Новости

Как обшить козырек крыши?

Оглавление статьи:

Подшивка свесов и карнизов крыши: лучшие варианты исполнения + технология монтажа

В процессе строительства дома к внешнему виду крыши предъявляются самые высокие требования: защищать стены и подкровельное пространство от влаги и сырости, а также придавать всей постройке безупречный и законченный вид. А для этого крыша должна выглядеть красиво со всех сторон, даже с той, что находится под карнизом. Ведь именно туда устремляется взгляд, когда кто-нибудь стоит возле дома.

Вот для этой цели и существует подшивка свесов крыши из самых разных материалов: винил, металл и даже дерево. Специальные изделия для этой цели называются софитами, которые ко всему обеспечивают вентиляцию всему подкровельному пространству, которая так необходима.

Содержание

Устройство подшивки свеса крыши

Давайте первым делом разберемся, что собой представляет подшивка карниза крыши.

У подшивки карнизов крыши есть такие варианты устройства:

К слову, софиты не обязательны – в большинстве случаев достаточно сплошных или частично перфорированных панелей:

Виды софитов для разных задач

По большому счету, софиты – это тот же сайдинг, только для оформления потолка. Отсюда и название, ведь «софит» с итальянского означает «потолок».

Софиты производят самых разных видов. Они бывают:

  • двойные и тройные;
  • сплошные и перфорированные.

Перфорированные софиты обеспечивают отличную вентиляцию и приток воздуха в подкровельное пространство.

При этом тройные бывают комбинированными: сплошными по краям и перфорированными по центру. Полностью сплошные чаще используют для подшивки фронтонных свесов, которым не нужна вентиляция:

И, больше как исключение, в сплошных софитах дополнительно прорезают вентиляционное отверстие, чаще уже после монтажа:

К слову, у GrandLine представлены необычные софиты (GL Estetic), у которых перфорация – скрытая. Она нанесена на ребра жесткости, поэтому ее не видно. Такую геометрию называют Ω-геометрией, которая ко всему еще маскирует сам стык софитов.

Выбор материала: дерево, винил или сталь

По сути, софиты по своей конструкции, и способу производства мало чем отличаются от сайдинга. Как и по прочности, ведь софитам тоже необходимо иметь механическую прочность к ударам и сильному ветру.

Софиты из пластика или винила относительно пожаробезопасны, очень легки и не гниют, хорошо поддаются обработке и принимают практически любые формы. Благодаря этому софиты перекрывают сложные архитектурные элементы.

Виниловые софиты прекрасно сочетаются с популярным виниловым сайдингом, пластичны, долговечны и обладают легким весом. При толщине 0,4 см они весят всего 1,16 кг/м2.

Т.к. софиты находятся всегда в тени, нет нужды переживать, что они выцветут на солнце. Также ПВХ хорош тем, что не разрушается плесенью или грибком, не нуждается в покраске и выдерживает мороз в -50°С и жару в +60°С. К слову, виниловые софиты сегодня часто изготавливают не только под цвет кровли или фасада, но и с имитацией натурального дерева.

Современные металлические софиты изготавливают на специальном оборудовании путем проката. Производят их из оцинкованной стали с таким полимерным покрытием, как пурал, пластизол, полиэстер или поливинилденфторид. От покрытия, собственно, напрямую зависит их цена. Они долговечны, надежны и практичны.

Полиэстер в качестве покрытия для стальных софитов хорош цветостойкостью и пластичностью, а пластизол – устойчивостью к механическим воздействиям. Пурал отличается большей стойкостью к ультрафиолету и перепаду температур, и наиболее пригоден для использования под открытым небом.

Обычно производители предлагают приобрести сразу целый комплект необходимых кровельных материалов, чтобы в итоге вся крыша имела завершенный вид, где все элементы идеально гармонируют друг с другом и по форме, и по цвету, и по виду покрытия.

Гибкие и легкие алюминиевые софиты производят из тонкой (в 0,5 мм) алюминиевой ленты. Такие софиты радуют высокой стойкостью к коррозии, не выделяют неприятного запаха под парящими лучами солнца и абсолютно экологичны.

На таком материале хорошо держится декоративное покрытие, даже, если ему приходится переживать значительные перепады температур. Благодаря этому алюминиевые софиты подходят для любого климата.

Алюминиевые софиты практически не подвержены коррозии, не горючи, мало восприимчивы к температурным расширениям, выцветанию и механическим повреждениям. Впрочем, это наиболее дорогой вид софитов.

В этом плане куда выгоднее деревянные софиты. Правда, их время от времени придется приводить в первоначальный вид, обрабатывая антисептиками и подкрашивая.

Есть и такой интересный вид софитов, как планкен. По сути, этот тот же пластик, только выполненный в деревянном стиле. Причем хорошо смотрится и скошенный, и прямой планкен. Подкровельная вентиляция в этом случае обеспечена вентзазором.

А вот медные софиты считаются не только самым долговечным материалом, но и самым неприхотливым, эстетичным и обладающим естественной защитой от воздействий окружающей среды. У изделий из меди образуется естественное антикоррозийное покрытие, благодаря которому срок службы таких софитов может достигать 150 лет!

К примеру, пользуется популярностью система подшивки Soffitto. Это медные софиты, цвет которых за два-три года меняется от золотистого до темно-бурого, а потом и до матово-черного. И наконец, последний этап окисления – зеленоватая патина.

Также становится популярным фиброцементный сайдинг, который достаточно прочен и привлекает красивой фактурой кедровой породы древесины. Изготавливают такую подшивку из цементно-песчаной основы и волокон — синтетических или натуральных.

Срок службы такого материала достигает 50 лет, отсутствует линейное расширение при перепадах температур. Кроме того, сайдинг из фибробетона, в отличие от обычной древесины, не гниет, не привлекателен для насекомых и не боится влаги. А обрабатывается и крепится такая подшивка так же, как и деревянная.

Если подшивка сплошная, тогда в панелях изготавливают специальные щели в 0,5 см толщиной. При этом с внутренней стороны нужно установить москитную или металлическую сетку. При этом важно, чтобы все комплектующие были сделаны из алюминия. Сюда входят внешние и внутренние углы, J-профили и соединительные планки.

