Оглавление статьи:
Каменная мостовая. Процесс строительства
Каменные мостовые пришли к нам из глубины веков. У древних римлян твердое мощение улиц и дорог было особенно развито. Потому что римляне, при освоении новых захваченных территорий, первым делом делали дороги, водоснабжение и канализацию для быстрого продвижения войск.
С того времени технология мощения дороги камнем не изменилась! Ее можно класть из большого и мелкого камня, из дикого и обтесанного камня, прямо на землю или на раствор.
В современном мире стараются все класть на раствор. Вы можете посмотреть подробный МАСТЕР-КЛАСС КАК СДЕЛАТЬ МОСТОВУЮ, ДОРОГУ ИЗ КАМНЕЙ.
А здесь мы покажем процесс строительства широкой и длинной каменной дороги из обработанного камня разного размера и формы, положенного на раствор. Мостовая немного приподнята над землей.
Порядок работ:
1. Обработка камня
Первым делом мы обтесали камень специально для мостовой, не придавая ему строгие квадратно-прямоугольные формы (смотрите КАК ОБРАБАТЫВАТЬ КАМЕНЬ). Задача была: сделать ровное лицо камня и оставить хвост от 15 см и больше, чтобы наши камни уходили телом вглубь мостовой. Смотрите подробнее О РАЗМЕРАХ КАМНЕЙ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА.
2. Черновая стяжка (подготовка грунта, дренаж и фундамент)
Затем подготовили почву, на которую сверху будем укладывать мостовую. Далее засыпали дренаж — щебень и сколы от обработки камня. Подробнее о черновой стяжке и технологии укладки камня вы можете посмотреть МАСТЕР-КЛАСС КАК СДЕЛАТЬ МОСТОВУЮ, ДОРОГУ ИЗ КАМНЕЙ.
На дренаж залили тонкий слой бетона и разровняли его. На бетон положили арматурную сетку, подрезав ее лишние части. Сверху кладем лопатами бетон и сразу вымащиваем камень.
3. Строительные маяки для мостовой
В качестве уровня натянули нитки. Именно с помощью ниток регулируется форма мостовой и ее уклон. В нашем случае мостовая сделана с небольшим уклоном вглубь, вогнутой дугой, а так же сделан небольшой уклон на сторону. Это стоки для воды: во время сильных дождей вода не будет застаиваться на дороге, а будет стекать в специально отведенные каналы.
По краю сектора мостовой натянули нитку по ширине дороги. Затем натягиваем нитки-маяки вдоль дороги, перпендикулярно поперечной нити. Количество этих ниток зависит от ширины дороги, от ее рельефа и от количества мастеров, которые будут класть камень. Поскольку мостовая у нас очень широкая, кладут ее одновременно 3 мастера, поэтому мы натянули вдоль дороги 4 нитки. У каждого мастера свое недлинное правило, которое мастер прикладывает перпендикулярно натянутым ниткам, ровняя камни а кладке.
Когда маяки-нитки готовы, выставляем по ним камни-маяки в шахматном порядке. Выставлять маяки ровно по одной линии в данном случае не правильно, потому что в готовой кладке дороги они сразу будут бросаться в глаза.
4. Кладка камней
Затем выложили мостовую камнями. Камни кладем так, чтобы вглубь мостовой уходил глубокий «корень» камня, от 15 до 35 см. Камни для мостовой нельзя укладывать плашмя или с коротким «корнем».
У каждого камня находим ЖИВОТИК — самую выпуклую часть верхней плоскости. Находим место этого камня в мостовой. Накладываем на это место с горкой раствор и устанавливаем на него камень. Пристукиваем по камню молотком до тех пор, пока самая высокая центральная часть камня не опуститься на высоту натянутой нитки. Проверяем правилом.
5. Строительные швы
Мостовую кладем секторами, примерно 5х5 м. Между ними делаем строительные швы, чтобы один сектор дороги был отделен от другого. Таким образом два рядом лежащих сектора не соприкасаются друг с другом ни бетоном, ни сеткой, ни кладкой. Это позволяет предотвратить растрескивание каменной дороги и увеличить ее долговечность.
6. Первичная очистка
Когда сектор кладки закончен, надо убрать все частицы цемента с поверхности камней. Мы моем сектор мойкой высокого давления, и все камни становятся чистыми.
7. Заливка и расшивка швов
Зазоры между камнями в кладке заливаем жидким раствором бетона. О пропорциях бетона и растворов для мостовой смотрите в мастер-классе КАК СДЕЛАТЬ МОСТОВУЮ.
