Оглавление статьи:
Как правильно армировать углы в ленточном фундаменте
Армирование углов ленточного фундамента требует знания некоторых нюансов. Это точка сбора, место, которое принимает на себя максимум напряжения на арматурную конструкцию. При неверном конструировании (неправильное соединение, разрывы) есть серьезный риск, что арматура, вместо того, чтобы быть жесткой рамой, берущей на себя нагрузку, превратится в набор разрозненных частей. В итоге – трещины, расслоения бетона в углах здания. Необходимо подробно рассмотреть, как правильно армировать углы в ленточном фундаменте железобетонной конструкции.
Виды углов
Схема армирования зависит от типа угла. Самый простой в перевязке – тупой угол, самый сложный – острый. Какие бывают углы:
- Прямые – самые распространенные. Могут быть г-образными и т-образными, последние еще называют т-образными примыканиями (примеры есть ниже на схемах).
- Тупые.
- Произвольные (эркеры).
Тупой развернутый угол от 160° не потребует особых усилий – достаточно изучить схемы ниже (здесь приведены наиболее простые), и правильно уложить арматуру, проводя линии от внешней стороны к внутренней, как бы создавая между ними связь, увеличив частоту поперечин вдвое по сравнению с остальной длиной фундамента, после чего выполнить качественную перевязку. Угол от 90-160° потребует дополнительно вертикальных прутков. Острые углы имеют свою специфику, но здесь они не рассматриваются. Они встречаются в частном малоэтажном строительстве крайне редко.
Многообразие угловых соединений
Армировать углы необходимо по двум главным причинам: это потенциальные места напряжений. Они нуждаются в усилении, иначе есть риск со временем увидеть в краевых областях здания трещины. Назначение армирующего пояса – придавать жесткость и прочность каркасу. Именно она берет на себя значительную долю нагрузок, приходящуюся на бетонную массу. Угол – слабое место в любом фундаменте (кроме плитного).
Общие правила армирования
Для работы надо использовать нормы, приведенные в СНиП 52-01-2003. В сборнике указан необходимый минимум арматуры в расчете на площадь фундамента (0,1 % на площадь сечения фундамента, которая определяется по простой формуле: ширину умножить на высоту) – именно от этого расчета зависит количество и толщина прутьев. Расчеты, в том числе для углов, производятся еще на этапе проектирования, хотя этим этапом в частном строительстве часто пренебрегают, делая все на ходу. Для фундамента используются первые попавшиеся железные пруты, что является грубой ошибкой. Если все делать верно, заранее следует определиться:
- С видом арматуры (класс, сечение, для малоэтажных зданий часто применяют d=12 мм). Продольные элементы выполняют ребристыми прутами, поперечины и вертикали оформляют более тонкими гладкими прутами.
- Сколько поясов? Их количество – от 1 до 3. Два – для мелко и среднезаглубленных фундаментов, 3 – для глубоких. Согласно СНиП, если высота каркаса меньше 80 см, то минимальный диаметр прута – 6 мм, если больше – 8 мм.
Пример расчета: траншея имеет глубину 80 см, ширину – 60 см. Площадь сечения = 80*60 = 4800. Минимум арматуры: 4800*0,1 = 480. Отсюда, минимум площади прутка – 4,8 см2.
Пересечения прутов по основной длине фундамента соединяют проволокой отрезами по 20 см, используя крючки или пистолет для вязки. Можно использовать пассатижи, шуруповерт или специальные скрепки.
Вязка, в том числе для армирования углов фундамента – несложная, но кропотливая операция. Есть приемы, которые позволят сделать эти работы более быстрыми. Самые простой вариант экономии времени: вязка при помощи пистолета. Она осуществляется в 5 раз быстрее, чем при использовании пассатижей.
Как определить расстояние между продольными линиями арматурного пояса и шаг между поперечными прутьями? Согласно СНиП 52-01-2003 расстояние от одной продольной линии до другой находится в пределах 25-40 см. Расстояние между поперечинами – ½ высоты рабочего сечения, но не больше 30 см.
Вязка предпочтительнее ручная, а не сварная. Она может проводиться металлической проволокой, хомутами (как правило, до 40 мм) или другими видами соединений. Диаметр проволоки – величина индивидуальная, обычно не больше 1,2 мм.
Анкеровка при перевязке
Выбор анкеровки зависит от типа арматуры и участка конструкции. Сгибание арматуры выполняется при помощи тисков, либо специального станка. Все виды анкеровки арматуры и их специфика применения в углах:
- Наименее желательна в угловых соединениях – прямая. Только для арматуры периодического профиля. Это простое наложение прутов внахлест и перевязка. Но если перевязка выполнена качественно, то для небольших строений она допустима. Важно добиться полной жесткости конструкции, если при заливке бетона очевидны сдвиги, то укладка арматуры выполнена некачественно.