Также для подшивки свесов подходят профилированные листы толщиной от 0,45 мм из оцинковки или стали с полимерным покрытием. От других аналогов они отличаются хорошей прочностью и жесткостью и большим выбором цветового решения.

Если вы решили сделать свесы из такого материала, тогда разрежьте профлист на полосы одинакового размера и аккуратно закрасьте срезы – так, чтобы коррозия не распространялась, но и краски не было заметно на основной поверхности листа.

Виды профилей для подшивки карнизного и фронтонного свесов

Перейдем к процессу монтажа софитов. Они не выполняют особо важной конструктивной функции, но все же проявить мастерство и аккуратность здесь придется.

Дело в том, что если при подшивке карниза допустить ошибки, то он минимум будет выглядеть нелепо, а в худшем случае в подкровельное пространство легко проникнут птицы и создадут проблемы.

Технология монтажа

Крышу со стороны фронтонов обшивают по периметру J-профилем или специальным профилем для внутреннего угла.

Здесь такие же правила монтажа, как и для вертикальных элементов, где верхний крепеж монтируют к верхней кромке отверстия от гвоздя, а все последующие – в их центре.

Монтаж перфорированной виниловой подшивки

Виниловые софиты особенно ценны тем, что подходят для труднодоступных мест. Для их монтажа не нужно специальное оборудование, особые знания и навыки.

Достаточно только изучить инструкцию от производителя и наши мастер-классы:

Итак, первым делом к фронтонному или карнизному свесу по всей его длине монтируют две планки. Далее следуйте инструкции:

  • Шаг 1. К первой с нижней стороны прикручивают J-паз.
  • Шаг 2. Далее софиты нарезают по длине свеса.
  • Шаг 3. В угол вставляют J-профиль и фиксируют его саморезами.
  • Шаг 4. Вырежьте край самых близких к профилю софитов и вставьте.
  • Шаг 5. Теперь переходим к облицовке ветровой доски.
  • Шаг 6. Между собой закрепите такую облицовку в замок.
  • Шаг 7. Зафиксируйте все планки саморезами и закройте встык угол.

А вот замечательный мастер-класс монтажа виниловых софитов со скрытой перфорацией:

Монтаж сплошной металлической подшивки свеса

Чтобы зафиксировать металлический софит на стене, необходимо первым делом закрепить вдоль стены J-образный профиль.

При помощи строительного уровня сделайте на стене метки, которые будут идти параллельно нижнему краю карниза. На них и прикрепите принимающие профили. Далее отмерьте расстояние между желобами и профилями и отнимите 6 мм, чтобы учесть возможное расширение и сжатие материала. Что именно нужно делать, вам подскажет наша фотоинструкция:

Чтобы завести верхний край J-фаски под финишную планку, в ней необходимо сделать просечку специальных «заусенцев». С этой задачей вы вполне справитесь самостоятельно, особенно если воспользуетесь специальными для этой цели инструментами.

Так, просекатели Freund 360020 и Малко NHP1R легко пробивают щелевидные отверстия 3х15 мм и 4х19 мм. Один край софита нужно вставить в паз, другой – прикрутить ко второй из планок. Установите все на место, и закрепите каждую из панелей по центру отверстия.

Далее прикройте лобовую доску J-фаской. Для металлического софита ширина листов должна строго соответствовать расстоянию между J-фаской и J-профилем, нужно лишь вычесть 6 мм на термическое расширение и, если ширина свеса больше 90 см, тогда сразу с обеих сторон. Установите листы софита между J-фаской и J-профилем.

Вот пример подшивки металлическими софитами сложной формы:

Финишная отделка свеса крыши

Место соединения софита со второй планкой закрывают лобовой планкой. Это необходимо, чтобы придать торцевому краю законченный вид:

Вырежьте планку нужной ширины и отогните край. При помощи специального гиба и кусачек сформируйте финишную планку.

В нашем случае размер лобовой доски заметно для глаз превосходит размер J-фаски, а поэтому следует вести монтаж с выносом на лобовую доску через два J-профиля или внешний угол.

Здесь используется софит светлого оттенка, и это правильно – темные в таком случае не рекомендуются. И, наконец, зафиксируйте финишную планку.

Монтаж деревянной подшивки

Подшивать кровлю можно как параллельно, так и перпендикулярно свесу. Единственное, учитывайте, что при параллельном способе будут заметны все неровности, а вот подшивка короткими брусками от края крыши к стене хорошо скрывает все недостатки.

Если лобовой доски нет как таковой, тогда софит нужно закрепить между двумя J-профилями, размещенными на свесе кровли и на стене:

На практике установка деревянной подшивки выглядит так:

Подобрали для себя подходящий вариант? Рады, что смогли помочь!

Технология подшивки карнизного свеса профнастилом

Карнизный свес – это часть крыши, которая выступает за пределы стены дома, защищая ее и фундамент от атмосферных осадков. Но есть у этого элемента нижняя сторона, которая должна быть обязательно закрыта, потому что через нее в чердачное помещение будет врываться ветер, давя на кровельный материал снизу, пыль, насекомые, птицы и прочие неприятности. К тому же данная часть карниза является видимой, а значит, необходимо позаботиться о ее внешнем виде. Простой вариант закрыть свес – использовать профилированные листы. Карнизный свес кровли из профнастила – это прочная защита, плюс полное соответствие оформлению самой крыши, если она покрывается тем же кровельным материалом, что и свес.

Читать также:
Как правильно выставить стропила на двухскатную крышу?

Правила установки профнастила на свес кровли

Ширина свеса не превышает 50 см. Это значительная площадь с учетом длины ската крыши, которую надо закрыть. Поэтому в первую очередь необходимо измерить ширину карниза в горизонтальной плоскости, чтобы определиться с длиною используемых отрезков профнастила. Затем измерить длину ската, чтобы точно определить количество требуемых отрезков.

Обычно стандартная рабочая ширина профлиста составляет 1 м. Если, например, длина ската – 10 м, значит, потребуется 10 вырезанных кусков шириною, равной ширине карнизного свеса.

Перед тем как переходить к подшивке карниза крыши профнастилом, нужно под последний соорудить каркас. Как это сделать?