Когда раствор между камнями немного подсох, мы соскабливаем лишний раствор мастерком или треугольным скребком, и начинаем зачищать швы металлическими щетками, делая небольшие углубления в швах, примерно 1 см.
8. Вторичная очистка
После расшивки выметаем, а затем снова вымываем лишнюю часть раствора с камней мойкой высокого давления.
Надежный переход от шоссейной асфальтовой дороги к каменной мостовой
Эта мостовая примыкает к шоссейной дороге на изгибе почвы вверх. Как сделать, чтобы крайние камни мостовой не вылетали при нагрузках? Мы поставили очень глубокие камни, чтобы обеспечить максимальную прочность дороги в этом месте перехода.
Теперь большие машины постоянно ездят по этой дороге, потому что строительство виллы продолжается. И мостовая выдерживает любой вес машины.
Ворота. Колонны и фундамент
В верхней части мостовой у дороги запланированы большие ворота с каменными колоннами. Чтобы колонны ворот со временем не перекашивались от смещений почвы и землетрясений, мы сделали для них единый монолитный фундамент с участком мостовой, отделенным от основной мостовой строительными швами. В фундаменте заложили арматуру, заведенную в квадратный хомут для связки арматуры, и залили бетоном. На бетон уложили камень по технологии укладки мостовой.
Коммуникации под мостовой
Трубы коммуникаций должны быть предусмотрены в плане мостовой заранее. Поэтому, по плану мы под мостовой мы проложили эластичные пластиковые трубы для дальнейших коммуникаций. И по бокам от мостовой, в местах развязки труб, мы сделали из кирпича специальные лазы для доступа к трубам.
Когда мостовая была готова, мы выложили несколько клумб из камня для ее украшения.
Вдоль мостовой везде тянуться клумбы. Поскольку у нас мостовая приподнята над уровнем земли, полив таких клумб не будет пачкать поверхность дороги.
Одна из клумб — это ровный круг посередине мостовой. Как его сделать? Перед строительством мостовой мы наметили его границы и забили в землю длинные куски арматуры по окружности. Затем сделали окантовку круга из каменных маяков. А далее укладывали камни в мостовую по обычной технологии.
Есть вдоль мостовой и клумбы наподобие каменных бордюров или каменных бортиков. Они тянутся вдоль дороги и отделяют растущие в них большие деревья и цветы от мостовой. В них сделаны строительные швы, которые соответствуют строительным швам мостовой. Некоторые из них покрыты камнем, а некоторые — бетонным козырьком. Смотрите отдельный мастер-класс КАК СДЕЛАТЬ ПОЛУКРУГЛЫЙ КОЗЫРЕК.
Как правильно выбрать камень для мощения.
Стоит отметить, что натуральный камень является прекрасной альтернативой различным дорожным покрытиям – бетонной плитке, бетону, асфальту, а в части декоративности даже превосходит эти виды покрытий.
При этом по цене мощение натуральным камнем практически не отличается от стоимости искусственной плитки и значительно ниже стоимости асфальтового покрытия.
Итак, если Ваш выбор пал именно на природный камень, то при его выборе Вам следует учесть некоторые нюансы:
- Толщина камня.
Следует определиться, каким нагрузкам будет подвержено дорожное покрытие из натурального камня. Для отмостки вокруг дома и хозпостроек, где нагрузка на камень минимальная, и к тому же часто залито бетонное основание, вполне сгодится песчаник толщиной 2-3 сантиметра. Для устройства пешеходной дорожки в саду или придомовой зоне следует использовать природный камень толщиной 3-4 сантиметра. Этой толщины вполне достаточно для нагрузки такого типа. Для заездов, зон парковки, хозпроездов необходим плитняк толщиной 4-5 сантиметров. Если же площадка будет использоваться для проезда грузовых автомобилей и спецтехники, то необходимо применять камень толщиной от 6 сантиметров. И, в любом случае, не стоит забывать про правильную подготовку основания для укладки камня. - Структура и свойства камня.