- Лапка – конец прута сгибается в виде прямого угла.
- Крюк – сгиб на 180°. Таким образом, конец прилегает к основной части прута.
- Петля – стержень складывают вдвое, петля располагается в углу.
- Приварка поперечин.
- Дополнительно используется шайба или уголок из стали.
Последние два способа подходят только для арматуры, годной для сварки, а прямая анкеровка и лапка – только для стержней разного диаметра.
Виды анкеровки арматуры
Неверное армирование углов
Возможные ошибки, допущенные при армировании углов, следующие:
- Арматура просто перекрещивается в углах, фиксируется вязальной проволокой. Такая схема достаточно распространена, хотя является крайне грубой ошибкой.
- Гнутая арматура в углах без анкеровки.
Согласно СП 50-101-2004, монолитные и сборномонолитные фундаменты – это жестко связанная система перекрестных лент. При разрыве в местах сгибов (а только так можно классифицировать соединение простым перекрестием) жесткой связи не будет.
Согласно СП 52-101-2003 п. 8.3.26 способы соединения арматуры в углах и местах перехлеста бывают:
- Внахлест без сварки: рифленые стержни с прямыми концами; стержни с прямыми концами, но есть приварка или поперечные стержни; есть загибы на концах (крюки, петли, лапки).
- Сварные.
- Механические (крепление муфтами).
Варианты армирования
Ниже проиллюстрированы правильные схемы для армированного монолитного ленточного фундамента. Основной момент, который следует учесть – это анкеровка арматуры. Формируются различной силы связи для отдельных зон стен в углу. Стержни, проходящие по внешней стороне, связываются, выставляется вертикальная арматура, с внутренней стороны стержни пересекаются свободно. В углу поперечные стержни – в 2 раза чаще, чем по основной длине ленты фундамента (половина от трех четвертей высоты сечения фундаментной ленты, но не больше 25 см).
Усиление дается именно по внешнему углу, а не по внутреннему. Добавить стержень по внутренней линии угла можно, но он не будет работать.
П-образная укладка
Применяется не меньше 5 усилений (на фото выше выделены желтым) в каждую сторону, итого потребуется минимум 10 п-элементов. Анкеровка при такой п-образной укладке не обязательна. Как выполнить п-образную укладку в т-образном углу? На каждый шаг добавляется п-образный элемент, не меньше 5, они идут в сторону прилегающей стены. Но возможны и другие варианты (с анкеровкой), один из них можно посмотреть на схеме ниже:
Правила армирования угла:
- Дополнительные поперечные и вертикальные стержни обязательны.
- Угловой стержень сгибается следующим образом: один конец заходит в одну стену, другой – в другую, на глубину не меньше, чем 40 поперечников арматуры.
- Если стержень слишком короткий, то добавляются г-образные профили.
- Армирование г- и п-образными профилями необходимо по всей высоте.
- Расстояние между хомутами, по сравнению с остальной конструкцией уменьшается в два раза.
Следует обратить внимание на расположение хомутов. О том, как правильно выполнить армирование углов, на видео ниже:
Армирование углов – трудоемкий процесс, требующий определенных знаний и навыков. Первоначально необходимо сделать схему основания, где разметить места армирования углов. Если схема будет верной, то при выполнении строительных работ не будет проблем. При этом будет заметно, как экономятся деньги и время.
Армирование углов и мест примыканий ленточного фундамента
Фундамент – это одна из наиважнейших частей любого строения, поэтому ему надо уделить особое внимание уже на этапе проектирования здания. Чаще всего в качестве основания для возведения загородной постройки выбирают ленточный фундамент, который представляет собой конструкцию из металлического каркаса, залитого бетоном. Армирование углов ленточного фундамента необходимо производить с особой тщательностью, так как именно они испытывают наибольшие вертикальные, продольные и поперечные нагрузки, как со стороны самого здания, так и со стороны грунта.
Зачем нужно армировать ленточный фундамент
Сам бетон является довольно прочным и долговечным строительным материалом, хорошо выдерживающим вертикальное давление. Однако без надлежащего армирования фундамент не выдержит нагрузок на разрыв, сжатие в горизонтальном направлении и изгиб (все это приведет к образованию трещин). Поэтому основой любого ленточного фундамента является армирующий каркас. Зная о том, как правильно армировать ленточный фундамент, а особенно углы и места примыканий, можно собственноручно построить основу любого здания, будь то небольшая дачная беседка или трехэтажный дом. Правильно рассчитанная и изготовленная монолитная железобетонная конструкция фундамента станет гарантом долговечности и прочности любого здания.
Материалы для армирования
Наибольшие нагрузки испытывают продольные части армирующего каркаса ленточного фундамента, поэтому для их изготовления используются профильные прутки арматуры диаметром от 12 до 20 мм в зависимости от нагрузки (количества этажей будущего здания и материала, который будет использоваться для возведения стен). Для вертикальных и поперечных частей конструкции можно использовать гладкую арматуру диаметром от 8 до 12 мм (зависит от веса стен и высоты «ленты»). Для обвязки арматуры используется специальная мягкая вязальная проволока диаметром 0,8-1,2 мм.