Сборка каркаса под профлист

Свес (карниз) крыши представляет собой стропильные ноги, которые выходят за пределы стены дома. То есть, их концы будут являться началом сборки каркасной конструкции. С торцевой стороны стропила закрыты ветровой доской, расположенной в вертикальной плоскости. Именно ее нижний торец можно считать местом, к которому можно крепить внешнюю кромку профилированных листов.

Значит, от нее необходимо вести раскладку каркасной конструкции. То есть, в горизонтальной плоскости от нижнего торца ветровой доски к стене надо установить рейку или любой другой ровный материал. С его помощью на стене определяются точки, которые на стеновой поверхности создадут горизонтальную линию. Таких точек может быть две с каждого края карниза ската крыши. После чего их соединяют линией.

По этой линии производится установка деревянной рейки (обычно 50х50 мм), которую крепят к стене дома саморезами на пластиковые дюбели. Расстояние между крепежами 40-60 см. Как это сделать правильно:

  • в рейках высверливаются отверстие с требуемым шагом;
  • элемент каркаса прикладывается по нанесенной линии;
  • через отверстия на стене делаются метки;
  • рейка убирается в стороны и по точкам в стене высверливаются отверстия;
  • в них вставляются дюбели;
  • рейка ставиться на место и крепится к стене дома саморезами.

Далее два элемента каркаса под подшивку карниза нужно соединить между собой поперечинами из того же деревянного бруска. Таким образом достигается жесткость конструкции. Расстояние между поперечинами не более 50 см (под каждый профилированный лист минимум три поперечины: две по краям, одна посередине). Крепятся они к установленной на стене рейке и к торцу ветровой доски обычными саморезами по дереву длиною 50-70 мм.

Если ветровая доска не входит в конструкции кровли, то нужно по стропильным ногам установить горизонтальную рейку, к которой будут крепиться внешние края профлистов. Важно установку рейки провести так, чтобы ее нижний торец располагался точно по горизонтали. Значит, концы стропил придется подрезать. Поэтому сначала концы двух крайних стропил выставляются по одному уровню. Затем между ними натягивается нить (шпагат), которую выставляют горизонтально строительным уровнем. После чего концы всех остальных стропильных ног выставляют по этой нити. Выступающие части отрезаются.

Далее, как в предыдущем варианте – нижний торец набитой на стропила рейки является отправной точкой в сборке каркаса для карниза. Именно от него к стене здания переносятся точки, соединяемые в горизонтальную линию. По последней устанавливается опорная рейка.

Третий вариант сооружения каркаса – не крепить рейку к стене, а спустить от стропильных ног кобылки вдоль стены, которые к стропилам будут крепиться саморезами. А уже к ним крепить рейку.

Предлагаем посмотреть видео, как собрать каркас для обшивки карнизного свеса.

Установка профнастила

После сборки каркаса и определения размеров профилированного кровельного материала для обшивки карниза крыши, можно переходить к монтажным работам. В первую очередь по длине подрезаются куски профнастила. Затем, начиная с угла ската, проводится установка и крепление планок к каркасной конструкции.

Здесь используются те же правила монтажа, что и при покрытии кровли. То есть, листы укладываются внахлест в одну волну и крепятся к обрешетке саморезами в нижний профиль. Шаг крепления – через одну или две волны. Так как подшивка карнизного свеса не подвергается негативному воздействию природных осадков, то использовать для крепления можно любые саморезы по металлу (необязательно кровельные), лучше оцинкованные (серебристого цвета). Планки профнастила укладываются по каркасу карниза и крепятся к опорным рейкам.

Следующий этап – подшивка лобовой доски или, если ее нет в конструкции свеса, то зазоров между стропильными ногами. Здесь также для покрытия используется профнастил, который подрезается с учетом расстояние от каркаса подшивки до кровельного материала. Панели укладываются точно также с нахлестом в одну волну. Крепления производится оцинкованными саморезами в нижнюю часть волны.

Обратите внимание, что профилированные листы подшивок, укладываемые в разных плоскостях, должны совпадать по волнам. То есть, нижние должны соприкасаться с нижними, верхние с верхними.

Между горизонтальной и вертикальной обшивкой карнизного свеса, а также между горизонтальной обшивкой и стеной здания остаются зазоры, которые портят внешний вид сооружения. Их надо чем-то закрыть.

  1. Между двумя обшивками устанавливается уголок, которые крепится к стропильным ногам, к рейке или ветровой доске через профлисты. Уголок можно заказать под требуемые размеры из того же материала, что и профнастил. А можно его сделать самостоятельно.

  1. Между обшивкой и стеной здания можно установить уголок, только не внешний, как на фото выше, а внутренний.

Есть другой вариант обшивки вертикальной плоскости карнизного свеса. Для этого используется оцинкованный лист, окрашенный в цвет подшивки, который сгибается в определенную форму. На фото ниже этот вариант хорошо виден. Он удобен в том плане, что нет необходимости проводить дополнительные операции, связанные с установкой декоративного уголка.

Боковой карниз крыши

Фронтонная часть кровли также имеет небольшой карнизный свес. Обычно он не превышает 30 см. Его также можно закрыть профнастилом по тем же технологиям. Правда, здесь проще работать в плане сборки каркаса, потому что опорные элементы, к которым впоследствии будут крепиться металлические панели, сами крепятся к обрешетке крыши. То есть, ничего высверливать не надо. Все детали крепятся между собой саморезами по дереву.

Каркас собирается из двух реек или досок, которые укладываются параллельно между собой и вдоль свеса с креплением к обрешетке. Никакие дополнительные элементы здесь больше не требуются, потому что доски крепятся к обрешетке, которая собой представляет часто уложенные рейки. То есть, количество точек крепления достаточно, чтобы гарантировать прочность и жесткость каркасной конструкции.

Вентиляция каркасного свеса

Чердачное помещение должно быть снабжено вентиляцией для отвода влажного воздуха, который проникает из внутренних помещений дома. Для этого у конька оставляется зазор для вывода воздуха, а в системе свеса карниза должны оставляться отверстия для проникновения свежего воздуха. То есть, общий воздушный поток должен двигаться снизу вверх.

Если для обшивки карниза используются софиты, то это готовые изделия, в которых отверстия уже сделаны в заводских условиях. Для создания вентиляции крыши, свес которой закрыт профнастилом, придется продумать систему поступления воздуха в чердак. Самый простой вариант – сделать в профлистах отверстия дрелью и сверлом. Правда, вид такой отделки будет не самый презентабельный.

