутых крыш с небольшой длиной ската. Усилий для диагонального метода требуется больше, чем для прямой подшивки, но в большинстве случаев они будут оправданы.

Основа для карнизных свесов закладывается в самом конце работ по монтажу стропильной системы. Когда обрешетка готова, стропила выравниваются по одному уровню, после чего к ним можно крепить ветровую доску.

Материалы для монтажа карниза

Подшивка карниза кровли может выполняться при помощи следующих материалов:

  1. Доски. Для подшивки карнизных свесов очень часто используются обычные обрезные доски. Достоинства этого материала очевидны – небольшая стоимость, малый вес и простота монтажа. Впрочем, есть и недостаток, причем существенный – деревянные элементы подвергаются воздействию влаги и активно гниют. Чтобы подшивка прослужила хотя бы какое-то время, ее нужно регулярно покрывать защитным слоем краски, и даже в этом случае дерево будет разрушаться, поэтому через несколько лет придется подшивать карнизы заново.
  2. Сайдинг. Подшивка карниза сайдингом – решение очень хорошее. В арсенал достоинств данного материала входит простота монтажа, способность выдерживать любые погодные факторы, длительный срок службы и хорошие визуальные показатели. Основной проблемой, возникающей при использовании сайдинга, является нарушение вентиляции кровли, из-за чего стропильная система начинает разрушаться.
  3. Софиты. Софиты – это материал, разработанный специально для подшивки карнизов. Отличительная особенность софитов – перфорированная поверхность, которая пропускает воздух, но препятствует прохождению влаги. Учитывая важность вентиляции для сохранения кровли в рабочем состоянии, такому материалу стоит отдать предпочтение. К тому же, большая ширина софитов существенно упрощает монтаж.

Заключение

Сделать карниз дома своими руками несложно – достаточно лишь разобраться в их видах, подобрать оптимальный материал и изучить технологию монтажа. Грамотно созданные карнизные свесы с хорошей вентиляцией будут надежно защищать кровлю от преждевременного разрушения.

Как самостоятельно подшить карнизы крыши софитом

Возведение крыши — это заключительный этап строительства дома. Завершающей стадией отделки является подшивка карнизов крыши софитом. Делается это для защиты стен от воздействия атмосферных осадков, а также препятствует проникновению в подкровельное пространство влаги и мусора. Кроме этого, карниз закрывает внутреннее пространство кровли и придает ей законченный вид. Сегодня мы поговорим о том, как правильно подшить карниз крыши своими руками, чтобы сэкономить на привлечении рабочих и при этом сделать все аккуратно.

Подшив карнизов крыши – зачем это нужно

Грамотно спроектированный карнизный свес способствует циркуляции воздуха в чердачном пространстве. В случае, если свес плотно забить доской и не оставить пространства для поступления воздуха, вентиляция крыши осуществляться не будет.

Если же подшивку не делать – под кровлю беспрепятственно залетят птицы, насекомые, проникнут мыши, а стропила постоянно будут находиться под воздействием влаги от атмосферных осадков. Кроме того, ветер, при отсутствии защиты кровли, может сорвать кровельный материал при сильных порывах (при открытых карнизах крыша будет играть роль паруса).

Кроме функциональных преимуществ, подшитые свесы придают кровле законченный внешний вид, а правильно подобранный материал и цвет софитов будет подчеркивать красоту строения.

Материалы для подшивки карнизов крыши

Ассортимент материалов для отделки карнизных свесов довольно широк, причем все они полностью защищают от влаги, обеспечивают вентилирование и утепление кровли. Наиболее распространенные на рынке материалы сегодня это:

    Доска. Является экономичным вариантом. Для работ применяется обрезная или строганая доска хвойных пород дерева толщиной до 22 мм, которая перед отделкой обрабатывается антисептиком. Вентиляция подкровельного пространства обеспечивается промежутком между досками. Минусом является сравнительная недолговечность по сравнению с пластиковыми или металлическими материалами.


Профнастил. Оцинкованная сталь, из которой изготавливаются листы, имеет высокую прочность и жесткость. Волнообразная конструкция обеспечивает хорошую вентиляцию кровли, полимерное покрытие гарантирует стойкость к коррозии, а широкая цветовая гамма позволяет подобрать наиболее подходящее сочетание с кровельным материалом.


ПВХ сайдинг. Легкий материал, обеспечивающий подшивку свесов при минимальных затратах. В продаже имеются готовые варианты, лучшим из которых считается виниловый, так как он прекрасно переносит ветровую нагрузку, а также обеспечивает эффективную вентиляцию подкровельного пространства. Минусом дешевой ПВХ подшивки является выгорание и изменение цвета при воздействии солнечных лучей.