Для мощения необходимо выбирать наиболее плотный и однородный камень, с небольшой зернистостью. Как известно, чем выше плотность, тем меньше водопоглощение. А при наших крайне переменчивых зимах, это свойство очень важно, ведь если камень будет содержать влагу, то через несколько циклов замерзание- оттаивания он начнет трескаться. Также при выборе природного камня для мощения обращайте внимание на его однородность. Если на торцах плитняка вы видите неоднородную структуру или трещины, то следует воздержаться от приобретения такого камня. Очень часто это признак низкого качества материала. (При этом следует различать неоднородность по структуре и неоднородность по цвету. Неоднородность по цвету вполне характерна для природных материалов, и это не является недостатком). Стоит также обратить свое внимание на зернистость камня. Плитняк с бОльшей зернистостью, как правило, всегда менее прочный, чем мелкозернистый камень. - Тип мощения.
При выборе вида натурального камня для мощения необходимо понимать кто и как будет по нему передвигаться. Если, например, для устройства обыкновенной садовой дорожки или площадки лучше всего подойдет полигональный (рваный) камень, то для мощения крытой террасы или веранды стоит использовать галтованый камень, углы и кромки которого подверглись механической обработке. Ведь в таких местах часто ходят маленькие дети, да и Вы сами будете выходить на террасу в летнее время босиком, и использование гладкого камня исключает в таком случае риск травматизма. А для дорожек и площадок, которые планируется использовать нечасто (например подход к декоративному водоему или малым архитектурным формам в саду) наиболее оптимально подходит пошаговый камень. Этот вид мощения подразумевает использование больших пластов камня, когда плиты укладываются в произвольном порядке и с таким интервалом, чтобы по ним было удобно идти размеренным шагом. Кстати, этот вид мощения еще хорош тем, что он не требует значительной подготовки основания, и такая дорожка легко может быть уложена по уже существующему газону. - Технология укладки.
Итак, камень Вы выбрали, теперь дело за малым – найти тех строителей, которые его не испортят путем неправильной укладки. Существуют различные способы укладки камня: на песчано-цементную смесь, на бетонное основание. Оба способа хороши и надежны при соблюдении технологии укладки. Но я лично отдаю предпочтение укладки на сухую смесь, хотя это дело вкуса. Следует учитывать, что для того, чтобы камень не повело после укладки, подушка под мощение должна составлять не менее 40 см песчано-гравийной смеси. Основание должно быть хорошо утрамбовано. Если участок находится в низине или грунты на участке плохо отводят влагу, необходимо сделать дренаж. Ну и последний момент. После укладки, высыхания и очистки покрытия из природного камня, его следует обработать защитным составом – гидрофобизатором. Этот вид обработки следует выполнять на покрытиях из песчаника, сланца, доломита. Для гранита, базальта, андезита такая обработка не требуется. И самое важное в наших реалиях условие – контроль за строителями (даже самыми лучшими и проверенными). Кто строится – тот поймет )).
И поверьте, если к укладке камня подойти таким образом, результат не оставит равнодушными ни Вас ни Ваших гостей!
Купить камень для мощения можно в нашем каталоге
Булыжная мостовая. Опыт предков
Вашему вниманию предлагается статья об опыте изготовления булыжных мостовых. Статья издана в 1932 году!
Данная статья любезно предоставлена Костиковым Юрием Борисовичем. Ответственным исполнителем по составлению «Рекомендаций по применению мощений при устройстве покрытий территорий жилой и общественной застройки» С. Петербург 2011.
Мощение булыжником.
При благоустройстве территорий, совместно с искусственными камнями/плитами часто используется булыжник (рис 1. слева). Булыжными называют мостовые, устраиваемые из мелкого валунного камня – “кругляка” (или булыжника в его естествен¬ном виде) или крупного грубо колотого камня, называемого шашкою.
Мощение булыжником включает в себя следующие операции:
- подготовка основания, сортировка булыжника по высоте и ширине (в плане);
- укладка булыжника, расщебенка пустот, трамбование, засыпка песком и укатка.
Основные правила булыжного мощения следующие (см. Технические условия на работы по замощению и ремонту про¬езжих частей улиц и устройству и ремонту тротуаров на 1932 год (дополнительное и исправленное на 1/II -1932г) Ленинград. Издательство Леноблисполкома и Ленсовета, 1932) :
- Камень должен сажаться на место в песок насухо, c полным прижатием к ранее установленным камням, без прослойки песка между ними, препятствующей постановке следующих камней.
- Промежутки между камнями заполняются мелкофракционным щебнем
- Камень (однообразный по высоте с соседним) должен сажаться суженным концом вниз (тычком), без навалки и укрепляться в устойчивое положение ударом молотка.