Есть другой вариант, в котором используются специальные декоративные решетки. Под них придется в обшивке свеса сделать отверстия, куда они и вставляются.

Заключение

Карнизный свес кровли можно отделывать разными материалами, но профнастил обладает достаточной прочностью и долгосрочной эксплуатацией, плюс невысокой ценой по сравнению с теми же софитами. Именно поэтому материал часто используют для обшивки карнизов.

Конструктивные особенности козырька на крышу дома

Для продления срока службы стен, цоколя и отмостки частного дома необходимо предусмотреть защиту, минимизирующую негативное воздействие на эти элементы со стороны атмосферных осадков. Такой защитой является карнизный свес или козырек кровли — консольная часть крыши, вынесенная далее наружной поверхности стен. Этот же элемент предотвращает повреждения оконных карнизов падающим с крыши снегом или обломками льда, а при наличии подшивки способствует лучшей теплоизоляции здания. Большую роль козырек крыши играет и с точки зрения эстетики, завершая архитектурную композицию и придавая всей постройке гармоничный и пропорциональный вид.

На фото защитный карнизный свес

Ширина карнизного свеса

В датированных 60-ми годами прошлого столетия строительных нормах и правилах — важнейшем для строителей и архитекторов нормативном документе — ширина козырька крыши строго оговаривалась и составляла в зависимости от этажности здания от 300 до 600 мм. Позже эти требования были изъяты и ширину свеса стали принимать, исходя из архитектурных соображений и практического опыта. В настоящее время при строительстве частных и многоквартирных домов сооружают козырьки шириной от 300 до 1200 мм, при этом для малоэтажных построек наиболее распространенными являются свесы шириной в 600 мм. Козырек крыши делают более широким, если:

  • Здание имеет большое количество этажей
  • Кровля является пологой (вода стекает с меньшей скоростью, чем с крутой крыши)
  • Постройка находится в регионе с дождливым климатом.

Существуют и факторы, заставляющие уменьшать ширину карнизного навеса либо предусматривать для него дополнительные опоры:

  • Значительный вес кровельного пирога
  • Частые и обильные снегопады, характерные для региона строительства.

Большое значение имеет то, из какого материала построены стены. Так, козырьки на крышу деревянного частного дома рекомендуют делать шириной в 550 мм и более, кирпичного или бетонного — до 500 мм.

Разновидности кровельных козырьков

  • Фронтальный свес

На фото показана отделка фронтального свеса

Этот элемент характерен для двускатных конструкций, он представляет собой выпуск крыши со стороны фронтона здания. Если на эту же сторону приходится и фасад постройки, ширину фронтона крыши в этом месте увеличивают.

Опорой для свеса в данном случае являются выступающие части конькового бруса и мауэрлата с опирающейся на них дополнительной стропильной ногой. Если же мауэрлат и коньковый прогон не имеют консолей со стороны фронтона, а кровельный пирог не является слишком тяжелым, фронтальный свес, выполненный из карнизной доски, можно закрепить на выпущенной обрешетке. С точки зрения архитектуры и стиля это не совсем удачное решение, поэтому чаще всего так поступают в тех случаях, когда необходимость в устройстве свеса проявилась уже после возведения частного дома.

В старинной архитектуре как российских, так и европейских городов часто можно наблюдать здания, в которых высота фронтона значительно превышает уровень кровли. В те времена этот архитектурный стиль был, как любят говорить сегодня, «в тренде» и фронтальный свес у такой крыши отсутствовал вовсе.

  • Боковой свес

На фото показана отдела бокового свеса

Данный элемент крыши частного дома часто называют карнизным выступом или просто карнизом. Односкатная крыша, ограниченная по бокам парапетом, таких конструктивных элементов не имеет. Роль карниза заключается в отведении основного количества дождевой и талой влаги. Если вода с козырька стекает прямо на грунт или отмостку, такой водосток называют нерегулируемым. Противоположный вариант, регулируемый водосток, имеет место при наличии водосточной системы, отводящей влагу в специально определенную зону или накопительную емкость. При устройстве регулируемого водоотвода карнизный выступ можно уменьшить до 300 мм.

Опорой для бокового свеса служат выходящие за наружную стену части стропильных ног. Если же длина стропил ограничивается мауэрлатным брусом, для закрепления карнизного свеса используют специальный элемент — кобылку, который продолжает линию стропил. Сам козырек в этом случае следует сделать из карнизной доски.

В последнее время при возведении индивидуального жилья строительные компании и частники боковые козырьки делают шириной всего в 100-200 мм, а свес со стороны фронтона не предусматривают. Заказчику такое решение преподносят как способ сэкономить строительные материалы и уменьшить вес стропильной системы. С этим можно согласиться, но лишь в том случае, если здание строится в регионе с относительно сухим климатом. На большей части территории Российской Федерации ввиду обилия осадков специалисты рекомендуют устраивать свесы со всех сторон (кроме объектов, для которых проектом предусмотрена односкатная крыша) и шириной не менее 300 мм.

Читать также:
Гидроизоляция кровли под металлочерепицу холодной крыши

Подшивка карнизных выступов

Карнизные свесы, которыми оснащается односкатная крыша, а также козырьки над франтоном, в силу особенностей своей конструкции в подшивке не нуждаются. Это утверждение можно отнести к карнизным системам, закрепленным на кобылках. Что касается боковых карнизных выступов двускатных крыш, опорами для которых служат выходящие за внешние очертания стен стропила, то для них подшивку следует устраивать в обязательном порядке. Причина — соответствующий высоте стропила зазор, образующийся между верхней поверхностью мауэрлата и кровельным пирогом. Через него в чердачное пространство могут попадать не только холод и сырость, но и животные (чаще всего кошки), птицы и насекомые. Кроме того, не имеющий подшивки карнизный свес на стропилах выглядит не очень красиво, что заметно даже при отдаленном наблюдении.