Вагонка. Материал, являющийся самым доступным, но при этом имеющий недостатки, к которым относятся потеря внешнего вида по причине воздействия атмосферных осадков и солнца, а также проблемное обеспечение вентиляции в связи с плотным прилеганием элементов друг к другу.


Софит. Современный материал, специально предназначенный для подшивки карнизов крыши. Софиты изготавливаются из пластика, меди, алюминия и оцинковки. При этом самые дешевые – пластиковые, а наиболее долговечными и прочными являются медные. Независимо от материала, софиты снабжены перфорацией, обеспечивающей превосходное вентилирование кровли, имеют высокую прочность, красивый внешний вид и не требуют особого ухода. Еще одним преимуществом материала является простота монтажа, позволяющая подшить карниз своими руками.

Подшивка карнизов крыши софитом – пошаговая инструкция

В самом процессе отделки свесов нет ничего сложного и требующего специальных знаний. Крепеж может производиться как по стропилам, так и по уровню горизонта. При подшивке по стропилам главное условие — наличие общей ровной плоскости у нижних концов стропил для ровного крепления софит. Этот способ прекрасно подходит для крыш, имеющих малый уклон и вынос не более 0,5 м, например, для односкатных крыш. Материал крепится на обрешетку из досок, прикрепленным к стропилам.

Горизонтальный вариант уместен для крыш с крутым скатом. Монтаж при этом производится быстро, а также экономится материал. Этот способ является наиболее распространенным, осуществляемым в несколько этапов

  1. Изготовление каркаса. Для этого подойдет деревянный брус или же металлический профиль. Для подшивки свесов крыши софитом каркас крепится к нижней части стропил и к стене, усиливаясь перемычками в случае, если ширина между брусьями больше 0,5 м
  2. Крепление стартовых профилей, служащих для удерживания на требуемом месте материала обшивки. В комплектацию софитов входят специальные планки, имеющие форму букв F и J, которые крепятся параллельно, для чего вначале следует осуществить разметку.
  3. Монтаж софитов. Сначала нарезаются планки длинной на 5 мм меньше ширины карнизного свеса, что необходимо для компенсации теплового расширения материала. После этого они заводятся в стартовые профили и прикручиваются к каркасу саморезами.

    При подшиве карнизов крыши софитом на углах необходимо постепенно уменьшать длину планок, для чего одна из сторон отрезается под углом в 45 градусов.

Для наглядной демонтстрации подшивки карнизов кровли предлагаем посмотреть небольшую подборку роликов:

Ошибки при подшиве карнизов крыши

Как правильно подшить карниз и не повлечь неприятные последствия? Нарушения при проведении работ, описанные ниже, могут привести к неприятностям и свести на нет все потраченные усилия и средства. К таким ошибкам можно отнести:

  • Игнорирование дополнительного крепежа софитов к обрешетке, что может привести к разрушению софита по причине порывов ветра.
  • Подшив карнизов крыши софитом перед монтажом водостоков и отделки дома облицовочным материалом. Сделать эти работы после подшивки будет сложно.
  • Использование крепежа, изготовленного не из нержавеющей стали, ржавчина с которого впоследствии передастся на панели и древесину. Эта ошибка не является фатальной, но приведет к порче внешнего вида.
  • Отсутствие зазора при монтаже, необходимого для компенсации температурного расширения. Это также может привести к расширению и вылету элементов из своих посадочных мест.

Знание подобных ошибок поможет избежать возможных оплошностей при такой несложной работе, а следование правилам, описанным в инструкции, сэкономит ваше время и деньги.

Устанавливаем карниз крыши своими руками за 3 этапа

Что такое карниз крыши, объяснять, наверное — не нужно: почти все знают, что так называется специальная планка на торце ската. Но если вы взялись за самостоятельную постройку кровли, то в конструкции карниза и методике его сооружения нужно разобраться досконально.

В этом вам и поможет статья, которую я подготовил, опираясь на свой опыт кровельных работ.

  1. Технология оформления края
  2. Зачем нужен карниз и из чего он состоит?
  3. Что нужно для работы?
  4. Инструменты и приспособления
  5. Технология обшивки карниза
  6. Этап 1. Подготовка каркаса
  7. Этап 2. Гидроизоляция и вентиляция
  8. Этап 3. Установка планок и подшивка
  9. Заключение

Технология оформления края

Зачем нужен карниз и из чего он состоит?

Чтобы талая или дождевая вода, стекающая по скату, не попадала на стены дома и не подмывала фундамент, формируется свес кровли — часть ската, выступающая за плоскость стены. При этом на кровельном свесе устанавливаются специальные детали, которые отвечают за реализацию очень важных функций:

  • эффективное отведение влаги от стен (как стекающей по кровельному материалу, так и конденсационной);
  • защита подкровельного пространства от задувания капель;

При этом вентиляцию важно сохранить, так что полное перекрытие исключается!