Необходимые инструменты и приспособления:
- Специальный резак для арматуры (либо болгарка с дисками для резки металла).
- Приспособление (может быть изготовлено из обрезков металлических уголков, швеллера и труб подходящего диаметра) для угловых загибов арматуры и изготовления вертикальных прямоугольных хомутов; Г-образных и П-образных армирующих элементов. При желании данное приспособление в заводском исполнении можно приобрести в строительном магазине.
- Крючок, с помощью которого вяжут арматуру проволокой, или специальный вязальный аккумуляторный пистолет (можно взять на прокат – это значительно сэкономит время).
- Специальные «стульчики» или «лягушки» для поднятия армирующего пояса на 50 мм от нижнего края гидроизоляционного слоя (можно использовать куски кирпичей подходящих размеров).
- «Звездочки» для обеспечения зазора в 50 мм между опалубкой и армирующим каркасом.
- Шаблоны с отверстиями для продольных частей арматуры, которые служат для удобства обвязки частей будущего каркаса (легко изготовить из досок или толстой фанеры).
Как правильно сделать армирование
Чтобы армирование было сделано по всем правилам, необходимо выполнять следующие требования:
- Расстояние между продольными поясами арматуры не должно превышать 50 см. Количество поясов зависит от высоты фундамента.
- Вертикальные и поперечные прутки арматуры (то есть поперечные пояса) устанавливаются с шагом 30 см согласно рекомендациям СНиП-а, но на практике часто делают шаг 50 см. Иногда поперечный пояс выполняют в виде прямоугольного хомута.
- От каждого угла в обе стороны надо установить по 3-4 поперечных пояса с шагом 0,5 от основного.
- От места примыкания в каждую сторону также необходимо сделать по 3-4 поперечных пояса с шагом 0,5 от основного.
- Выбор диаметра основной продольной арматуры зависит от нагрузки на фундамент, то есть чем больше нагрузка, тем толще арматура.
- Для вязки каркаса применяется только специальная проволока.
- Для того чтобы после заливки раствора вокруг металлического каркаса с каждой стороны образовался защитный слой из бетона толщиной 50 мм, необходимо установить специальные приспособления: снизу каркаса «стульчики» или «лягушки», а с боков – «звездочки».
- Армировать углы каркаса необходимо, только применяя специальные усиливающие конструкцию схемы, а не простым вязанием внахлест перпендикулярных прутьев арматуры.
- Прямые участки каркаса желательно выполнять цельными кусками арматуры (стандартная заводская длина 11,7 м).
- При стыковке продольных арматурных элементов необходимо строго соблюдать размеры нахлеста одного прутка на другой (для бетона марки М200 – 50 диаметров арматуры, для М250 – 40 диаметров, для М300 – 35 диаметров).
- Недопустима стыковка продольных прутков арматуры в одном и том же месте по вертикали (разнос должен составлять не менее 60 см или 1,5 длины нахлеста).
Варианты армирования прямых углов и мест примыканий
Угловые элементы ленточного фундамента испытывают наибольшие нагрузки после возведения здания. Поэтому от того, насколько качественно выполнено армирование этих участков фундамента будет зависеть надежность и долговечность всего сооружения. Простая вязка продольных элементов арматуры под прямым углом недопустима, так как такой способ не обеспечивает дополнительной прочности. Есть три основных метода армирования угловых частей и мест примыканий для ленточных фундаментов:
Первый способ
Основная внешняя продольная арматура загибается под 90 градусов. Внутренние продольные прутки также загибаются под 90 градусов и крепятся проволокой к внешним продольным пруткам. Величина загнутой части внутренних прутков должна равняться 50 диаметрам продольной арматуры. Такие же операции необходимо провести на всех горизонтальных уровнях армирующего каркаса.
Шаг вертикальных (поперечных) арматур в угловых элементах и местах примыканий должен составлять 0,5 основного шага. Это же требование к шагу относится и ко всем остальным методам армирования угловых частей и мест примыканий.
Второй способ
Этот метод анкеровки в угловых соединениях и местах примыканий для изготовления металлического каркаса считается наиболее простым и часто используется. Если длины продольных прутьев не хватает, чтобы их загнуть, применяют Г-образные крепящие элементы. Длина каждого плеча такого элементов должна составлять не менее 50 диаметров основной арматуры. Внешние продольные прутки связываются одним Г-образным элементом между собой. Каждый внутренний продольный элемент соединяется с внешним прутком арматуры с помощью Г-образного элемента. Для армирования одного углового соединения потребуется три Г-образных хомута на каждый продольный уровень каркаса. Для места примыкания необходимо по два таких элемента на каждый уровень.