Подшивку кровельного козырька можно сделать с помощью таких материалов:

  • Шпунтованная доска

Для подшивки подкарнизного пространства можно использовать доску толщиной от 17 до 22 мм произвольной длины. Ширину доски подбирают так, чтобы между ней и стеной дома оставался зазор в несколько миллиметров, необходимый для вентиляции чердачного пространства. Наилучшим образом для подшивки карниза подходит древесина хвойных пород. Она богата смолой, обеспечивающей водоотталкивающий эффект. Как любой деревянный элемент, подшивочную доску следует подсушить до умеренной влажности. Сушка происходит естественным способом, при котором в древесине сохраняется почти вся смола.

На фото свес из шпунтованной доски

Перед тем как сделать подшивку карниза, подшивочную доску, вне зависимости от того, из какой древесины она сделана, обрабатывают гидроизоляционной пропиткой. С этой целью можно применять влагостойкую краску или специальный защитный лак.

Крепить деревянную подшивку следует при помощи гвоздей или саморезов, устанавливаемых с шагом в 1000 мм. Треугольное отверстие со стороны фронтона заделывают деталью соответствующей формы.

Для улучшения вентиляции подкровельного пространства в элементах подшивки карниза часто проделывают отверстия, не ограничиваясь только зазором между доской и стеной. При этом их оснащают защитной сеткой, препятствующей проникновению на чердак насекомых.

Существенным недостатком подшивки шпунтованной доской является необходимость постоянного ухода. С периодичностью в 3-5 лет доску следует заново обрабатывать пропитками и окрашивать.

  • Сталь оцинкованная

В этом варианте подшивку выполняют узкими длинными листами толщиной около 0,8 мм. Если листы требуемой ширины получали путем раскроя (уже после цинкования), края в местах разрезов необходимо окрасить водостойкой краской.

На фото показана подшивка оцинкованной сталью

Листы оцинкованной стали раскраивают и размещают так, чтобы со стороны фронтона они образовали треугольные выступы, которые затем нужно будет подогнуть для зашивки подкарнизного пространства сбоку.

  • Алюминиевые листы

Несмотря на высокую стоимость, подшивка подкарнизного пространства алюминиевыми листами остается довольно популярным вариантом. Немаловажную роль в этом случае играет эстетический момент, но главное достоинство алюминиевой обшивки — абсолютная устойчивость к коррозионным процессам. Благодаря этому владелец дома полностью освобождается от каких-либо забот по уходу.

Выпускаемые для подшивки алюминиевые листы могут иметь ширину от 100 до 300 мм при толщине в 6 мм и длине до 6000 мм. Их края оснащаются замками-защелками для взаимного скрепления при монтаже.

На фото показана алюминиевая обшивка свеса

Подшивка профнастилом

Этот универсальный материал для подшивки карнизного свеса подходит наилучшим образом. Это объясняется долговечностью профнастила, а также тем, что он совсем не нуждается в каком-либо уходе. Благодаря наличию профиля подшивка получается ровной и не провисает со временем, как в случае с оцинкованной сталью. Кроме того, профнастил выпускается в широкой цветовой гамме, причем его цвет из-за наличия защитного покрытия в течение всего срока службы остается ярким и насыщенным.

В качестве режущего инструмента при раскрое листов следует использовать ножовку или ножницы по металлу и ни в коем случае — болгарку с абразивным кругом. Последняя приводит к оплавлению и выгоранию защитного покрытия в зонах разреза и попадания окалины, что в дальнейшем становится причиной развития коррозии.

При складировании профнастила следует избегать непосредственного контакта листов друг с другом, для чего их прокладывают деревянными рейками или дощечками.

В качестве крепления при обшивке карниза профнастилом используют кровельные саморезы, снабженные резиновым уплотнителем-шайбой. Этот элемент препятствует повреждению полимерного покрытия профнастила головкой самореза при закручивании. При ввинчивании саморезов следует избегать чрезмерных усилий, которые привели бы к передавливанию резиновой прокладки: в этом случае она быстро рассохнется и придет в негодность.

Для закрытия треугольных отверстий со стороны фронтона тоже можно использовать профнастил, но в этом случае его не подгибают, как оцинкованную сталь, а выкраивают отдельную деталь, поскольку защитное покрытие из полимера при сгибе может разрушиться.

Софиты — подшивные панели

На сегодняшний день самым передовым способом наружной отделки зданий считается облицовка сайдингом. Софиты — это детали сайдинга, предназначенные для подшивки боковых свесов двускатных крыш. Панели софитов изготавливают из дерева, металла и полимеров (винил). В процессе производства им придают форму и профиль, соответствующий дизайну данной марки сайдинга, а поверхность окрашивают и покрывают защитными составами, нивелирующими воздействие атмосферных явлений и УФ-излучения.

Панели сайдинга, в том числе и софиты, оснащаются фиксаторами, обеспечивающими их герметичное соединение после установки на место. Помимо панелей, производитель предоставляет необходимые для крепления кронштейны, крепежные детали, направляющие профили и баллончики с краской на случай появления царапин на поверхности панелей вследствие неосторожного монтажа.

В зимний период для защиты боковых козырьков кровли и свесов со стороны фронтона от оледенения используют электроподогрев. Для этого вдоль карниза и водосточной системы укладывают резистивный кабель, подключенный через блок управления к домашней электросети. Такое решение позволяет предотвратить появление высоких нагрузок на козырьки, могущих привести к их разрушению.

Подробная инструкция по монтажу софитов представлена в данном видео:

Все об устройстве свесов крыши: форма, размеры, обшивка

Фронтонные свесы обычно образуются выпусками обрешётки, но могут также опираться на горизонтальные балки крыши — слеги. Основой карнизных свесов являются концы стропил или углы стропильных ферм, выступающие за пределы стен.

Ширина карнизных и фронтонных свесов

Строительные нормы (СП 17.13330.2017) определяют лишь минимальную ширину карнизных свесов (600 мм), притом только для крыш без организованного водостока, которые сегодня редкость. Поэтому ширину свесов выбирают исходя из архитектурного решения дома. Скажем, для модного сегодня стиля шале характерны очень широкие свесы — более 80 см, а для английской классики — едва намеченные. Однако необходимо учитывать и практический аспект. При брусовых или бревенчатых стенах целесообразны широкие свесы, которые лучше защитят дерево и межвенцовый уплотнитель от влаги.