  • укрепление карнизного свеса, позволяющее выдерживать значительные ветровые и снеговые нагрузки;
  • маскировка кровельного пирога и улучшение внешнего вида кровли.

Общая схема устройства края кровельного ската

Все это обеспечивается за счет монтажа карниза. Кровельные карнизы могут иметь самое разное строение, но общая схема устройства будет включать такие элементы:

Металлическая профилированная планка, которая ставится прямо на стропила.

Делается либо из досок, либо из переформированных пластиковых элементов — софитов.

Как видите, устройство карниза крыши не отличается сложностью. Кроме того, цена всей этой конструкции не составит и 10% от общей стоимости кровли, потому экономить на монтаже и подшивке свесов явно не стоит!

Оформлять край кровли можно по-разному, но делать это нужно в обязательном порядке!

Что нужно для работы?

Для защиты поверхностей стен и фундамента от стока даже на самой простой кровле желательно сделать карниз. Если же вы делаете баню, коттедж или дом, то края скатов нужно оформить по всем правилам.

Для этого нам будут нужны такие материалы:

Инструменты и приспособления

Монтаж карниза и установка софитов своими руками — это не самые простые виды работ. Для их качественного выполнения нам понадобятся:

Все работы на скатах выполняем только со страховкой

  1. Приспособления для работы на высоте — строительные леса, подмости, стремянки и т. д.
  2. Индивидуальные страховочные системы.

Также не стоит забывать о средствах защиты — перчатках, очках и каске.

  1. Измерительные инструменты — рулетка, уровень, отвес, угольник.
  2. Деревянные шаблоны — используются для торцовки стропильных ног.
  3. Пила по дереву — как минимум одна дисковая, и одна качественная ножовка.
  4. Шуроповерты аккумуляторные с магнитными битами.

Хороший шуруповерт для монтажа просто необходим

  1. Кровельный молоток.
  2. Нож для резки гидроизляции.

Технология обшивки карниза

Этап 1. Подготовка каркаса

Теперь разберемся, как сделать карнизы под крышей. Начинать нужно с подготовки стропильной системы и установки опорных элементов:

На торцы стропил устанавливаем лобовые доски толщиной от 25 мм и шириной от 150 мм.

Этап 2. Гидроизоляция и вентиляция

Далее инструкция предполагает установку элементов, которые обеспечат защиту от влаги:

Если планируется установка водосточной системы, то под гидроизоляционные материалы заводим края крепления желоба.

Этап 3. Установка планок и подшивка

Теперь нам остается установить планки на края скатов и подшить свесы снизу. Работы эти обычно выполняются после монтажа кровельного материала:

Заключение

Разобравшись, как сделать карниз крыши, вы сможете самостоятельно выполнить завершающий этап кровельных работ. Видео в этой статье поможет разобраться в нюансах технологии. Кроме того, ответ на любой вопрос по этой теме можно получить в комментариях.

Все об устройстве свесов крыши: форма, размеры, обшивка

Фронтонные свесы обычно образуются выпусками обрешётки, но могут также опираться на горизонтальные балки крыши — слеги. Основой карнизных свесов являются концы стропил или углы стропильных ферм, выступающие за пределы стен.

Ширина карнизных и фронтонных свесов

Строительные нормы (СП 17.13330.2017) определяют лишь минимальную ширину карнизных свесов (600 мм), притом только для крыш без организованного водостока, которые сегодня редкость. Поэтому ширину свесов выбирают исходя из архитектурного решения дома. Скажем, для модного сегодня стиля шале характерны очень широкие свесы — более 80 см, а для английской классики — едва намеченные. Однако необходимо учитывать и практический аспект. При брусовых или бревенчатых стенах целесообразны широкие свесы, которые лучше защитят дерево и межвенцовый уплотнитель от влаги.

Как увеличить свесы крыши

Если несущая конструкция крыши состоит из стропильных ферм, то правильнее всего заранее предусмотреть проектом более длинные стропильные ноги и затяжки. Кроме того, можно нарастить карнизные свесы, прибив к стропильным ногам бруски-кобылки. При ширине от 80 см свесы на стропильных ногах или кобылках целесообразно подпирать декоративными укосами от стен, иначе есть риск прогиба кровли под тяжестью снега и льда.Фронтонный свес, образованный досками обрешётки, может быть не более 40 см. При необходимости сделать его 60-80 см собирают каркасную конструкцию из досок, поставленных на ребро, привязанных стальными уголками к ближайшим стропилам. Больший свес возможен только при наличии слег или (в деревянном доме) ступенчатых консольных выпусков верхних стеновых брёвен или брусьев. Слеги на подпорках позволяют сделать фронтонный свес практически любой величины.