Третий способ
Чтобы сделать металлический армирующий каркас более прочным устанавливаем в углах и местах примыканий П-образные элементы. Ширина таких элементов соответствует ширине армирующего каркаса, а длина – не менее 50 диаметров продольного арматурного прутка. Эти элементы вяжутся к основным продольным прутьям открытой частью буквы «П» по направлению от угла. Для армирования одного угла требуется два таких элемента (на каждом горизонтальном уровне), для места примыкания по одному элементу на каждый уровень.
Армирование тупых углов
При сложной геометрии ленточного фундамента, некоторые углы могут быть гораздо больше 90 градусов. Тупой угол также необходимо армировать по специальным схемам, увеличивающим прочность каркаса. Существуют два основных способа правильного армирования тупых углов фундамента.
Первый способ
Оптимальным решением для армирования тупого угла является загиб внешней продольной арматуры под необходимым углом. Внутренние продольные хлысты также загибаются под тем же углом, и вяжутся к внешней продольной составляющей каркаса. Длина каждой загнутой части внутреннего продольного прутка составляет не менее 50 диаметров основной арматуры.
Второй способ
Для укрепления тупых угловых частей каркаса используются дополнительные элементы, загнутые под необходимым углом. Длина плеча такого изогнутого элемента должна равняться не менее 50 диаметров продольной арматуры. Перехлест при вязке варьируется в пределах от 35 до 50 диаметров арматуры в зависимости от марки цемента, применяемой для бетонного раствора.
Ошибки армирования углов ленточного фундамента
Наибольшее количество ошибок, которые допускаются при изготовлении арматурного каркаса для ленточного фундамента, происходит именно при армировании угловых элементов и мест примыканий. Самая распространенная ошибка – вязание перекрещивающихся прутков в угловых частях фундамента, которая ведет к значительному ослаблению конструкции. На профессиональном языке это называется «разрыв арматуры».
Еще одной распространенной ошибкой является простой загиб внешних и внутренних продольных прутков арматуры без применения дополнительных усиливающих элементов. Это же относится и к армированию тупых угловых частей каркаса.
Важно! Если вязка производится перпендикулярно насечкам рифленой арматуры, то это приводит к ее проскальзыванию в момент заливки бетона и нарушает геометрию каркаса. Если вязка производится параллельно насечкам (то есть проволока укладывается в углубления на арматурных прутьях), то это обеспечивает более плотное и надежное соединение.
В заключении
При соблюдении всех норм и правил армирования, лента фундамента выдерживает значительные нагрузки и пригодна для строительства даже трехэтажного кирпичного дома.
Как правильно армировать углы на ленточном фундаменте
Ленточные фундаменты являются наиболее востребованным и популярным типом опорной системы в индивидуальном строительстве. Эти конструкции отличаются надежностью, практичностью и долговечностью. Однако эти преимущества удастся воплотить в жизнь только при условии соблюдения технологии монтажа на каждом его этапе. Одним из них является армирование. Наиболее ответственными точками являются углы, принимающие на себя максимальные вертикальные нагрузки.
- Необходимость армирования углов ленточного фундамента
- Схема действий
- Правильная вязка и усиление углов
- Армирование примыканий
- Типичные ошибки и полезные советы
Необходимость армирования углов ленточного фундамента
Самая большая нагрузка приходится на углы ленточного фундамента
Бетон является очень прочным материалом, способным выдерживать большое давление на сжатие. Однако и у него есть свой запас прочности, особенно это касается нагрузок на скручивание и излом. Именно они приходятся на углы ленточных опорных систем.
Необходимость правильного армирования этих участков обусловлено следующими факторами:
- Неравномерность давления на разные стороны основания. Это приводит к возникновению напряжения на стыках. Компенсировать и нейтрализовать их может металлический каркас.
- Сосредоточение линейных нагрузок. Они передаются по монолитной ленте к углам, где достигают значительных величин.
Железный каркас выполняет функцию жесткой и упругой рамы, нейтрализующей оказываемое зданием и грунтом давление на опорную систему.
Схема действий
Способы армирования углов с помощью П-образных хомутов
Достижение прочности углового узла каркаса ленточного фундамента достигается правильным использованием уже имеющихся и проверенных практикой технологий.
Существуют такие способы углового соединения арматуры:
- Внахлест. Производится сгибание свободных концов внешней и внутренних горизонтальных прутов и завод их внахлест на противоположные по ориентации линии. Дополнительная прочность обеспечивается перемычками.
- Хомутами Г-образной формы. Здесь также осуществляется переход с внешней на внутреннюю продольную арматуру с помощью нахлестового соединения. Полученный узел фиксируется Г-образным фрагментом со стороной 50-80 см.
- Хомут П-образной формы. Внутренние и внешние линии сгибаются в П-образные контуры, которые замыкаются вертикальными и горизонтальными фрагментами. Считается наиболее прочным и надежным узлом.