Как увеличить свесы крыши

Если несущая конструкция крыши состоит из стропильных ферм, то правильнее всего заранее предусмотреть проектом более длинные стропильные ноги и затяжки. Кроме того, можно нарастить карнизные свесы, прибив к стропильным ногам бруски-кобылки. При ширине от 80 см свесы на стропильных ногах или кобылках целесообразно подпирать декоративными укосами от стен, иначе есть риск прогиба кровли под тяжестью снега и льда.Фронтонный свес, образованный досками обрешётки, может быть не более 40 см. При необходимости сделать его 60-80 см собирают каркасную конструкцию из досок, поставленных на ребро, привязанных стальными уголками к ближайшим стропилам. Больший свес возможен только при наличии слег или (в деревянном доме) ступенчатых консольных выпусков верхних стеновых брёвен или брусьев. Слеги на подпорках позволяют сделать фронтонный свес практически любой величины.

Когда следует обшивать свесы

Оформление свесов крыши осуществляют одновременно с укладкой кровельного покрытия или сразу после его монтажа. Откладывать отделку свесов ни в коем случае нельзя — хотя бы потому, что ближайший шторм может сильно повредить, а то и вовсе унести крышу без ветровых досок и с неподшитыми карнизами. Однако и слишком торопиться не следует. Выбирать материалы и крепёж нужно с таким расчётом, чтобы отделка прослужила не меньше всей конструкции крыши. Если спустя несколько лет доски (панели) начнёт отрывать ветром из-за неправильно выбранного крепежа, для ремонта придётся вновь строить леса.

При высоте стен дома более 3,5 м потребуются надёжные леса с перилами. (И козлы и леса проще и дешевле изготовить на месте из досок, чем брать в аренду сборную металлическую конструкцию.) При работе монтажники обязаны пользоваться страховочными поясами.

Можно ли обойтись без свесов

Крыши без свесов стали символом современного стиля Barn house (дом-амбар). Для наружной отделки такого дома применяют атмосферостойкие панели (металлические, цементные, керамические или каменные). Часто они же служат кровельным покрытием. По сути, на стены и крышу монтируют единый навесной вентилируемый фасад. В пустом пространстве под обшивкой стен прокладывают водосточные трубы, а желоба устанавливают в плоскости кровли.

Что такое торцевая и ветровая доски

Торцевой (или лобовой) доской называют деталь, закрывающую торец крыши со стороны фронтона. По ширине она может быть лишь чуть больше толщины досок (брусков) обрешётки, но в слеговой и нарощенной конструкции должна быть достаточно широкой. В традиционном деревянном зодчестве эту деталь обязательно украшают прорезным орнаментом или фигурными накладками. Ветровую доску прибивают к концам стропил, образующим карнизный свес вдоль стен. Доска должна быть очень прочно закреплена, ведь часто она служит основой для кронштейнов водосточной системы (детали следует привинчивать к каждой стропильной ноге как минимум двумя нержавеющими саморезами длиной не менее 70 мм).

Как защитить торцевую и ветровую доски от влаги

Прежде всего важно правильно выполнить краевой узел кровли. В случае гибкой черепицы обязательно использовать подкладочный ковёр и стартовую полосу, для металлочерепицы разработаны специальные герметизирующие и водоотводящие профили — карнизные планки, капельники.

Оптимальная толщина лобовой и ветровой досок — 20-25 мм, лучший материал — лиственница. Иногда элементы полностью закрывают листовым металлом, однако это требует профессионализма и использования специфических приёмов (например, с членением по вертикали и фальцевыми соединениями), иначе есть риск, что на стальных накладках появятся неаккуратные волны.

Каким материалом подшить карнизы

Часто используют деревянную вагонку и просто строганую доску, столь же популярны пластиковые и металлические панели для горизонтального монтажа — софиты. Доски обычно пускают параллельно карнизу и крепят только к стропилам. А панели очень гибкие, поэтому при обшивке их режут на отрезки, которые располагают перпендикулярно линии карниза и привинчивают к обрешётке из реек. Для монтажа софитов разработана целая система доборных профилей, которые позволяют собирать карнизы сложной формы, стыкуя панели под разными углами.

На подшивку карнизов не попадают вода и прямые лучи солнца, поэтому лакокрасочные покрытия служат здесь долго. Окрашенные доски сохранят цвет не менее 15 лет.

Как организовать карнизную вентиляцию

И при холодном чердаке, и при мансардном этаже крыше нужна вентиляция. Как правило, приток воздуха организуют через карнизы, а выход — через вентиляционный конёк или точечные аэраторы. Этот воздушный поток обеспечивает испарение влаги с внутренней поверхности обрешётки либо (в конструкции мансардной крыши) с гидроизоляционного ковра на утеплителе.

Есть два основных варианта устройства приточной карнизной вентиляции. Первый заключается в установке металлической перфорированной ленты или планки (то и другое выпускается производителями металлочерепицы) на ветровую доску. Способ требует от строителей большого опыта и точного расчёта, так как при провисании кронштейнов водосточных желобов или образовании наледи на водостоках вентиляционные отверстия могут быть перекрыты.

Второй вариант — приток через перфорированные пластиковые или металлические софиты. Ранее нередко просто оставляли щели между досками, но при этом под кровлей неизбежно селились осы и другие летающие насекомые.

Суммарная площадь вентиляционных кровельных отверстий (карнизных и коньковых) должна быть не менее 1/150 площади горизонтальной проекции кровли.

Подшивка кровельных свесов и других конструкций

Конструкция кровли может быть самой разной, но довольно часто в ней присутствуют элементы, выходящие за пределы здания – кровельные свесы. Кроме того, в архитектуре используются и отдельные фрагменты кровли, закрепленные либо на самом здании, либо на отдельной несущей конструкции – к этой категории относятся козырьки и навесы.

При монтаже подобных элементов верхняя часть каркаса перекрывается кровельным материалом. Снизу конструкцию иногда оставляют открытой, но чаще – и из соображений эстетики, и по причине практичности —свес или козырек подшиваются. Подшивка выполняет несколько функций и может быть реализована с применением различных материалов.

Функции подшивки свесов

Кровельный свес, навес и козырек – все это конструкции, у которых есть одна общая черта – открытая нижняя часть кровли. Как правило, под основной площадью крыши находится здание, но именно на свесах кровля становится наиболее уязвимой к внешним воздействиям. Именно поэтому и при кровельных работах, и при возведении навесов (тем более крупногабаритных) нижнюю часть стараются закрыть подшивным материалом.

