Мода имеет очень долгую историю. Она зародилась где-то в Древнем мире, приводила к важным изобретениям и развивалась век за веком вплоть до наших дней.
В XX веке произошла, несомненно, самая радикальная эволюция моды от одного десятилетия к другому. Именно в это время величайшие мировые дизайнеры и крупные модные дома увидели свет, выпустив бесчисленное множество знаковых вещей и зародив тенденции, на которые историки и профессионалы моды ссылаются сегодня. С развитием глобализации, технологий, социальных сетей и новых дизайнеров 21 век также принес стремительную эволюцию в индустрию моды.
Все эти периоды стоит изучить всем, кто интересуется модой. Однако в этой статье мы рассмотрим относительно недавнюю историю моды, начиная с 1900-х годов и до наших дней. Мы вкратце расскажем, какие стили преобладали в каждом десятилетии, как они зародились, какие основные культурные движения и дизайнеры способствовали их популяризации. Мы надеемся, что в этом материале вы найдете исчерпывающий обзор самых важных вещей, которые необходимо запомнить из истории моды, ведь это обязательная информация для всех, кто хочет работать в этой сфере. Итак, без лишних слов, давайте погрузимся в увлекательную историю моды на протяжении десятилетий.
Оглавление статьи:
1900-е годы
Главной модной тенденцией первого десятилетия XX века был S-образный силуэт, который выдвигал грудь вперед, а бедра — назад. Однако к концу десятилетия женщины стали придерживаться более естественного силуэта.
Дневные платья закрывали тело от шеи до пола и имели длинные рукава. Вечерние платья в основном повторяли тот же силуэт. Хотя эти платья были более откровенными, с очень низким декольте и короткими рукавами, которые часто требовали длинных перчаток.
Когда в начале XX века в моду вошли такие виды спорта, как гольф, теннис, велоспорт и мотоспорт, которыми занимались мужчины и женщины, все они вдохновили их на создание собственных стилей одежды.
1910-е годы
Второе десятилетие XX века началось с перехода от корсетов и S-образных силуэтов к более естественным формам. Такие дизайнеры, как Поль Пуаре, Люсиль (леди Дафф Гордон), Жорж Дойе и Жак Дусе, произвели революцию в моде в этом отношении. Они выступали за менее ограничивающую одежду. Они создавали вещи, которые подчеркивали более естественные контуры женской фигуры. Так в моду вернулись ампирные платья, популярные в начале XIX века.
Важным событием в начале десятилетия стал подъем ориентализма, когда в 1910 году в Париже был показан балет «Шехеразада» (балет по мотивам «Тысячи и одной ночи»). Под влиянием этого движения Поль Пуаре в 1911 году ввел в моду панталоны «гарем» и костюм Fancy Dress. В том же году он представил знаменитую «юбку-хоббл». Но вскоре оказалось, что в ней практически невозможно двигаться, и она стала непопулярной.
Начало Первой мировой войны еще больше подтолкнуло потребность в практичности. Женщины работали на заводах по производству боеприпасов для военных нужд, поэтому они стали носить утилитарную одежду.
1920-е годы
1920-е годы часто вспоминают как эпоху блеска, джаза и гламура. Однако, несмотря на это, двадцатые годы также отличались простотой и практичностью. Ведь после окончания Великой войны женщинам хотелось более минималистичной и удобной одежды. Это означало, что больше нет корсетов, кринолинов, юбок-бюстье и прочих деталей, характерных для викторианской эпохи.
Новым популярным модным трендом стал «flapper look», также известный как «la garçonne», мальчишеский образ. Платье flapper характеризовалось заниженной талией, подолом, который поднимался чуть ниже колена, и простотой конструкции. Андрогинный силуэт ввел новое представление о женственном образе. В основном его популяризировала Коко Шанель.
Еще одним трендом, доминировавшим в 1920-е годы, стала более романтичная версия женственного платья Жанны Ланвен — «Robe de style».
Спортивная одежда стала еще более приемлемой для женщин в это десятилетие. Эльза Скиапарелли, Коко Шанель и Жан Пату считаются главными дизайнерами, совершившими революцию в женской спортивной одежде.
Стиль 20-х годов способствовал «демократизации» моды. Любая женщина могла добиться модного образа. Благодаря более простой одежде, изготовленной из менее дорогих материалов и легко надеваемой, все больше женщин могли позволить себе хорошо одеваться для любого случая.
1930-е годы
Женская мода плавно перешла от мальчишеского образа предыдущего десятилетия к женственному силуэту начала тридцатых годов. Одной из самых важных тенденций стал приталенный крой — техника, позволяющая ткани драпироваться по телу.