- Камень должен ставиться так, чтобы он соприкасался с окружающими его камнями не менее, чем в трех точках, рассоложенных по его периметру, а не сосредоточенных в какой-нибудь одной его части. Не допускается укладка камней с оставлением четырехугольных зазоров между ними; зазоры должны быть треугольными и иметь наименьший возможный по величине размер.
Правила проиллюстрированы на рис. 2 (а, б). при несоблюдении правил, возможна потеря устойчивости отдельных камней в дорожном покрытии, их выжимание под ударами колеса и, как следствие, разрушение целых участков мостовой.
Рис. 2а пример неправильного мощения булыжником
Недочёты:
- по линии А-Б сквозной шов по направлению движения;
- Четырёхугольные зазоры “c”;
- плохая сортировка камней по величине в плане;
- плохая сортировка камней по высоте;
- Камень “д” чрезмерной высоты по сравнению со средней высотой остальных камней (врезался в грунт) и кроме того установлен в неустойчивое положение;
- Камень “к” уложен плашмя;
- Имеющий в плане форму камень “м” уложен по направлению движения.
Рис. 2б – пример правильного мощения булыжником
Заштрихованные камни I и II, имеющие угловатую форму, уложены с недостаточной возможной плотностью: пунктиром показана более правильная укладка их в плане, чем достигнуто уменьшение пустот между одними и теми же камнями до минимума, а именно: вместо больших пустот 1-6-7-3-2-1 и 3-8-9-5-4-3 получены значитель¬но меньшие зазоры 2-7-3-2 и 3-8-4-3, т.е. более плотное мощение.
Порядок мощения при различных профилях дорожного покрытия показан на рис. 3.
Реализуем некондиционные остатки гранитной плиты за 1/5 от начальной стоимости.
Кладка мостовой (брусчатки) своими руками
Автор: admin
Дата записи
Обыкновенная дорожка, ведущая к дому, делает его ландшафт заурядным.
Эти методы для кладки, установки и обработки камня можно применить к меньшим декоративным вставкам и тротуарным проектам любого вида, от патио до дорожки.
Видео от PacificOutdoorLiving о том, как положить мостовую (брусчатку) своими руками. Видео на английском. Русские пояснения снизу.
Видео от Firstpave Ltd об установке мостовой (брусчатки) своими руками в фотографиях.
Гранит
Почти такой же прочный, как алмаз, гранит практически не требуют технического обслуживания и невосприимчив к повреждению.
Цвета: серый – самый популярный, желтый идеально подходит для пляжного дизайна, розовый для городских условий и черный сочетается со всем.
Размеры: Необходимы кубы (4x4x4 дюймов), средние (4x5x9 дюймов), а также большие (4x7x10 дюймов).
Брусчатка (мостовая) для патио должна быть не менее 4 см толщиной. Если автомобили будут ездить на них, они должны быть, по крайней мере, не менее 10 см толщиной.
Отделка: гладкий гранит очень скользкий; на открытом воздухе следует обжечь его пламенем.
Затраты: готовый разрезанный гранит выйдет дешевле.
Вес: Гранит весит очень много, поэтому необходимо нанять грузовик, чтобы перевезти его.
Выкапываем асфальт
Там, где гранит встретится с асфальтом, Роджер сделал чистый срез асфальта. Для этого использовал 16 дюймовый алмазный диск. После работы с ломом и железными прутьями, он использовал тяжелую технику, чтобы очистить все до тротуара. Асфальт увезли в каменоломню, где заново переработали.
Создание основы для мостовой (брусчатки)
Для поддержки автомобилей под брусчаткой (мостовой) необходимо сделать 25-35 см слой гравия, чтобы она не меняла свой уровень и вода не стекала в расщелины. В этом случае основа осталась из – под асфальта, поэтому Роджер просто утрамбовал ее. Для ориентира установите железные прутья с яркой веревкой, относительно которых будете класть камни. Эта линия остается на месте в течение всего проекта.
Создание границ мостовой (брусчатки)
Начиная с одного угла, устанавливайте камень согласно проекту. Каждый камень был установлен на 5 см портландцемента, который является достаточно гибким для замораживания-оттаивания. Используйте резиновый молоток для регулирования глубины нахождения камня в цементе.
Заполнение мостовой (брусчатки)
Итак, 2 ряда черного гранита были положены, настал черед серых блоков. Используйте также портланд цемент. Между камнями используйте смесь цемента с песком. Чтобы цемент не окрашивал камень, смывайте его водой.
Резка камня
К концу декоративной вставки брусчатки дорога немного сужается, поэтому гранит необходимо было разрезать. Поливайте водой из ведра, чтобы и камень и лезвие было холодным.