- Тупой угол. Такие соединения не несут высокой нагрузки, но тоже требуют внимания. Соединение осуществляется путем перехода внешних и внешних прутов на противоположные стороны с нахлестом от 50 см. При этом вертикальные и горизонтальные перемычки ставятся в 2 раза чаще.
При создании вертикальной и замкнутой монолитной плиты рекомендуется использовать одну технологию для вязки арматуры углов. Это позволит создать равный запас прочности по всему фундаменту. Даже если лента заливается на ростверк, эти участки все равно остаются критическими в плане нагрузки.
Правильная вязка и усиление углов
Сварку использовать нельзя. Вместо нее применяют проволоку для соединения арматуры
Соединение прутов целесообразно осуществлять с помощью обжима прутов с помощью проволоки или пластиковых стяжек. Использование сварки не рекомендуется по двум причинам. Первая заключается в том, что после сильного нагревания металл становится гибким и хрупким. Второй минус — под окалиной развивается ржавчина, которая со временем разрушает соединение.
Для вязки нужно использовать проволоку толщиной 1-1,3 мм в рулонах или обоймах из готовых хомутов. Скручивать проволоку можно плоскогубцами, ручным крючком или полуавтоматическим аккумуляторным пистолетом. Пластиковыми стяжками работать проще и быстрее, но этот вариант не отличается должной прочностью и дорого стоит.
Сгибание угловых фрагментов следует проводить без предварительного нагревания арматуры, используя станок или тиски. После проведения соединений устанавливаются распорки на боковых и нижних фрагментах каркаса. Оптимальным вариантом являются звездочки, которые закрепляются без клея и сварки. Бетон тяжелый и вязкий, а жесткая фиксация армирующей конструкции не позволит ей сдвигаться в стороны при заливке раствора.
При монтаже каркаса нужно выдерживать расстояние не только между внутренними и внешними линиями. Вертикальные перемычки должны устанавливаться с шагом 40-80 см, а в углах — 20-40 см друг от друга. Основные пруты выбираются диаметром 10-16 см, а вспомогательные — 6-10 мм. Целесообразно выбирать арматуру с рифленой поверхностью, которая обеспечивает лучшее сцепление с вязальной проволокой и бетоном. Следует обращать внимание на маркировку металла. «С» означает, что его можно сваривать, а «К» — что он устойчив к коррозии.
Армирование примыканий
Схема армирования углов ленточного фундамента аналогична способам, которые применяются при соединении прутов в острых, прямых и тупых углах.
В местах примыканий внутренних фрагментов к периметру фундамента используются такие методы стыковки:
- внахлест;
- Г-образными хомутами;
- П-образными хомутами.
Соединение проводится аналогично угловым соединениям, только все действия выполняются дважды, в зеркальной ориентации. Дополнительно места стыков усиливаются продольными фрагментами, проходящими по внутренним и внешним прутам.
Типичные ошибки и полезные советы
Сварка арматуры встык приводит к появлению ржавчины
Основные ошибки, чаще всего встречающиеся при армировании ленточной опорной системы:
- работа без чертежа и предварительных расчетов, что приводит к возникновению трудностей при сборке и нарушениям ее технологии;
- армирование угловых зон с вязкой стержней продольных прутов под прямыми углами;
- монтаж гнутых элементов без анкеровки;
- соединение арматуры сваркой встык, что является крайне ненадежным вариантом;
- вязка перекрестий без применения сгибов и нахлестов;
- использование сварки для металла, который для этого не предназначен;
- применение в качестве подставок и распорок железных деталей или материалов, которые впитывают влагу — это приводит к поражению каркаса ржавчиной;
- армирование фундамента прутами сомнительного происхождения или не имеющими недостаточный запас прочности;
- проведение сборки из металла покрытого ржавчиной и не прошедшего предварительной обработки от коррозии;
- забивание вертикальных элементов каркаса в землю сквозь дренаж и гидроизоляцию.
Ошибки армирования являются причинами появления трещин в углах основания, дорогостоящего ремонта, перекосов и возможного обрушения строения.
Для чего делают армирование углов ленточного фундамента?
Фундамент – это основание любого здания, к которому предъявляются повышенные требования. Если технология его обустройства не будет соблюдена, то ухудшается прочность строения – оно может полностью разрушиться. При армирование углов ленточного фундамента его технические характеристики улучшаются.
Причины, по которым необходимо производить армирование углов ленточного фундамента
Арматура на углах позволяет увеличить прочностной запас ленточного фундамента, предупреждает его деформацию, деструктивные процессы под влиянием негативных факторов окружающей среды и нагрузок разного типа. Именно в этих местах давление на основание максимальное, поэтому вязка должна выполняться с соблюдением всех технологических нюансов.