Кроме того, большое влияние на моду оказал кинематограф 30-х годов и, в частности, Голливуд. Такие звезды кино, как Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Бетт Дэвис и другие, стали одними из первых икон голливудского стиля.
1940-е годы
С началом Второй мировой войны, которая привела к нехватке материалов и нормированию, мода стала практичной: униформа для мужчин и женщин, служивших во время войны, и хозяйственная одежда для остальных граждан. В моде были подбитые плечи, затянутые талии и подолы ниже колена.
Одним из результатов нормирования стало изобретение бикини в 1946 году Жаком Хеймом (его назвали «Атоме», подразумевая, что бикини было маленьким, как атом) и Луисом Реардом (его вдохновил атолл на Маршалловых островах, который США выбрали для размещения своих атомных бомб) «Атоме» и «Бикини» оба дизайнера рассматривали как метафоры взрыва, именно такой эффект бикини оказало на моду и общество 40-х годов.
После войны Кристиан Диор представил свой культовый «Новый взгляд» в 1947 году, который был новаторским дизайном, намного опередившим свое время, с застегнутой талией и воплощенной полной юбкой. Мир моды никогда не видел таких сложных дизайнов, с использованием огромного количества ткани для создания роскошных, элегантных образов в честь женщин; это было неслыханно — использовать так много ткани в довоенное время, когда было много рационов. Но Диор хотел отпраздновать жизнь после войны и вновь принять женскую красоту и женственность, вдохновляя на радость и экстравагантность.
1950-е годы
После военных лет, ознаменовавшихся пайками и довольно строгими и трезвыми силуэтами, у женщин появилось желание наряжаться и выглядеть стильно. Поэтому 50-е годы характеризуются женственными и элегантными силуэтами, с затянутыми талиями и полными платьями и юбками.
Популярным оставался «Новый взгляд» Диора. Однако в это десятилетие появились и другие силуэты, которые, напротив, были более прямыми и стройными. Хорошим примером является «Платье-мешок» Кристобаля Баленсиаги 1957 года. Этот модный дизайн потряс весь мир, поскольку он стал первопроходцем в создании невиданных ранее силуэтов в женской моде. Он пошел в совершенно ином направлении, чем Диор, создав платье-мешок с широкими плечами и формами футляра. В отличие от Диора, Баленсиага придавал объем своим платьям и юбкам с помощью искусных манипуляций с тканью. В то время как Диору приходилось полагаться на встроенные корсеты и многослойные нижние юбки, чтобы добиться объема. Еще одно отличие между ними — вес: платье Balenciaga весит всего 2,2 фунта. В то время как наряд от Dior весит более 9 фунтов.
Еще одним дизайнером, который соперничал с Dior New Look, была Коко Шанель. Она открыла свое дело в 1954 году и вновь представила свой фирменный стройный образ с жакетами в стиле бокс и прямыми юбками.
Как видите, в 50-е годы Диор, Баленсиага и Шанель стали лидерами парижского кутюра. Однако то, как они произвели революцию в женской моде, кардинально отличается.
1960-е годы
В первые годы десятилетия мода продолжала развиваться по образцу 1950-х годов. Иконой стиля стала первая леди Жаклин Кеннеди. А Юбер де Живанши и Кристобаль Баленсиага были основными дизайнерами, которые популяризировали женственный образ, остающийся в моде до сих пор.
Середина десятилетия была известна как «Свингующие шестидесятые» — культурный феномен, ориентированный на молодежь, освещающий музыку и моду. Мэри Куант, Андре Курреж, Пьер Карден и Пако Рабанн были одними из первых дизайнеров, которые поняли потребности современных женщин, создавая одежду, которая чувствовала себя раскрепощенной, смелой и веселой, оставаясь при этом практичной, и часто ставила под сомнение общепринятые гендерные нормы.
Первой революционной моделью стала мини-юбка, изобретение которой приписывают Мэри Куант и Андре Куррежу.
Мэри Куант внесла свой вклад в сексуальное раскрепощение женщин, создав брюки и трусы, как и Ив Сен-Лоран, придумавший первый женский смокинг. С популярностью андрогинных образов изменились даже модели. Самой известной моделью эпохи стала Твигги.
Появились новые инновационные материалы, такие как акрил, полиэстер, ПВХ (поливинилхлорид), винил, лайкра и металлик. Яркие цвета стали заменять трезвую палитру предыдущих десятилетий.