Установка камня
Установка камня происходит аналогично маленьким булыжникам на глубину 5 см в портландцемент.
Установка и выравнивание мостовой (брусчатки)
Наконец все камни установлены, пора с помощью ровной деревяшки и резинового молотка выровнять каждый камень. После выравнивания брусчатки необходимо проверить камни уровнем по двум направлениям: вверх – вниз и слева направо.
Заполнение швов мостовой (брусчатки)
На один день все швы брусчатки необходимо наполовину заполнить полимерным песком (песок + полимеры). Полимеры связывают песчинки между собой и не пропускают воду. После заполнения швов брусчатки песком, его немного смачивают из распылителя (он активирует полимеры). После 1 дня швы заполняют другим слоем полимерного песка, больше смоченным водой. Через 2 дня швы были закалены. Дорога готова к эксплуатации.
С практической точки зрения, можно сделать наклон брусчатки немного влево, чтобы туда стекала вода. В техническом обслуживании брусчатка минимальна, так как гранит прочный, а полимерный песок не пропускает воды, насекомых и растения.
В качестве альтернативы можно использовать мозаику из камня своими руками, которая имеет те же характеристики.
Укрощение дикого камня. Как строили мостовые в Петербурге прошлых столетий
Покрытые гладким асфальтом городские трассы настолько удобны, что кажется, будто в Петербурге они существовали всегда. Хотя это не так: многие старые ленинградцы помнят, как выглядели булыжные мостовые, ездить по которым было сущим мучением. Однако вспоминают они об этом с теплотой, а градозащитники, обнаружив брусчатку, чудом уцелевшую в некоторых переулках, бросаются на ее защиту. Что говорить, гранитные дороги служили горожанам верой и правдой не одну сотню лет и уже поэтому заслуживают не просто интереса, а особого к себе отношения.
Каменное «одеяние» Дворцовой площади, что ни год, приходится восстанавливать: туристы уносят брусчатку на сувениры. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Под надзором Петра
Первые петербургские мостовые были деревянными, и делали их по старому русскому образцу: на утрамбованную поверхность укладывали горбыли, а сверху стелили доски. Чтобы мостовые сохранились дольше, один из первых петровских указов запрещал обывателям, «какого бы чину кто ни был», носить обувь, подбитую железными подковками, иначе те «жестоко будут оштрафованы».
Но такие дороги были не для сырого петербургского климата, да и на создание более прочных, по образцу европейских столиц, денег в казне не хватало. И тогда царь-плотник велел собирать по берегам Финского залива и озер «дикий» камень и доставлять его в город. Каждому приходившему через Ладогу судну в зависимости от величины надлежало иметь при себе до 30 валунов, а каждая подвода обязана была привезти не менее трех камней нужного веса.
Так был уложен булыжник от Главного адмиралтейства до старой Новгородской дороги, то есть по трассе, совпадавшей с нынешним Невским проспектом. В те времена дороги мостили, как правило, вдоль домов на ширину сажени (1,5 — 1,8 метра), а середина пути, где передвигались экипажи и повозки, оставалась земляной. Но Троицкая и некоторые другие площади города «приоделись» камнем уже целиком.
Домовладельцев обязывали делать дорогу перед своими зданиями и освещать ее фонарями. «Каждому жителю против своего двора посыпать песком и камнем мостить гладко, как будет показано от мастеров, и чтобы были твердо утверждены, дабы весною и в дожди не заносило», — распорядился в 1718 г. первый генерал-полицмейстер Петербурга Антон Девиер. Наставления по поводу того, как с дорог «всякий сор сметать» и содержать их в надлежащем состоянии, находим в указе, изданном через три года.
За счет казенных учреждений и на частные средства к 1725 г. были вымощены Литейная, Шпалерная, Захарьевская, Фурштатская, Сергиевская (ныне Чайковского) улицы. Дело пошло энергичнее, когда после большого пожара 1737 г. этим стала заниматься Особая комиссия о петербургском строении, а во времена правления Елизаветы был принят мостовой налог: деньги на содержание дорог вычитали из жалованья служащих.
Чудный узор под ногами
К концу XVIII века большинство центральных улиц таким образом обрели каменное покрытие (хотя на окраинах города грунтовые дороги оставались еще долго). Причем было несколько видов таких мостовых: так называемая грубая, когда на твердое основание плотно укладывали необработанный камень, обычная, а также двойная: на отсыпанную песком и гравием «подушку» настилали крупный булыжник, а вторым слоем шел более мелкий камень.