Вязка арматуры в ленточном фундаменте позволяет решить такие проблемы:
- предупредить растрескивание основание под воздействием тяжести сооружения;
- нивелировать нагрузки, которая приходится на углы.
Важно! Производится армирование и на обычной почве, и на суглинке. Бетон после застывания не имеет достаточного уровня пластичности, чтобы выдерживать нагрузки вследствие растяжения, пучения грунта, температурных перепадов.
Виды углов
Схема вязки арматуры на ленточном фундаменте зависит нескольких факторов: общего веса сооружения, типа грунта и используемых при строительстве материалов. Углы конструкции бывают такими:
- Прямой. Он является самым распространенным. Такой угол имеет Т-образную или Г-образную форму.
- Тупой. Если он развернут на 160 градусов, то трудностей с его укреплением не возникнет. В этом случае подойдет любая схема армирования углов. При этом линии проводятся от внешней стороны фундамента у внутренней. Если же угол находится в пределах 90-160 градусов, то требуется дополнительный монтаж вертикальных прутьев.
- Эркер (произвольный). Используется для возведения строений сложной формы.
Важно! Острые углы иногда тоже присутствуют в ленточных фундаментах, но применяются они редко.
Какую арматуру лучше всего использовать для армирования?
Чтобы надежно укрепить ленточный фундамент, необходимо правильно выбрать арматуру. Первым показателем, который нужно учитывать, является класс изделия. Этот параметр показывает уровень перелома прочности при осуществлении максимальной нагрузки. Не стоит забывать о пластичности металла, коэффициенте растяжения, стойкости к коррозии. Так как конструкция чаще обустраивается в регионах с сезонными перепадами температуры, для армирования фундамента применяется материал, инертный к минусовым значениям.
Самостоятельно узнать, насколько прочной является арматура, невозможно. Тестирование материала производится в специальных лабораториях в соответствии с государственными стандартами. Если здание не будет высоким (не более 2-х этажей), то используется арматура диаметром 1-2,4 см. Каркас, обустраиваемый для укрепления ленточного фундамента, соединяется без применения сварочных аппаратов. Тут больше подойдет вязка проволокой. При нагревании до высокой температуры металл способен разрушаться, поэтому запас прочности фундамента снижается.
На однородных и сильных грунтах разрешено использовать стальные прутья диаметром до 1,4 см. Но если такая почва присутствует не на всех участка сооружения основания, то значение параметра лучше увеличить до 1,6 см. Прутья могут быть гладкими или рифлеными. Первый вариант не подходит для армировки основания, так как элементы не могут хорошо зафиксироваться на месте и существует риск их смещения.
Рифленые материалы надежно крепятся, не сдвигаются, поэтому конструкция остается монолитной. Гладкие элементы применяются для поперечных перемычек, так как нагрузка на них ниже, чем на продольные прутья.
Важные правила армирования
Чтобы ленточная конструкция была прочной, вязку углов нужно проводить технологически правильно. Нужно соблюдать такие правила:
- Металлические прутья располагаются на расстоянии 5 см от края границ конструкции. В этом случае они будут защищены от ржавления, если края основания начнут разрушаться.
- Минимальный шаг между поперечинами составляет 25 см, но не стоит укладывать их дальше на расстоянии 45 см друг от друга. Так, обеспечивается расчетная прочность фундамента.
- Общий диаметр слоя при армировании ленточной конструкции составляет 0,1% общего ее сечения. Для определения этого параметра высота основания умножается на ширину.
- Расстояние между вертикальными прутьями при армировании — 50-80 см.
- Диаметр основной арматуры — 1-2 см. Что касается дополнительных элементов, то тут показатель равняется 0,4-1 см.
- Работы по армированию и вязке фундамента должны выполняться в строгой последовательности.
- Маркировка с буквой К на прутьях говорит о том, что они устойчивы к коррозии и ржавлению.
- Если ленточное основание мелко- или среднезаглубленное, то количество поясов для армирования составляет 1-3. Для глубоких фундаментов этот показатель равняется 3.
- В местах пересечения прутьев используется вязка металлической проволокой. Фрагменты имеют длину не менее 20 см. Их диаметр составляет 1,2 мм.
Важно! В углах не должно быть стыков металлических элементов. Все расчеты количества используемого материала, его расположения проводятся на этапе проектирования здания.
Схемы правильного армирования углов ленточного фундамента
Для правильного армирования углов ленточного фундамента нужно учитывать, что тут используются стержни радиусной формы. Соединять их при помощи сварки в этих местах запрещено. В углах не должны находиться стыки прямых прутьев. Для работы можно использовать несколько схем вязки:
Правильно выбранная схема армирования обеспечивает нужную прочность сооружения, предупреждает его разрушение.