Подшивка кровельных свесов выполняет несколько функций:

1.Первая, наиболее важная – защита подкровельного пространства. Место примыкания ската кровли к стеновому ограждению не всегда получается сделать герметичным. И подшивка становится дополнительным барьером, который препятствует проникновению под крышу влаги и сквозняков.

Обратите внимание! Если скаты утепляются, то подшивка будет весьма желательной, поскольку теплоизоляционный материал может сильно пострадать при контакте с внешними факторами.

2. Если кровельная конструкция монтируется на металлическом каркасе (как правило, по этой схеме делают козырьки над входом или отдельно стоящие навесы), то подшивка обеспечит защиту металла от коррозии.

3. Следующая задача, которую решает подшивка – защита самого кровельного материала от воздействия ветра. Если свес не подшить, то сильный порыв может приподнять кровельный материал, сорвав его со стропил/обрешетки. Для козырьков и навесов большой площади эта проблема будет еще более актуальной.

4. Наконец, кровельные свесы и козырьки подшивают и из соображений эстетики. Подшивка не только формирует красивую поверхность (ее можно окрасить в нужный цвет), но и скрывает конструкции, находящиеся под кровельными скатами – стропила, обрешетку, коммуникации и т.д.

В целом же подшивка – это почти обязательное мероприятие. В ряде случаев от нее можно отказаться, но это будет целесообразным только при постройке зданий, стилизованных под старину. В остальных ситуациях стоит подобрать материал и защитить кровельный свес или козырек от неблагоприятных воздействий.

Особенности подшивки свесов разных конструкций

Разные кровли требуют разного подхода и в проектировании, и в монтаже, и в подборе материалов. Кровельные свесы не являются исключением: да, есть достаточно универсальные решения, но в любом случае нужно ориентироваться на конструкцию узла и на условия, в которых крыша эксплуатируется.

Ниже мы проанализируем три основные разновидности конструкций, с которыми приходится сталкиваться чаще всего.

Частные дома

Скатные кровли частных домов обычно имеют свесы относительно небольшого размера. Свесы в таких кровлях принято делить на фронтонные и карнизные. Но в любом случае подшивка позволяет сделать крышу более надежной и долговечной

Какие же материалы можно использовать для подшивки свеса?

  • Деревянные панели — обрезная доска, строганая доска, вагонка. Чаще всего применяются для подшивки свесов в деревянных домах, но и в других случаях они вполне подойдут. Для защиты от влаги деревянные панели обязательно обрабатываются специальными пропитками с антисептиками.
  • Профнастил. Дешевле и проще в монтаже, поскольку его можно нарезать достаточно большими фрагментами. Минусом будет плохая тепло- и звукоизоляция материала.

  • ПВХ-сайдинг. Для подшивки свеса панели сайдинга нарезаются на фрагменты нужной длины и крепятся перпендикулярно стенам. Продольный монтаж нежелателен: слишком высока вероятность деформации.
  • Пластиковые софиты. Специальные панели, предназначенные именно для подшивки карнизного/фронтонного свеса. Производители софитов выпускают также дополнительные элементы — крепления и соединители, чтоб облегчает выполнение работ.

Подшивать свес кровли можно как по стропилам (т.е. под углом), так и горизонтально. Второй вариант более эстетичен, но сложнее в реализации – для монтажа подшивного материала придется устанавливать дополнительный каркас.

Также при подшивке свеса нужно обязательно предусмотреть возможность вентиляции. Для этого либо используются перфорированные софитные панели, либо добавляются вентиляционные решетки.

Коммерческие здания

Конструкция кровли коммерческих зданий – как ресторанов и кафе с относительно небольшой площадью, так и крупных ТРЦ – существенно отличается от конструкции крыши частных домов. Но и у них в большинстве своем присутствуют кровельные свесы, требующие подшивки.

Важной особенностью таких конструкций будет большая протяженность. Кроме того, и кровля, и ее свес в таких условиях испытывают куда большие эксплуатационные нагрузки — соответственно, и выбор материалов должен это учитывать.

Для подшивки кровельного свеса в коммерческих зданиях оптимальными будут 3 варианта:

  • Пластиковые софиты. Можно использовать те же разновидности, которые применяются и в частном строительстве. Но целесообразнее выбирать специализированные модели из более жёсткого и долговечного пластика.
  • Металлосайдинг. Выступает в качестве более долговечной альтернативы сайдингу на основе ПВХ, потому именно его стоит применять при подшивке карнизных свесов в коммерческих и общественных зданиях.
  • Реечные конструкции. Выигрывают у металлосайдинга и пластиковых софитов по жесткости и прочности, потому будут предпочтительными при подшивке свесов со значительной длиной или большой площадью. Надежное соединение реек с несущими шинами позволяет гарантировать целостность подшивки даже при сильном ветре.

Крупногабаритные навесы и козырьки

Выше мы говорили в основном о свесах кровли, но подшивка – это операция, которая актуальная и для крупногабаритных конструкцией. Типичным примером такой конструкции может быть навес на автозаправочной станции или обширный козырек перед входом в торгово-развлекательный центр. Нижняя плоскость таких конструкций постоянно находится на виду, и потому ее нужно обязательно подшивать с использованием качественных материалов.

Примерно до середины нулевых годов (а кое-где и позже) владельцы таких сооружений пытались использовать пластиковый сайдинг в качестве материала для подшивки. Но практика показала, что экономия оказывается мнимой: на больших площадях пластик деформировался, кроме того, подшивку приходилось регулярно менять из-за повреждений и появления пятен.

Поэтому сегодня навесы на АЗС и козырьки над входом в крупные коммерческие объекты подшивают исключительно металлическими панелями с защитно-декоративным полимерным покрытием. Наибольшей популярностью пользуются такие варианты:

  • Реечные конструкции. Реечный потолок – это универсальная система, которая подходит не только для внутреннего, но и для наружного монтажа. Система из несущих профилей и металлических (стальных либо алюминиевых) реек позволяет сформировать прочную и долговечную конструкцию, а окраска профиля по RAL дает возможность «вписать» подшивку в общую дизайнерскую схему.
  • Потолочные панели и кассеты. Идеально подходят для подшивки козырьков и навесов большой площади. Более того, использование кассет и панелей с разной окраской позволяет реализовывать различные дизайнерские задумки, а установка панельных светильников (их габариты соответствуют стандартным габаритам панели) решает вопрос с освещением пространства под навесом.