Парадные части имперской столицы украшали узорчатые мостовые, где камнем выкладывали замысловатый рисунок. Отдельные отрезки улиц, скажем, у Мраморного дворца, покрывали чугунными плитами (такие дороги сохранились только в Кронштадте). Гораздо изящнее, чем булыжная, и более гладкой была «кубическая» мостовая: диабазная брусчатка, появившаяся вначале перед Исаакием и на Дворцовой площади, была так хороша, что «покорила» другие места города.
«На Петра нередко сетуют за то, что он построил столицу России на болотах, — говорит Елена Путинцева, сотрудник петрографического музея Санкт-Петербургского государственного университета, — и напрасно: материала, пригодного для строительства зданий и дорог, в окрестностях города и чуть дальше, конечно, хватало».
По ее словам, для булыжных мостовых использовали кроме обтесанных волнами валунов гранит Выборгского массива, который выдерживал большие нагрузки и мог служить не одно столетие, доставляли такие камни и с побережья Ладоги. Габбродолериты (субвулканическая горная порода), а особенно метаморфозный их представитель диабаз, тоже прочный и хорошо подвергавшийся обработке, шли обычно на укладку брусчатки. Крупные обнажения таких пород имеются на юго-западном побережье Онежского озера.
Еще проще дело обстояло с плитами, которыми мостили тротуары: выходы путиловского известняка простирались в досягаемой близи на многие сотни верст. В каменной коллекции университетского музея, которую начал создавать в XIX веке выдающийся русский геолог член-корреспондент Петербургской академии наук Александр Иностранцев, эти материалы представлены. Так что нынешние студенты могут подержать в руках такие камни, по которым прошлось, в буквальном смысле, не одно поколение петербуржцев.
По дороге на цыпочках
«Наша семья жила недалеко от Сенной площади, а затем в районе Коломны, где в пору моего детства сохранилось много булыжных мостовых, — рассказывает Регина Дашко, профессор Горного университета. — Ездить по ним на машинах, испытывая тряску и шум, было страшно неудобно». Вдоль проезжей части, бывало, укладывали широкие доски, по которым, как по рельсам, передвигался колесный транспорт, но они быстро ломались или сгнивали. «А каково было дамам, ходившим на высоких каблуках? — добавляет Дашко. — Дорогу те переходили на цыпочках».
В то же время мостовые, строившиеся по типовым правилам, представляли собой непростую конструкцию. Вначале требовалось грамотно выполнить основание, состоящее из песка, щебня и песчано-бетонной смеси. На него укладывали камни так, чтобы точки их соприкосновения создавали треугольник, жесткую фигуру. Затем устраивали не размываемые дождями откосы, водоотводные лотки, колесоотбойные тумбы (гранитные либо чугунные), защищавшие арки и углы зданий от колес экипажей.
Словом, это была новая технология. Секреты умения булыжных дел мастеров если и сохранились, то, наверное, лишь в архивах. А чтобы строить брусчатое дорожное полотно, и подавно нужно было иметь золотые руки. Для этого использовали камни особенно твердых пород, базальт или диабаз (применяли два вида брусчатки: колотую и пиленую), плотно подгоняя их друг к другу и заделывая швы песком, смолой или цементным раствором. Такие мостовые были настолько прочны, что могли служить, казалось, вечность.
«Одна такая мостовая находилась, на моей памяти, у входа в Летний сад, — вспоминает Регина Дашко, — свернув за угол, она тянулась вдоль набережной Лебяжьей канавки. Под дождем брусчатка становилась немного скользкой, но это был, пожалуй, единственный ее недостаток. К тому же влажная мостовая хорошо гармонировала с фасадами старых домов, ее окружавших, блики ее были невероятно красивы. »
Лондонские еловые торцы
Примечательно, что с каменными мостовыми успешно соперничали торцевые, сделанные из деревянных, чаще всего шестигранных, брусков, которые идеально прилегали один к другому. В начале 1820-х по предложению петербургского инженера Василия Гурьева ими замостили в виде опыта два участка дороги: на Большой Морской улице у канцелярии генерал-губернатора и на Миллионной.
Эксперимент удался, и торцевые мостовые пролегли чуть позже на Невском проспекте от Адмиралтейства до Фонтанки, а к началу XX века покрыли в центре города значительную часть улиц.