Когда следует обшивать свесы

Оформление свесов крыши осуществляют одновременно с укладкой кровельного покрытия или сразу после его монтажа. Откладывать отделку свесов ни в коем случае нельзя — хотя бы потому, что ближайший шторм может сильно повредить, а то и вовсе унести крышу без ветровых досок и с неподшитыми карнизами. Однако и слишком торопиться не следует. Выбирать материалы и крепёж нужно с таким расчётом, чтобы отделка прослужила не меньше всей конструкции крыши. Если спустя несколько лет доски (панели) начнёт отрывать ветром из-за неправильно выбранного крепежа, для ремонта придётся вновь строить леса.

При высоте стен дома более 3,5 м потребуются надёжные леса с перилами. (И козлы и леса проще и дешевле изготовить на месте из досок, чем брать в аренду сборную металлическую конструкцию.) При работе монтажники обязаны пользоваться страховочными поясами.

Можно ли обойтись без свесов

Крыши без свесов стали символом современного стиля Barn house (дом-амбар). Для наружной отделки такого дома применяют атмосферостойкие панели (металлические, цементные, керамические или каменные). Часто они же служат кровельным покрытием. По сути, на стены и крышу монтируют единый навесной вентилируемый фасад. В пустом пространстве под обшивкой стен прокладывают водосточные трубы, а желоба устанавливают в плоскости кровли.

Что такое торцевая и ветровая доски

Торцевой (или лобовой) доской называют деталь, закрывающую торец крыши со стороны фронтона. По ширине она может быть лишь чуть больше толщины досок (брусков) обрешётки, но в слеговой и нарощенной конструкции должна быть достаточно широкой. В традиционном деревянном зодчестве эту деталь обязательно украшают прорезным орнаментом или фигурными накладками. Ветровую доску прибивают к концам стропил, образующим карнизный свес вдоль стен. Доска должна быть очень прочно закреплена, ведь часто она служит основой для кронштейнов водосточной системы (детали следует привинчивать к каждой стропильной ноге как минимум двумя нержавеющими саморезами длиной не менее 70 мм).

Как защитить торцевую и ветровую доски от влаги

Прежде всего важно правильно выполнить краевой узел кровли. В случае гибкой черепицы обязательно использовать подкладочный ковёр и стартовую полосу, для металлочерепицы разработаны специальные герметизирующие и водоотводящие профили — карнизные планки, капельники.

Оптимальная толщина лобовой и ветровой досок — 20-25 мм, лучший материал — лиственница. Иногда элементы полностью закрывают листовым металлом, однако это требует профессионализма и использования специфических приёмов (например, с членением по вертикали и фальцевыми соединениями), иначе есть риск, что на стальных накладках появятся неаккуратные волны.

Каким материалом подшить карнизы

Часто используют деревянную вагонку и просто строганую доску, столь же популярны пластиковые и металлические панели для горизонтального монтажа — софиты. Доски обычно пускают параллельно карнизу и крепят только к стропилам. А панели очень гибкие, поэтому при обшивке их режут на отрезки, которые располагают перпендикулярно линии карниза и привинчивают к обрешётке из реек. Для монтажа софитов разработана целая система доборных профилей, которые позволяют собирать карнизы сложной формы, стыкуя панели под разными углами.

На подшивку карнизов не попадают вода и прямые лучи солнца, поэтому лакокрасочные покрытия служат здесь долго. Окрашенные доски сохранят цвет не менее 15 лет.

Как организовать карнизную вентиляцию

И при холодном чердаке, и при мансардном этаже крыше нужна вентиляция. Как правило, приток воздуха организуют через карнизы, а выход — через вентиляционный конёк или точечные аэраторы. Этот воздушный поток обеспечивает испарение влаги с внутренней поверхности обрешётки либо (в конструкции мансардной крыши) с гидроизоляционного ковра на утеплителе.

Есть два основных варианта устройства приточной карнизной вентиляции. Первый заключается в установке металлической перфорированной ленты или планки (то и другое выпускается производителями металлочерепицы) на ветровую доску. Способ требует от строителей большого опыта и точного расчёта, так как при провисании кронштейнов водосточных желобов или образовании наледи на водостоках вентиляционные отверстия могут быть перекрыты.

Второй вариант — приток через перфорированные пластиковые или металлические софиты. Ранее нередко просто оставляли щели между досками, но при этом под кровлей неизбежно селились осы и другие летающие насекомые.

Суммарная площадь вентиляционных кровельных отверстий (карнизных и коньковых) должна быть не менее 1/150 площади горизонтальной проекции кровли.

Похожие записи

Как класть металлочерепицу на двухскатную крышу?

Autor

Утепление торцевой стены кирпичного дома изнутри

Autor

Какую изоляцию использовать для крыши?

Autor