Инструкция по армированию углов
Для вязки углов в ленточном основании нужны такие инструменты:
- болгарка;
- измерительная лента или рулетка;
- кусачки или специальный пистолет закручивания проволоки (так как вязать арматуру голыми руками не получится, нужно применять специальный крючок);
- деревянные фрагменты, которые подкладываются под прутья для сохранения их пространственного положения;
- кусачки, плоскогубцы, молоток;
- приспособление для гибки металлических стержней.
Итак, армирование углов ленточного фундамента предполагает выполнение таких работ:
- Подготовить траншею для основания. На дно укладывается слой кирпича, высота которого составляет 5 см. Он обеспечивает небольшое расстояние между грунтом и армирующим каркасом. Под основание также укладывается песчано-гравийная подушка.
- Нарезать металлические стержни для вертикального армирования. Их длина определяется путем выбора высоты фундамента, учитывая, что стальные части не должно доходить до его верха на 10 см.
- Монтировать продольную арматуру.
- Установить и зафиксировать проволокой поперечные перемычки. Расстояние между ними составляет 50 см.
- Закрепить вертикальные элементы на углы получившихся ячеек. Они устанавливаются по всему периметру конструкции.
- Выполнить верхнюю обвязку каркаса. Тут все действия повторяются.
Перед укладкой арматуры в углах необходимо предварительно нарисовать схем у расположения стальных стержней с указанием всех размерных параметров.
Возможные ошибки
Начинающие мастера при армировании ленточного основания могут допустить ошибки, делающие конструкцию менее прочной и устойчивой. Погрешности могут быть такими:
- Простое скрещивание арматуры в углах ленточного фундамента. Иногда мастера просто загибают стержни без дополнительного усиления.
- Использование только одного контура обвязки. Их должно быть как минимум 2: внешний и внутренний.
- Применение сварки для соединения элементов в углах. В таком случае прочность конструкции ухудшается.
- Отсутствие соединения между конструкцией и подошвой основания.
- Использование стержней малого диаметра.
- Некачественная вязка элементов.
- Воздействие воздуха на металл после заливки бетоном (если слой раствора не покрывает полностью весь каркас).
Проблем с армированием ленточного фундамента возникнуть не должно, если схема подобрана правильно, а все технологические нюансы соблюдены. Самостоятельное выполнение работ позволит сэкономить средства на строительстве сооружения. Но неправильная укладка арматуре способствует быстрому разрушению основания и всего дома в целом.
Как армировать углы фундаментной ленты?
Ленточный фундамент – оптимальный вариант для массивных построек, позволяющий возводить здания на пучинистых, слабых грунтах. Чтобы монолит выдержал комплекс разновекторных сжимающих и растягивающих нагрузок, следует правильно выполнить упрочнение с помощью стальных стержней. Особенно важно, какая и как именно монтируется арматура в углах и примыканиях, поскольку ошибки в этом вопросе приводят к нарушению целостности каркаса, потере жесткости основания и появлению трещин в стенах.
Какую арматуру использовать для фундамента?
Прежде чем начнется закладка основы дома, составляется схема ее каркаса, определяющая взаимное расположение проката на прямолинейных и угловых участках и в местах, где есть примыкание – Т-образное соединение.
Для формирования продольных линий ленточного фундамента подходят изделия А-ІІІ (сталь марки А400, А200С), имеющие на поверхности особое рифление. Вертикальная и поперечная арматура может быть изготовлена из гладких стержней с аббревиатурой А-І (сталь марки А240). В обозначении должен присутствовать индекс К – маркер коррозионной устойчивости. О свариваемости стали свидетельствует литера С.
Каркас формируют с учетом следующих рекомендаций СНиП.
- По диаметру продольная (рабочая) арматура должна составлять не менее 0,1 % от площади поперечного сечения ленты. Если длина стороны больше 3 м, достаточную жесткость обеспечат прутья размером не менее 12 мм.
- Упрочнение осуществляется с формированием 2-3 поясов – это зависит от ширины.
- Для защиты от коррозии располагается на расстоянии не менее 5 см от стенок опалубки, подошвы и верхнего среза фундамента. Сильно заглублять в бетон не следует, поскольку зона максимального растяжения находится на поверхности.
- Вертикальные и поперечные пруты (дополнительные) стыкуют друг с другом в виде прямоугольных перемычек, расположенных с интервалом 50-80 см. Дополнительная арматура выбирается по диаметру от 4 до 10 мм.
Работа всегда делается в определенном порядке: первыми монтируют вертикальные стержни, а затем сверху и снизу к ним крепят горизонтальные. В местах стыков на прямых участках они вяжутся с нахлестом (запуском) не менее 30 диаметров.
Схемы армирования угловой зоны и примыканий
В нормативном документе СП 50-101-2004 изложены основные правила. Согласно п. 8.3.26, чтобы угол или примыкание стали жестче, соединяют такими способами:
- Стыковкой внахлест, без сварки. При этом в районе нахлестки выполняют один из видов анкеровки – с прямыми концами продольных прутьев, путем приваривания поперечных, с загибанием на концах продольной арматуры крючков или петель.