Технология их строительства была другой: края дороги мостили булыжником, а между ними на просмоленный дощатый настил, а позже на бетонное основание выкладывали шашки-торцы, скрепляя их для прочности металлическими скобами и замазывая швы газовой смолой.
Вслед за градом Петра такие мостовые (проезжать по ним могли почти бесшумно, а содержать их было дешевле и проще, чем каменные) стали устраивать и другие европейские столицы. Хотя за рубежом использовали для этого не только сосну, но и более экзотические материалы: эвкалипт (Варшава), шведскую ель (Лондон) и канадскую лиственницу (Париж). Одно плохо: после каждого большого наводнения, размывавшего в Петербурге эти дороги, отстраивать их приходилось практически заново.
Ко времени широкого наступления асфальта (первый завод по его производству был запущен в 1932-м) деревянные торцы канули в Лету. Да и старую каменную мостовую, «утонувшую» под напластованием культурного слоя, в городе уже не встретишь. А если ее «островки» до последнего времени и сохранялась (спуски к Неве, межтрамвайные пути), то это брусчатка, уложенная в период, когда город отстраивался после блокады и разрушений военных лет, считают специалисты.
Триумф «пятого фасада»
«Проходя по Корпусной улице, находящейся на Петроградской стороне, где ремонтировали асфальт, я увидел недавно фрагмент булыжной мостовой. Таких свидетелей старины легко обнаружить и на других улицах, где ведутся дорожные работы», — делится Вадим Спиридонов, руководитель петербургской архитектурной мастерской «Три».
Другое дело, что с ними делать? Реконструировать и превращать в пешеходную зону можно, но для городского бюджета это слишком дорого: возникает целый клубок проблем, связанных с переносом коммуникаций, нарушением вертикальной планировки и т. д. Да и отсекать проезд транспорта не везде приемлемо. А вот восстанавливать брусчатку в историческом центре необходимо, если «пятый фасад», как называют эти мостовые, вписывается в архитектурный контекст.
«По проектам нашей мастерской оделись в гранит Адмиралтейский проспект, Невский проспект, Петропавловская крепость, Парк 300-летия Петербурга, Стрелка Васильевского острова, — продолжает архитектор. — На одном из таких объектов, залитых прежде асфальтом, где полностью была изменена планировка, помню, услышал высказывание прохожих: да тут ничего, мол, не изменилось. Для меня это была лучшая похвала: значит, появившаяся брусчатка стала созвучна той части города».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 178 (6531) от 24.09.2019 под заголовком «Укрощение дикого камня».
Где используются и как выбрать дорожные, мостовые и магистральные бордюры
Для большинства людей такое бетонное изделие как бордюр кажется весьма посредственным, неинтересным и малозначимым элементом градостроительного комплекса. Однако если немного глубже вникнуть в тематику урбанистики и городского обустройства в частности, оказывается, что бордюрный камень выполняет крайне важные функции. И без этого элемента невозможно создать ни прекрасных парковых аллей, ни ровных и красивых тротуаров из плитки или брусчатки, ни асфальтированных дорог с длительным сроком эксплуатации.
Казалось бы, что бордюр – по сути длинный и прямоугольный кусок бетона – не столь важен в рамках благоустройства городских поверхностей, но это ошибочное мнение. Дорожные, мостовые и магистральные бордюры играют важнейшую роль во всех градостроительных и дорожно-строительных проектах – начиная от оформления клумб на площадях, заканчивая ограждением трамвайных путей от проезжей части или ограничением асфальтного покрытия на федеральных трассах.
Даже при мощении плиткой участка возле частного дома нужны бордюры, не говоря уже о массовом строительстве дорог, тротуаров и прочих городских поверхностей.
Где используют дорожные, мостовые и магистральные бордюры?
Если говорить о городской среде, то дорожные бордюры используют преимущественно для разделения поверхностей различного назначения. Бордюрами разделяют тротуары от проезжей части, дороги от трамвайных путей и пешеходные зоны от зеленых насаждений и клумб.
Что касается дорожных работ вне города, то в таких случаях используют магистральные бордюры, отличающиеся бо́льшим размером и повышенным уровнем допустимой нагрузки. Есть еще мостовые бордюры, которые используют на мостовых дорожных участках. Они также имеют повышенные характеристики прочности, поскольку их предполагаемая эксплуатационная нагрузка на порядок выше дорожных бордюров, не говоря уже о тротуарных.