Это была эпоха футуристической моды, поскольку дизайнеры вдохновлялись космическими путешествиями и технологиями. Это видно на примере «Лунных ботинок» Куррежа и коллекции «12 неношеных платьев» Рабанна 1966 года.
Нельзя не упомянуть и Пьера Кардена, который черпал вдохновение в поп-арте и оп-арте, экспериментируя с мотивами, геометрией и цветами. Посмотрите на его «Платье из картона для яиц» из знаковой коллекции 1968 года «Cosmocorps» и «Платье-пузырь». Куреж также увлекался геометрией и хотел отразить свою страсть к архитектуре в одежде. Дизайнер кроил одежду из квадратов, треугольников и трапеций, которые считались оригинальными и яркими формами, и ставил под сомнение понятие традиционной женственности после 50-х годов — времени, когда доминировал идеальный силуэт песочных часов.
К концу 1960-х годов мода начала переходить к эстетике хиппи, которая была способом отвергнуть основную моду. Да, хотя образ хиппи ассоциируется именно с 70-ми годами, на самом деле он появился в конце 60-х.
1970-е годы
Это десятилетие отличалось широким спектром популярных модных тенденций. Конечно, в моде был стиль хиппи, особенно платья в стиле прерий, которые вошли в коллекции высокой моды. Пэчворк, вязание крючком, вышивка и синтетические материалы, за которые 70-е годы стали известны как «десятилетие полиэстера», были общими модными тенденциями.
В конце десятилетия стиль хиппи оставил место для гламурных образов «эпохи диско» с дизайнером Хэлстоном на первом месте.
В начале-середине семидесятых некоторые дизайнеры отреагировали на сексуальную свободу женщин. Например, в 1971 году Ив Сен-Лоран выпустил коллекцию «Libération», вдохновленную 1940-ми годами, а Диана фон Фюрстенберг — свое нестареющее «Wrap dress».
Наконец, спортивная одежда, как и в первые десятилетия XX века, снова вошла в женскую моду. В основном ее популяризировала Норма Камали со своим культовым «Пальто из спального мешка», свитшотами и коллекцией платьев и комбинезонов «Парашют».
1980-е годы
80-е годы стали десятилетием культурных преобразований и проявления индивидуальности. Люди больше не боялись быть такими, какие они есть, и этот менталитет отразился в их модных предпочтениях. Им нравились экстравагантные стили, смелые цвета, а аксессуары были обязательным атрибутом. Неоновая одежда и комбинезоны тоже были в тренде. Кристиан Лакруа, Жан-Поль Готье, Версаче, Карл Лагерфельд для Chanel и другие модельеры откликнулись на эту тенденцию.
Растущая популярность фитнеса, показанная в таких культовых фильмах, как «Грязные танцы» и «Флэшбэк», вдохновила на создание толстовок на плечах, спортивных шорт, спандекса, леггинсов, грелок для ног и повязок на голову.
Большое влияние на моду 1980-х годов оказала музыка: поп-музыка (пышные прически, блестящий макияж, множество украшений); панк (одежда из тартана, Doc Martens, кожа и сетка (Вивьен Вествуд открыла десятилетие стильной спортивной одеждой и мягким стилем «новой романтики» своей коллекцией «Пират» 1981 года) и хип-хоп (свободные джинсы, кроссовки и т. д.).
Поскольку все больше женщин стали работать и занимать высокие посты, им требовался новый гардероб. Так появились жакеты с мягкими плечами (см. костюмы Emanuel Ungaro и Thierry Mugler), смелые аксессуары и высокие каблуки. Принцесса Диана, Нэнси Рейган и Маргарет Тэтчер популяризировали модную тенденцию «силовых костюмов».
С другой стороны, американские дизайнеры, такие как Перри Эллис и Ральф Лорен, обратились к более классическому и непринужденному стилю «preppy look». На него повлиял традиционный стиль Лиги плюща и «Семи сестер», а также одежда британских аристократов начала XX века.
Наконец, в Японии появился новый шокирующий тип моды, который отличался от западных стилей. Такие дизайнеры, как Рей Кавакубо и Йоджи Ямамото из Comme des Garçons, использовали деконструкцию, преувеличенные пропорции и представили черный цвет в качестве нового it-цвета.
1990-е годы
Начало 1990-х годов стало пиком эры супермоделей. Среди самых знаменитых были Линда Евангелиста, Синди Кроуфорд, Наоми Кэмпбелл и Кристи Терлингтон, известные как «оригинальные супермодели».
Спортивный стиль восьмидесятых сохранился и в начале девяностых: байкерские шорты, леггинсы, кеды и толстовки больших размеров по-прежнему остаются любимым выбором молодых женщин.