Фронтонный свес крыши своими руками: Пошаговая инструкция- Размеры и конструкция +Видео

При возведении жилья, как правило, особое внимание выделяют крыше. А неотъемлемая часть крыши – это фронтонный свес. Если подойти к этому вопросу не серьезно, то деньги, потраченные на обустройство всей кровли можно выкинуть на ветер. Нам потребуется обшить кусок стены, который ограничен скатами самой крыши. А снизу проводим утепление. И именно на эту тему мы сегодня поговорим. Разберем виды фронтальных свесов, способы утепления и обшивки и конечно технологию монтажа.

Конструкции фронтальных свесов

Давайте начнем с понятия фронтальный свес – это продолжение элементов ската крыши, обрамляющий торцевой фронтон по бокам и в заключительной стадии переходящий в карниз.

Строительные нормы не регламентируют ширину свеса, обычно она составляет от 40 см. до 70 см.

Конструктивные решения можно выполнить следующим образом:

  • Свес формируется за счет обрешетки кровли. Это самый экономичный способ. Просто при монтаже обрешетки, стропила удлиняют на 30-50 см над торцевой стеной.

Такой конструктивный способ применяют для легких кровельных покрытий (мягкая кровля, европейский шифер, металлическая черепица). Так же есть ограничения по ширине свеса, не больше 50 см. Если сделать ширину больше, то кровлю покоробит и изогнет из-за большой нагрузки на стропила.

  • Способ, при котором фронтонный свес отсутствует. Это когда фронтон расположен на одной высоте с крышей. Присуще постройкам в стиле минимализма.

  • Свес выполняют параллельно стропильной конструкции.Стропила устанавливают как внутри крыши, так и снаружи фронтона кровли. Стропильная нога играет роль фундамента для обрешетки, кровли.

Для усиления свеса, выносят промежуточные брусья, и опорные коньки которые относят к несущим элементам крыши. Такая схема позволяет делать большой вынос свеса.

Применяют на крышах с тяжелым кровельным покрытием (бетонная черепица, шифер, керамическая черепица).

Как подшить фронтонный свес

Способы подшивки свесов

Существует два способа подшивки свесов:

  1. короб из дерева
  2. по стропилам.

Первый способ используют, когда угол кровли большой. Берем доску примерно с толщиной в 40 см. и крепим ее в пространстве между стеной и стропилами. Есть маленький нюанс, если один край данной доски крепиться к ноге стропил, то следует установить вторую доску вертикально, для выравнивания плоскости.

Второй метод используют при незначительных уклонах кровли. Стропила должны образовывать ровную поверхность, но достичь этого крайне тяжело. Поэтому применяют тонкие доски, которые крепятся к стропилам, длина которых от стены до края навеса. Выравнивать доски следует по шпагату, а крепить с помощью саморезов или железных уголков.

Материалы, которые используют при отделке свесов

  • Вагонка. Один из самых удобных вариантов. Следует обратить внимание, на то, что все элементы требуется обработать специальными средствами до монтажа. Вместо отделочной шпунтовой доски, можно использовать доски из сосны и ели. Монтаж начинается с того что, брус крепиться к стене параллельно нижнему краю стропил. Между стропилами и брусом устанавливают дополнительную доску на одном уровне.

После этого делаем обрешетку и приступаем к монтажу вагонки. Каждая доска обрезается по длине индивидуально, а при крепеже оставляют расстояние между досками 2-3 мм.

  • Профнастил. На уровне свеса, вдоль стены и вдоль стропил крепят брус на одном уровне. Вымеряем размеры и нарезаем профилированный металлический лист. Так же не забываем, что металл при высоких температурах расширяется, а при низких сужается, поэтому крепим полоски с небольшими зазорами. А еще не забываем устанавливать решетки. Крепим с помощью саморезов, гвозди не рекомендуются, так как крепление будет не плотным, а так же можно деформировать поверхность молотком. Стыки декорируются внешними и внутренними угловыми планками.
  • ПВХ пластиковые пустотелые панели. Их часто используют для устройства фронтонного свеса. На данный момент самый дешевый метод подшивки. Очень легко повреждается и не надежный.

  • Листы оцинкованной стали, алюминия или меди. Все листы имеют толщину от 0.6 мм. до 1 мм. Монтаж так же прост, выравниваем поверхность. Размечаем листы согласно шаблонам.

При резке оцинкованной стали края обрабатывают краской, чтобы ржавчина не появилась. А алюминий и медь покрывают специальным полимерным покрытием, для более качественной защиты.

Алюминиевые и медные листы крепятся с помощью специальных фиксирующих защелок.

  • Сайдинг стеновой. Этот вид отделки идеально подходит, когда дом полностью обшивают сайдингом. Получается красиво и в едином стиле. Крепеж проходит по такому же принципу, как и крепление поверхности всего дома.
  • Софиты.

Бывают ПВХ и металлические софиты. Самый востребованный материал. Выполняются в различных исполнениях плоские, перфорированные, в виде решеток. Имеют богатую палитру.

В комплект к софитам следует приобрести планки в виде латинских букв L и F.

F крепят со стороны карниза. А планку L на специальной рейке, которую крепят к стене.

Желательно все разметить, перед монтажом.

Затем снимаем размеры от рейки до F планки, вычитаем 5-6 мм. для температурного расширения. И нарезаем софиты нужной длины.

Подготовленные элементы слегка сгибают и крепят на свое место с помощью саморезов по металлу.

Специалисты не рекомендуют проводить монтаж подшивки свеса при температуре окружающей среды ниже +15 градусов по Цельсию.

Монтаж фронтонного свеса крыши можно выполнить своими руками, сейчас много фото и видео на просторах интернета, изучайте и вперед. Не стоит торопиться и следует быть аккуратными. Но лучше доверить дело специалистам.


Похожие записи

Как правильно застелить линолеум на деревянный пол?

Autor

Можно ли гипсом шпаклевать стены?

Autor

Как положить ДВП на деревянный пол?

Autor