Основные функции дорожных и магистральных бордюров
Дорожные, магистральные и мостовые бордюры выполняют следующие функции:
Защита дорожного полотна (плиточного или асфальтированного) от размывания. Актуально как для дорожных бордюров, так и для магистральных.
Разделение зон различного назначения: пешеходные поверхности от проезжей части, автомобильной дороги от трамвайных путей и т.д.
Укрепление тротуаров, парковых дорожек и небольших площадок из тротуарной плитки. Применимо к дорожным бордюрам.
В совокупности с дорожным или пешеходным покрытием бордюры также играют важную эстетическую роль.
В некоторых случаях бордюры определенного цвета могут использоваться в роли опознавательных или указательных знаков.
Благодаря повышенным характеристикам прочности, износостойкости и устойчивости к механическим повреждениям, бордюры в значительной степени продлевают срок эксплуатации плиточного или асфальтированного покрытия. Поэтому бордюрный камень – это важнейший элемент, широко использующийся в различных градостроительных проектах и дорожно-строительной сфере.
Дорожные бордюры
Дорожный бордюр – наиболее распространенный и часто используемый вид бордюрного камня. Сфера его применения ограничена лишь фантазией и креативностью проектировщика, а значит – практически безгранична. Его даже можно использовать в проектах по созданию площадок с клумбами и цветочниками в парках и на площадях, несмотря на видимые различия в размерах между дорожным и тротуарным бордюром.
Но чаще дорожный бордюрный камень используют в роли разграничителя поверхностей различного назначения. Это, прежде всего, разграничение тротуаров и проезжих частей. Для этих целей подойдут модели БР 100.30.15 или БР 100.25.15 с меньшим сечением. Отдельного внимания заслуживает дорожный бордюр ГП1 1000х350х140, имеющий повышенный уровень прочности. Завод компании «ГРАДДИ» может выпускать прямоугольные бордюрные камни ГП1 в различных цветовых решениях и с добавлениям дополнительных материалов, повышающих прочность изделия и его эстетическую привлекательность.
Мостовые бордюры
Мостовые бордюры более массивны и прочны. Используются для:
реализации дорожно-строительных проектов на мостовых участках городских и федеральных трасс;
устройства остановок для общественного транспорта;
разграничения трамвайных путей от проезжей части и пешеходных зон.
Популярные модели: БР 100.60.18 и БР 100.60.20. Сюда же можно отнести дорожный прямоугольный бордюрный камень ГП1 1000х350х140, поскольку он имеет схожие с мостовыми бордюрами характеристики.
Мостовые бордюры производятся из высококачественного бетона класса М400 (В30) с добавлением гравийного отсева и специальных усиливающих добавок немецкого производства. Доступны различные расцветки.
Магистральные бордюры
Магистральные бордюры – особый вид бордюрного камня, использующегося преимущественно для строительства или ремонта скоростных магистралей и федеральных трасс с повышенной нагрузкой. Обычно, магистральные бордюры имеют большие размеры – не менее 1000 мм в длину и 300 мм в ширину. Производят из качественного высокопрочного бетона.
Часто использующиеся модели: утолщенный магистральный бордюр БР 100.45.18 и БР 100.30.18. Обычно производятся однотонными, но некоторые модели – в частности БР 100.30.18 – изготовляют с добавлением различных пигментов. Имеют повышенные характеристики прочности, износостойкости и морозостойкости – F300.
Критерии выбора дорожных, мостовых и магистральных бордюров
Выбор подходящего под проект бордюра – задача несложная, если руководствоваться определенными критериями, а именно:
бордюр внешне и по эксплуатационным характеристикам должен подходить к будущему дорожному покрытию и его назначению;
важно определиться с толщиной и длиной бордюров, учитывая условия строительно-ремонтного проекта;
при выборе важен как цвет, так и форма бордюрного камня;
учитывайте эксплуатационные характеристики изделия, поскольку покупать магистральные бордюры для оформления клумб – дороже, нерентабельно и, в принципе, глупо, учитывая, что есть более дешевые тротуарные или садовые бордюры;
продукция должна производиться с учетом государственных стандартов качества (ГОСТ) и быть сертифицированной.
Вся продукция компании «ГРАДДИ» имеет необходимый сертификаты и производится под жестким контролем с учетом действующих стандартов качества (ГОСТ). Если у вас возникли проблемы с выбором бордюров, или вам необходима консультация нашего квалифицированного специалиста, обращайтесь в офис компании «ГРАДДИ», или звоните по телефону, который указан на сайте.