Затем в моду вошел более повседневный стиль одежды и минимализм. Платье-слип стало главным модным трендом. На смену супермоделям пришли модели в стиле «героиновый шик», олицетворением которого стала Кейт Мосс.
Тремя основными субкультурами 90-х были гранж, основоположниками которого стали Марк Джейкобс и Александр Маккуин (свободные, потертые джинсы, фланелевые рубашки, Doc Martens и ботинки), преппи (рубашки больших размеров, джинсы с высокой талией, клетчатые мини-юбки) и панк (черные кожаные куртки, рваные джинсы, ожерелья-чокеры). Кроме того, женщины носили комбинезоны, вихревые узоры, леопардовый принт, скручивания, банданы, кроп-топы, tie-dye…
Музыкальная и киноиндустрия с Destiny’s child, The Spice Girls, Clueless, The Fresh Prince of Bel-Air, Britney Spears… повлияла на эти популярные модные тенденции 90-х.
2000-е годы
Мода на заре 21 века была похожа на ту, что была в конце 1990-х годов. Но благодаря глобализации и появлению быстрой моды, когда доступную одежду, вдохновленную подиумными образцами, теперь можно было найти в универмагах вроде Mervyn’s, J.C. Penney и Macy’s) модные тенденции стали еще более распространенными. Кроме того, знаменитости и герои телевизионных шоу, таких как The OC, One Tree Hill и Gossip Girl, стали иконами стиля этого десятилетия и оказали влияние на многих людей.
Мода также была отмечена стремительным развитием технологий, что отразилось и на моде. В частности, фильм «Матрица» вдохновил нескольких дизайнеров, таких как Balenciaga, Calvin Klein и Yves Saint Laurent, на использование почти исключительно черного цвета в своих коллекциях осенью 2001 года.
После трагических событий 11 сентября мода вернулась к консерватизму, повседневной одежде и одежде для отдыха, а самым доминирующим предметом стали джинсы. Их стиль менялся на протяжении многих лет: брюки с низкой посадкой, брюки-колокол, зауженные, рваные и другие потертые джинсы. Они стали приемлемым предметом одежды практически на все случаи жизни. Кроссовки были важной частью образа, особенно ретро-кроссовки Nike Air Jordan’s и Adidas Yeezys. Также в моде были каблуки на платформе и сапоги Ugg. Еще одной модной вещью стал спортивный костюм, который носили Дженнифер Лопес, Пэрис Хилтон, Бритни Спирс и актрисы телешоу.
Преобладающими направлениями десятилетия стали богемный стиль (или бохо), пришедший на смену гранжу девяностых (в моде была винтажная одежда и одежда ручной работы), хип-хоп, уличная одежда, Y2K, сцена, эмо и athleisurewear. Эти различные субкультуры 2000-х годов по-разному влияли на моду.
2010-е годы
В 2010-х годах многие женщины носили тренировочную одежду не только для занятий спортом, но и в качестве повседневной одежды. Этот стиль, появившийся в предыдущем десятилетии вместе со спортивным костюмом и ставший известным как athleisure, продолжился и в 2010-х годах.
Если раньше тренды отчасти определяли знаменитости, то в 2010-х, благодаря развитию социальных сетей, их стали определять модные блоггеры и инфлюенсеры, которые стали охотно рекламировать разнообразую яркую и стильную одежду в стиле Поп-арт как в магазине Кельтр.
Также произошло возвращение к максимализму 1980-х годов. Переломным моментом стал 2015 год, когда Алессандро Микеле занял пост креативного директора Gucci и привнес в коллекции яркие цвета и смелые текстуры. Другие дизайнеры поддержали эту тенденцию, например Демна Гвасалия для Balenciaga и Хеди Слиман в Yves Saint Laurent.
Наконец, помимо самих тенденций, в 2010-х годах все больше внимания уделялось вопросам экологичности. Как потребители, так и компании стали говорить о влиянии моды на окружающую среду и условия труда работников фабрик.
2020-е годы
Вспышка Ковида оказала долгосрочное влияние на моду. Люди перешли на уютную и практичную одежду, а активная одежда снова стала модным трендом. Ценность комфорта сохранилась и после блокировки, так что минимализм 90-х вновь вернулся. В 2020-х годах также вернулись тенденции, характерные для других десятилетий, например мини-платья и юбки 60-х годов, а также тренд Y2K 2000-х. Посмотрим, что принесут следующие годы десятилетия.
Мода имеет очень долгую историю. Она зародилась где-то в Древнем мире, приводила к важным изобретениям и развивалась век за веком вплоть до наших дней.