- Методом сварки.
- С использованием специальных гнутых усилений – Г-образных и П-образных хомутов, фиксация которых осуществляется на прямых участках и только с помощью вязальной проволоки.
Примыкание и угловые зоны – места наивысших нагрузок, не допускающие осуществления стыков обычными методами. Армирование прямых углов выполняется по одной из следующих схем:
- Сетка. Метод пригоден лишь при использовании сеточного каркаса для всего объема ленты. Сетки с ячейками 20х20 см монтируют в нижнем и верхнем армопоясе и связывают их между собой вертикальными прутьями с интервалом полметра.
- Г-образные изделия. Каждое «плечо» такого элемента должно по длине равняться как минимум 50 диаметрам продольного прута. Упрочнение угла производится в двух уровнях. Для каждого из них потребуется три Г-образных хомута: первый служит для фиксации внешних продольных стержней между собой, второй и третий – для перекрестного соединения внешних и внутренних.
- Применение П-образных хомутов. Этот вариант позволяет сделать ленточный фундамент еще более прочным в угловых зонах. Ширина хомута равна ширине каркаса, а длина соответствует 50 диаметрам рабочей арматуры. На каждом горизонтальном уровне угол фиксируют двумя П-образными элементами. Их привязывают к продольным изделиям так, чтобы открытая сторона буквы П была направлена от угла.
В угловых зонах интервал между вертикальными перемычками уменьшают в два раза по сравнению с прямолинейными участками.
Армирование тупых углов
Иногда стены здания и ленточный фундамент имеют сложную геометрию: углы или примыкание по величине могут превышать 90°. Если угол больше 160°, то внутренние и наружные продольные стержни могут быть цельными. Их изгибают, чтобы они соответствовали заданной угловой величине.
Если угол находится в пределах от 90° до 160°, целостность сохраняют только внешние прутья, повторяя его очертания. Схема армирования в этом случае реализуется одним из двух способов.
- Внешняя рабочая сталь загибается под нужным углом, таким же образом поступают с внутренним продольным стержнем. С каждой стороны угла внешний и внутренний элементы попарно связывают проволокой. Запуск внутреннего продольного прута в каждую сторону – не менее 50 диаметров.
- Чтобы надежнее укрепить тупую угловую часть дома или примыкание, применяют специально изготовленные усиления, изогнутые под нужным углом. Каждое «плечо» дополнительного изделия по длине составляет минимум 50 диаметров продольного. Нахлест при связывании выбирают в пределах 35-50 диаметров – с учетом марки цемента, закупленного для приготовления бетонной смеси.
Шаг поперечной арматуры в тупых углах соответствует 0,75 h, где h – высота фундаментной ленты.
Как армировать примыкание?
Усиление Т-образных стыков выполняется тремя способами.
- Внахлест. Горизонтальная арматура примыкающего участка соединяется с внешним горизонтальным стержнем каркаса ленты. Шаг между вертикальными перемычками составляет 3/8 высоты основы в поперечном сечении. Длина нахлеста – не менее 50 диаметров продольного прута.
- Г-образное. Горизонтальная арматура примыкающей стороны и наружная горизонтальная внахлест скрепляются с плечами двух Г-образных хомутов. Нахлест выдерживают не менее 50 диаметров продольного изделия. Чтобы уменьшить интервал между перемычками, ставят дополнительные поперечные элементы.
- П-образное. Длина буквы П приравнивается к удвоенной ширине ленты. С помощью хомута внахлест соединяют горизонтальную арматуру примыкающей части с внешним стержнем основной части фундамента. Длина нахлеста варьируется от 35 до 50 диаметров горизонтального проката.
Когда выполняется упрочнение угла или связывается примыкание, иногда допускаются нарушения технологии, приводящие к потере прочности. Вот перечень распространенных ошибок, допускаемых неопытными мастерами.
- Перекрещивающиеся продольные стержни связаны прямо в вершине угла или там, где происходит примыкание. В самом напряженном месте каркаса арматура «разрывается».
- При оформлении угла связаны только внешние стороны контура.
- Углы связаны с внутренней и внешней стороны, но крепление контуров между собой не произведено.
- Нет связи между подошвой ленты и каркасом.
- Арматура в углах фундамента и там, где есть примыкание, соединена с помощью сварочного шва, проходящего непосредственно по ребру каркаса.
- Угол или примыкание сформированы путем обычного загиба внутренних и внешних продольных стержней, без использования специальных дополнительных усилений.
Когда выполняется армирование угла, важно даже правильно расположить вязальную проволоку. Если она будет перпендикулярной насечкам рифления, то может соскользнуть с них во время заливки бетонной смеси и нарушить геометрические параметры каркаса. Вязку следует делать вдоль насечек: так будет обеспечено надежное примыкание проволоки к прутьям и плотное соединение элементов.